В.Ф. Васильев
Проблемы
рациональности
Ярославль 2005
1
УДК 330
ББК Ю 25
В 19
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. <...> План 2006года
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор
кафедры философии и истории Ярославской государственной
медицинской академии А.К. Кудрин;
кафедра философии Ярославского государственного
технического университета
Васильев, В.Ф. Проблемы рациональности : моноВ 19 графия / В.Ф. Васильев ; Яросл. гос. ун-т. <...> Особенно
остро стоит вопрос о границах рациональности как таковой, чему посвящена и данная монография. <...> Эпштейн, – создаваемая
средствами коммуникации и выступающая как более достоверная, точная, "реальная" реальность, чем та, которую мы воспринимаем в окружающей жизни. <...> В обществе постмодерна западная рациональность, похоже,
переступила самое себя – тому немало признаков (о них еще
пойдет речь в нашем исследовании), немало свидетельств того,
что революция ratio пожирает самых успешных своих детей. <...> Гуссерль (в проектах постклассического рационализма)
грезит об абсолютной измеримости всего и вся, что надежно охраняется постулатом «строгой идентичности значения»; этот
постулат придает исторически определенное качество фундаментальному (для всякой рациональности) принципу тождества. <...> Деррида, позднего рационалиста (пионерски приступившего к иррациональному), завершают начатый круг. <...> Деррида борется с прошлым, осевшим в языке и речи. <...> ***
Кардинальное: «жить настоящим» – действительно выдвигает другое начало, если только «опорой существованию может
стать беспричинная открытость» (В.В. Бибихин)6. <...> И это, конечно, другое отношение к делу (к языку и речи),
чем то, которое провозглашал в свою эпоху Г. Гегель: чтобы
съесть бифштекс, не обязательно знать его химический состав. <...> Насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» (Хайдеггер М. <...> Поэтическое слово
(о котором Г. Гегель, между прочим, говорит, что оно древнее
прозы)4 <...>
Проблемы_рациональности__монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
В.Ф. Васильев
Проблемы
рациональности
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 330
ББК Ю 25
В 19
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2006года
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор
кафедры философии и истории Ярославской государственной
медицинской академии А.К. Кудрин;
кафедра философии Ярославского государственного
технического университета
Васильев, В.Ф. Проблемы рациональности : моноВ
19
графия / В.Ф. Васильев ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль :
ЯрГУ, 2006. – 224 с.
ISBN 5-8397-0435-0
Поиски новой гуманитарной парадигмы привели зарубежных
и отечественных философов к глубокой переоценке
основ классической рациональности. Особенно
остро стоит вопрос о границах рациональности как таковой,
чему посвящена и данная монография. Она адресована
как философам-специалистам, так и всем тем, кого
не оставляют равнодушными кризисные явления европейской
культуры. Монография может быть использована
также в вузовских курсах по проблемам философии
науки.
УДК 330
ББК Ю 25
© Ярославский государственный
университет, 2006
ISBN 5-8397-0435-0
© В.Ф. Васильев, 2006
2
Стр.2
Содержание
Предисловие ..................................................................................... 5
I. Рациональное и иррациональное
(герменевтический аспект) ..................................................... 8
II. Вопрос об иррациональной природе творчества .............. 20
III. Два рождения европейского рационализма
(λόγος и cogito) ......................................................................... 33
IV. О пределах рационального ................................................... 49
1. Классический субъект ....................................................... 51
2. Как возможна философия иррационального? ................ 59
3. «Путь Парменида» ............................................................ 66
V. Западная философия науки ................................................... 73
1. Неопозитивизм .................................................................. 73
«Антикризисная» концепция Б. Рассела ......................... 78
О значении «Логико-философского трактата»
Л. Витгенштейна ........................................................... 83
2. Э. Гуссерль о кризисе научной рациональности ............ 87
3. Концепции развивающегося знания ................................ 93
Критический рационализм К. Поппера ........................... 93
Методология исследовательских программ
И. Лакатоса .................................................................... 97
Структура научных революций Т. Куна ....................... 101
Концепция «эпистемологического анархизма»
П. Фейерабенда .............................................................. 105
3
Стр.3
VI. Бытие и Ничто (М. Хайдеггер и Ж.П. Сартр) ................ 109
1. Проблема Da-sein – вот-бытия (М. Хайдеггер) ............ 109
2. Сущность и существование (экзистенциализм
Ж.П. Сартра) .................................................................... 118
VII. После модерна (от деконструкции к потенциации) .... 130
1. Метод деконструкции (Ж. Деррида) ............................. 130
2. Философия возможного (Мих. Эпштейн) .................... 142
VIII. Дискуссии по проблемам
научной рациональности ................................................. 155
1. Перспективы научной рациональности в XXI веке .... 155
2. Статус науки в современной культуре .......................... 193
Приложение. «Философия нужна не более, чем поэзия
или музыка…» ...................................................................... 202
4
Стр.4
Посвящается моей жене Тане,
без которой эта работа
была бы невозможна
Предисловие
серля, и поэтому он, по словам Л. Шестова, «испытывает отвращение
к метафизике» – к классической метафизике в первую
очередь, но черпает свои идеи из классики. Тайную связь с прошлым
он таит даже от самого себя, поскольку (Л. Шестов здесь
глубок и остроумен) «генеалогические изыскания опасны для
претендентов на престол»1. Добавим, что другой «претендент» –
логический позитивизм – в этом ничем не отличался от феноменологии.
В
развязке сюжета (в конце XX века) мы видим «поворот»
О
целей технологии. Теперь вся жизнь производна от технологии.
Мы видим победное шествие рациональности, когда все производится,
а значит, все есть «гиперреальность» (Умберто Эко и
Жан Бодрийар, 1976), она же – «ирреализация» (Мих. Эпштейн,
2000), гипертрофия и подмена самой действительности2. Она
1 Шестов Л. (Статья о Гуссерле, помещенная в качестве предисловия.)
// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 18.
2 «Гиперреальность – это иллюзия, – пишет Мих. Эпштейн, – создаваемая
средствами коммуникации и выступающая как более достоверная, точная, "реальная"
реальность, чем та, которую мы воспринимаем в окружающей жизни.
<…> Согласно Бодрийару, реальность исчезает в современном западном мире,
плотно окутанная сетью массовых коммуникаций, поскольку она перерастает в
5
духовном «повороте» 20-х гг. ХХ в. Л. Шестов сказал:
явился безудержный рационализм. Новый рационализм
осознал себя в феноменологии Э. Гус
Стр.5