Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

О социокультурной концепции П.А. Сорокина // Художник и время: Взаимодействие культур в современном мире: Сб. мат. конф. Вып. 2. – Краснодар-Анапа: КГУКИ, 2005. – С. 26-37. (80,00 руб.)

0   0
АвторыШабалин Дмитрий Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID149166
АннотацияРассматриваются идеациональная, идеалистическая, чувственная доминантная, побочная эклектическая структуры культуры, разработанные П. А. Сорокиным.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, аспирантам
УДК78.03(09) (47)
ББК85.313 (2)
О социокультурной концепции П.А. Сорокина // Художник и время: Взаимодействие культур в современном мире: Сб. мат. конф. Вып. 2. – Краснодар-Анапа: КГУКИ, 2005. – С. 26-37. / Д.С. Шабалин .— : [Б.и.], 2005 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/149166 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Художник и время: Взаимодействие культур в современном мире: Сб. мат. конф. <...> Д. С. Шабалин О социокультурной концепции П. А. Сорокина Термин «социокультура», введенный в научный оборот П.А. Сорокиным, состоит из двух компонентов: «социум», определяемый им как «надорганическое, осознанное взаимодействие людей», и «культура» – «след от этого взаимодействия – прямой или косвенный продукт взаимодействия между людьми» [1]. <...> Прилагательное «социокультурный» П. А. Сорокин использует в различных формах: «социальный и культурный», «социально-культурный», «социокультурный» [2]. <...> Форму «социально-культурный» употребляет и современная российская культурология взамен отжившего советского термина «культурно-массовый» или «культурно-просветительный» в словосочетаниях типа «социально-культурная деятельность» («культурно-массовая работа») «социально-культурная сфера» («сфера культурно-просветительной или культурно-массовой работы»). <...> Наиболее близок к «социально-культурной динамике» П. А. Сорокина термин «динамика социокультуры», но и он употребляется в значении «развитие форм культурно-массовой работы». <...> Существенное отличие этих значений практически одного и того же термина состоит, таким образом, в том, что одно из них относится к сфере структурной культурологии, другое – к сфере клубной работы, одно имеет общетеоретический характер, другой – более прикладной. <...> Долгое время изучение трудов П. А. Сорокина в нашей стране не приветствовалось. <...> Поэтому внедрение термина «социокультура» взамен отжившего свою эпоху термина «культпросветработа» произошло незаметно и вне зависимости от его исконного значения, оставаясь таковым до сих пор. <...> Невозможно отменить и быстро распространившееся в России обозначение им 26 культурно-массовой работы. <...> П. А. Сорокину, сложное социально-культурное явление, включающее в себя компоненты социальный – взаимодействие людей, и культурный – результат этого взаимодействия <...>
О_социокультурной_концепции_П.А._Сорокина__Художник_и_время_Взаимодействие_культур_в_современном_мире_Сб._мат._конф._Вып._2._–_Краснодар-Анапа_КГУКИ,_2005._–_С._26-37..pdf
Опубликовано в сб. Художник и время: Взаимодействие культур в современном мире: Сб. мат. конф. Вып. 2. – Краснодар-Анапа: КГУКИ, 2005. – С. 26-37. Д. С. Шабалин О социокультурной концепции П. А. Сорокина Термин «социокультура», введенный в научный оборот П.А. Сорокиным, состоит из двух компонентов: «социум», определяемый им как «надорганическое, осознанное взаимодействие людей», и «культура» – «след от этого взаимодействия – прямой или косвенный продукт взаимодействия между людьми» [1]. Прилагательное «социокультурный» П. А. Сорокин использует в различных формах: «социальный и культурный», «социально-культурный», «социокультурный» [2]. Форму «социально-культурный» употребляет и современная российская культурология взамен отжившего советского термина «культурно-массовый» или «культурно-просветительный» в словосочетаниях типа «социально-культурная деятельность» («культурно-массовая работа») «социально-культурная сфера» («сфера культурно-просветительной или культурно-массовой работы»). Наиболее близок к «социально-культурной динамике» П. А. Сорокина термин «динамика социокультуры», но и он употребляется в значении «развитие форм культурно-массовой работы». Существенное отличие этих значений практически одного и того же термина состоит, таким образом, в том, что одно из них относится к сфере структурной культурологии, другое – к сфере клубной работы, одно имеет общетеоретический характер, другой – более прикладной. Долгое время изучение трудов П. А. Сорокина в нашей стране не приветствовалось. Поэтому внедрение термина «социокультура» взамен отжившего свою эпоху термина «культпросветработа» произошло незаметно и вне зависимости от его исконного значения, оставаясь таковым до сих пор. Отменить значение, присвоенное термину П. А. Сорокиным, невозможно – он прочно закрепился в мировой науке. Невозможно отменить и быстро распространившееся в России обозначение им 26
Стр.1
культурно-массовой работы. Поэтому правомерно употреблять данный термин в этих двух значениях в контекстуальных различиях. Обе части термина, «социальный» и «культурный», отражают совместно, по П. А. Сорокину, сложное социально-культурное явление, включающее в себя компоненты социальный – взаимодействие людей, и культурный – результат этого взаимодействия в виде их духовного общения через посредство материальных носителей. Социокультурные явления «помимо людей… включают в себя нематериальные значения и их материальные носители» [3]. Нематериальная сторона явления культуры как продукта социокультурного взаимодействия составляет его духовное значение, содержание, носителем (или выразителем) которого служит его материальная сторона. Содержательный компонент социокультурного явления относится к сфере духовной культуры, материальный носитель этого содержания относится, соответственно, к материальной культуре. Материальные носители (они же – материальные предметы) явлений культуры со своими нематериальными (духовными, понятийными, эмоциональными) значениями, как и любые другие знаки с их значениями, требуют для своего рассмотрения семиологического подхода. Явления культуры вполне достойны семиологического рассмотрения как знаки культуры, а отсюда и культура в целом достойна изучения как своего рода семиологическая система. Знаками в ней служат материальные носители, их значениями – фиксируемое, переносимое и передаваемое с их помощью духовное содержание. То обстоятельство, что сам П. А. Сорокин прямо не указывает на сходство своей структурной социологии со структурной семиотикой, лишь усиливает ее семиологическую ценность, поскольку эти отрасли знания пришли к сходному результату независимо, без взаимного согласования [4]. П. А. Сорокин точно указывает на функцию материи в социокультурном процессе как на носителя духовного значения. Но материя выполняет функцию не только носителя значения, его фиксатора (прежде всего, для сознания) в какой-либо чувственной сфере, но и хранителя, передатчика, линейного упорядочивателя мысли для считывания ее при восприятии, что можно делать только линейно – однонаправленно и последовательно. Фонетика речи исследует природные свойства материального носителя языка. Грамматика по своей функции – приспособитель 27
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.