Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова
Кафедра всеобщей истории
Предвозрождение и Возрождение:
изучение теоретического
и историко-культурного наследия
Методические указания
к занятиям в специальном семинаре
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
для студентов, обучающихся по специальности История
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 930.85
ББК Т3(0)4я73
П 71
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра всеобщей истории
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель:
канд. ист. наук О.В. Трофимова
Предвозрождение и Возрождение: изучение теореП
71
тического и историко-культурного наследия : методические
указания к занятиям в специальном семинаре / Сост.
О.В. Трофимова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006.
– 40 с.
Методические указания составлены в соответствии с Государственным
образовательным стандартом, учебным планом. Они включают
рекомендации, методически важные для овладения навыками
самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Методические
рекомендации, тематика докладов, сообщений, планы, библиографические
сведения могут использоваться преподавателями и
студентами также и при изучении курса «Теория и история мировой
культуры», написании курсовых и дипломных работ.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020700 – История (дисциплина «История средних веков», блок ОПД,
ДС) очной и очно-заочной форм обучения, специализирующихся по
истории древнего мира и истории средних веков.
УДК 930.85
ББК Т3(0)4я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© О.В. Трофимова, 2006
2
Стр.2
Цель и задачи специального семинара
Цель занятий в специальном семинаре – развить у студентов
вкус к научному исследованию. Специальный семинар вводится в
программу обучения в классическом университете на третьем курсе
(в пятом семестре) и взаимосвязан со специализацией. Классический
университет предполагает обучение в академических традициях
и, прежде всего, наряду с фундаментальной базовой подготовкой
в теории – овладение студентами методикой научного поиска. Работы,
выполненные в специальном семинаре, могут способствовать не
только накоплению определенных аналитических навыков и умений
в области проведения научного исследования, но и послужить основой
для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Занятия
в специальном семинаре в дальнейшем могут стать для
молодого исследователя либо аналитического работника необходимой
базой написания диссертации, любого другого вида работы,
требующего реального применения методики поиска, анализа,
обобщения, а также умения публичного выступления и защиты своих
тезисов или выводов. Об этом свидетельствуют как учебные, так
и научные семинары, проводившиеся в университетах Западной Европы
и России и приобретшие общеевропейскую либо общероссийскую
известность.
Для специалистов, занимающихся изучением истории античности
и западноевропейского средневековья, в XIX веке большое значение
имели семинары Леопольда фон Ранке (21.XII.1795 –
23.V.1886). Талантливый ученый получил образование в области
классической филологии и богословия в Лейпцигском университете,
а также самостоятельно работая в архивах Италии. Его труды:
«История романских и германских народов с 1494 по 1535 г.»,
«Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.», «Немецкая
история в эпоху Реформации» считаются до настоящего
времени классическими (см.: Der Brockhaus in einem band. Leipzig,
2000. S. 733). Леопольд фон Ранке заведовал кафедрой в Берлинском
университете и с 1834 г. проводил семинары, ставшие широко
известными в Европе. Он систематично и последовательно учил ме3
Стр.3
тодике обращения с историческими источниками, справедливо считая,
что важны филологический анализ текстов, установление подлинности
документа и изучение именно подлинников. Источник
должен быть подвергнут внешней и внутренней критике, сопоставлен
с другими источниками, что позволит установить степень его
достоверности. Известный историограф советского периода
О.Л. Вайнштейн отмечал, что для Л. Ранке характерно было органическое
соединение романтической концепции истории с новейшими
методами критики текстов, с высокой исследовательской техникой.
Используя опыт своих предшественников, в том числе опыт
издания источников в коллекции Monumenta Germaniae Historica
(MG) (первый том вышел в 1826 г. С 1875 г. этим изданием руководил
ученик фон Ранке Георг Вайтц), ученый разработал исследовательские
приемы, которые через его семинары стали достоянием
нескольких поколений историков (см.: Вайнштейн О.Л. Историография
средних веков в связи с развитием исторической мысли от
начала средних веков до наших дней. М.; Л., 1940. С. 165). К сожалению,
историографические работы О.Л. Вайнштейна не переизданы.
Они содержат богатый фактический и библиографический материал,
отражают доминирование над творчеством ученого господствовавшей
тогда идеологии и давно превратились в самостоятельный
исторический источник по истории медиевистики в
советский период.
Характеристика творчества Л. Ранке, его метода чтения лекций
и использования источников, интересные для нынешних исследователей,
содержится в курсе лекций видного медиевиста Е.А. Косминского
(см.: Немецкая историография первой половины XIX в.
Л. Ранке // Косминский Е.А. Историография средних веков. V в. –
середина XIX в. Лекции / Под ред. С.Д Сказкина, Е.В. Гутновой,
Я.А. Левицкого, Ю.М. Сапрыкина. М.: Изд-во МГУ; 1963. С. 332 –
350. О разработке Л. Ранке историко-критического метода в историографии
и значимости работы для историка с источниками и фактами
рекомендуется ознакомиться с учебным пособием для классических
университетов: Репина Л.П. История исторического знания:
Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова.
М.: Дрофа, 2004. С. 164 – 165).
Для участников настоящего семинара будет полезно обращение
к работе Л. Ранке «Римские папы, их церковь и государство в XVI и
4
Стр.4
XVII вв.» (научная библиотека Яргосуниверситета им. П.Г. Демидова),
поскольку он считается большим мастером исторического
портрета (Косминский Е.А., с. 337). Эпоха Возрождения и творчество
многих интеллектуалов и художников были взаимосвязаны с меценатством
римской курии, темой, практически не изученной в современной
отечественной литературе.
В этих семинарах участвовали многие видные в дальнейшем
историки, например Ганс Дельбрюк (специалист по истории военного
искусства). Зачинатель отечественной медиевистики Т.Н. Грановский
(1813 – 1855) также испытал влияние методов научного исследования
Леопольда фон Ранке (см.: Грановский Т.Н. Лекции по
истории средневековья / Сост. С.А. Асиновская. М.: Наука, 1986.
С. 320). Во время заграничной командировки в 1836 – 1839 гг.
Т.Н. Грановский, готовясь стать профессором Московского университета
по кафедре всеобщей истории, слушал курсы лекций и занимался
в университетах и библиотеках Берлина, Праги, Вены, в Берлинском
университете, в частности у Л. Ранке, Ф. Савиньи, Ф. Раумера,
он писал о большом впечатлении, произведенном на него
лекциями Л. Ранке (там же, с. 320).
Впоследствии занятия, проводимые самим Т.Н. Грановским,
необычайно привлекали внимание студентов, в том числе знанием и
комментированием источников и исследовательской литературы. В
настоящем семинаре при подготовке к вступительному занятию при
характеристике эпохи Возрождения и Реформации, особенностей
развития Италии данного периода докладчику можно ознакомиться
как с текстами лекций Т.Н. Грановского, воспроизведенными по записям
студентов, так и статьей С.А. Асиновской «Грановский как
историк» с подробной библиографией (там же, с. 337 – 362). Рекомендуется
ознакомление студентов с суждениями Т.Н. Грановского
о творчестве Джованни Боккаччо (Боккаччо и идеалы средневекового
образа жизни), Данте Алигьери (Данте как конечное в развитии
средневековой науки, теория государства у Данте). См.: Лекции
Т.Н. Грановского по истории позднего средневековья (записи слушателей
с авторской правкой). Предисловие С.А. Асиновской. М.:
Наука, 1971. С. 94 – 95.
Современные отечественные исследователи подчеркивают, что
к концу XIX века были достигнуты большие успехи в изучении западноевропейского
средневековья и раннего нового времени. На
5
Стр.5