Андреев ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающхся по специальности и направлению Менеджмент организации Ярославль 2011 1 УДК 005.591.6(075.8) ББК У9(2)212я73 А 65 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> ISBN 978-5-8397-0847-1 В пособии рассмотрены проблемы функционирования рынка инноваций, интеллектуальной собственности и ее защиты, маркетинг инноваций и особенности управления инновационным проектом. <...> Инновационный процесс и управление инновационной деятельностью Основные термины и понятия: нововведение, инновация, теория инноватики, технологический уклад, технологический разрыв, диффузия инноваций, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный менеджмент. <...> Он непосредственно не занимался инновационными вопросами, но рассмотрение им больших циклов конъюнктуры (длинных волн) инициировало исследование причин этих циклов и их продолжительности, в качестве наиболее важной из них были признаны инновации. <...> Началу повышательной волны второго большого цикла предшествовали изобретения турбины, жнейки, телеграфа Морзе, парового насоса, швейной машины, открытие электромагнитной индукции М. Фарадеем <...> Повышательной волной третьего большого цикла конъюнктуры стало изобретение электродвигателя, в частности создание трёхфазного асинхронного двигателя на переменном токе российским электротехником М. О. ДоливоДобровольским, а также развитие теории сталеплавильного производства российским учёным-металлургом Д. <...> Черновым1 Большие циклы конъюнктуры выявляются в том же едином . процессе динамики экономического развития, в котором проявляются и средние циклы с их фазами подъёма, кризиса и депрессии. <...> Поэтому средние циклы как бы нанизываются на волны больших циклов. <...> Следовательно, характер фазы большого цикла не может не отразиться на ходе средних циклов. <...> Так, если наблюдать <...>
Инновационный_менеджмент_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
В. Е. Андреев
ИННОВАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающхся по специальности
и направлению Менеджмент организации
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 005.591.6(075.8)
ББК У9(2)212я73
А 65
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/11 учебного года
Рецензенты:
Горгола Е. В., д-р экон. наук, профессор Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
кафедра менеджмента Ярославского филиала МЭСИ
Андреев, В. Е. Инновационный менеджмент: учеб. пособие
А 65
/ В. Е. Андреев ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль:
ЯрГУ, 2011. – 160 с.
ISBN 978-5-8397-0847-1
В пособии рассмотрены проблемы функционирования
рынка инноваций, интеллектуальной собственности и ее защиты,
маркетинг инноваций и особенности управления инновационным
проектом.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 080200.62 и специальности 080507.65 Менеджмент
организации (дисциплина «Инновационный менеджмент»,
блок Б3, СД), очной, очно-заочной и заочной форм
обучения.
УДК 005.591.6(075.8)
ББК У9(2)212я73
ISBN 978-5-8397-0847-1
2
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Оглавление
Предисловие ......................................................................................3
Глава 1. Инноватика как направление научной
деятельности. Инновационный процесс
и управление инновационной деятельностью ............4
1.1. Эволюция теории инноватики ..................................................4
1.2. Технологические уклады и их характеристика .....................10
1.3. Сущность и виды инноваций ..................................................15
1.4. Инновационный процесс и инновационная деятельность ...18
Вопросы и задания для самоконтроля ..........................................24
Глава 2. Национальные инновационные системы
и государственное регулирование
инновационной деятельности ......................................24
2.1. Основные элементы НИС .......................................................24
2.2. Особенности НИС развитых стран и формирование
НИС России .............................................................................30
2.3. Государственное регулирование инновационной
деятельности ............................................................................35
Вопросы и задания для самоконтроля ..........................................39
Глава 3. Особенности функционирования рынка
инноваций. Трансфер технологий ...............................40
3.1. Рынок инноваций и его характеристика ................................40
3.2. Правовая защита результатов
интеллектуальной деятельности ............................................46
3.3. Способы трансфера технологий .............................................52
Глава 4. Оценка объектов интеллектуальной собственности ...62
4.1. Соотношение понятий «интеллектуальный капитал»,
«интеллектуальная собственность»
и «нематериальные активы» ..................................................62
4.2. Интеллектуальная собственность как актив предприятия ...67
158
Стр.158
4.3. Основные подходы к оценке объектов
интеллектуальной собственности .........................................71
Вопросы и задания для самоконтроля ..........................................77
Глава 5. Инновационный потенциал и инновационная
активность предприятия...............................................78
5.1. Структура и показатели оценки
инновационного потенциала ..................................................78
5.2. Инновационная активность предприятия ..............................82
Вопросы и задания для самоконтроля ..........................................91
Глава 6. Маркетинг инноваций и выбор
инновационной стратегии.............................................91
6.1. Особенности маркетинга инноваций .....................................91
6.2. Инновационные стратегии и их виды ..................................102
6.3. Оценка инновационной активности предприятия
и выбор стратегии .................................................................112
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................117
Глава 7. Риски в инновационной деятельности.
Особенности рискового (венчурного)
инвестирования ...................................................................118
7.1. Сущность, причины возникновения и виды
инновационного риска ..........................................................118
7.2. Методы управления рисками ...............................................122
7.3. Особенности венчурного (рискового) инвестирования .....127
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................133
Глава 8. Управление инновационным проектом ...................134
8.1. Особенности инновационного проекта................................134
8.2. Критерии оценки и эффективности
инновационных проектов .....................................................140
8.3. Организация управления инновационным проектом .........145
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................154
Список литературы .......................................................................155
159
Стр.159