Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Пространство финансовых отношений в регионе: понятия, характеристика, проблемы развития: монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКузьмин
ИздательствоЯрГУ
Страниц220
ID206706
АннотацияВ монографии рассматриваются вопросы регулирования общественных финансов в целях социально-экономического развития региона. Анализируется организация финансовой системы промышленноразвитого региона на примере Ярославской области. В частности, подробно рассматривается структура бюджетной системы Российской Федерации, распределение налоговых поступлений между уровнями бюлжетной системы и расходных полномочий между* уровнями власти. Установлена бюджетная асимметрия финансовых отношений в регионе. Указаны особенности формирования дохолов бюджета в индустриально-развитом регионе. Проанализирована структура расходов бюджетов регионов. Указаны основные направления совершенствования межбюджетных отношений. Рассматриваются вопросы совершенствования налогового планирования и исчисления налогового потенциала в регионе-доноре в сравнении с регионом-реципиентом, а также управления финансами промышленных предприятии (корпораций) как фундамента финансовой системы региона и базового институла пространства финансовых отношений.
ISBN5-8397-0379-6
УДК658
ББКУ9(2)26
Кузьмин, И.Т. Пространство финансовых отношений в регионе: понятия, характеристика, проблемы развития: монография : монография / И.Т. Кузьмин .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 220 с. — ISBN 5-8397-0379-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/206706 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Установлена бюджетная асимметрия финансовых отношений в регионе. <...> Указаны особенности формирования доходов бюджета в индустриально-развитом регионе. <...> Рассматриваются вопросы совершенствования налогового планирования и исчисления налогового потенциала в регионе-доноре в сравнении с регионом-реципиентом, а также управления финансами промышленных предприятий (корпораций) как фундамента финансовой системы региона и базового института пространства финансовых отношений. <...> Некоторые российские регионы в настоящее время работают над реформированием региональных финансов по проекту Международного банка реконструкции и развития. <...> Однако внедрение международных стандартов в процесс управления региональными финансами в России возможно только после наведения правового порядка в механизме их функционирования, который должен обеспечить реализацию принципов построения бюджетной системы, провозглашенных в Бюджетном кодексе РФ, в первую очередь самостоятельности всех видов бюджетов, сбалансированности доходов и расходов. <...> Финансовые отношения в индустриально-развитом регионе: пространство, роль, бюджетная асимметрия В специальной экономической литературе даются разные определения понятию «финансовые отношения». <...> 4 Бюджетного кодекса РФ термином «трансферт», который также является методом бюджетного регулирования и используется для соблюдения в нижестоящих уровнях бюджетной системы РФ (региональных и местных) минимальной бюджетной обеспеченности и минимальных государственных социальных стандартов; - органами имущественного и личного страхования (лучше – страховыми организациями, или страховщиками), предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при начислении страховых случаев при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского риска; 5 Кузьмин И.Г. Пространство финансовых отношений в регионе - денежные отношения <...>
Пространство_финансовых_отношений_в_регионе_понятия,_характеристика,_проблемы_развития_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова И.Г. Кузьмин ПРОСТРАНСТВО ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ: ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Ярославль 2005
Стр.1
Кузьмин И.Г. Пространство финансовых отношений в регионе УДК 658 ББК У9(2)26 К 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2004 года Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент В.Н. Остапчук; кафедра финансов и кредита Ярославского военного финансово-экономического института К 89 понятия, Кузьмин, И.Г. Пространство финансовых отношений в регионе: характеристика, проблемы развития : монография / Кузьмин И.Г.; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2004. – 220 с. ISBN 5-8397-0379-6 В монографии рассматриваются вопросы регулирования общественных финансов в целях социально-экономического развития региона. Анализируется организация финансовой системы промышленноразвитого региона на примере Ярославской области. В частности, подробно рассматривается структура бюджетной системы Российской Федерации, распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и расходных полномочий между уровнями власти. Установлена бюджетная асимметрия финансовых отношений в регионе. Указаны особенности формирования доходов бюджета в индустриально-развитом регионе. Проанализирована структура расходов бюджетов регионов. Указаны основные направления совершенствования межбюджетных отношений. Рассматриваются вопросы совершенствования налогового планирования и исчисления налогового потенциала в регионе-доноре в сравнении с регионом-реципиентом, а также управления финансами промышленных предприятий (корпораций) как фундамента финансовой системы региона и базового института пространства финансовых отношений. УДК 658 ББК У9(2)26 © Ярославский государственный университет, 2004 ISBN 5-8397-0379-6 2 © И.Г. Кузьмин, 2004
Стр.2
Введение Введение Введение рассматриваются все уровни финансовой системы, но основное внимание уделено региональному уровню во взаимосвязи с федеральным и местным (муниципальным) уровнями. На современном этапе реформирования экономики и финансов в стране важная роль принадлежит регионам: областям, краям, республикам и др., так как именно в регионах создается валовой внутренний продукт и национальный доход. В процессе реформ необходимо учитывать специфику каждого Ф региона, в том числе территориальное положение, природноклиматические условия, наличие природных ресурсов, степень индустриального развития, социально-экономическое и финансовое состояние. Только учет различных сторон, характеризующих тот или иной субъект Российской Федерации, позволяет выстраивать в нужном направлении преобразования в социально-экономической и бюджетно-финансовой сферах. Некоторые российские регионы в настоящее время работают над реформированием региональных финансов по проекту Международного банка реконструкции и развития. Однако внедрение международных стандартов в процесс управления региональными финансами в России возможно только после наведения правового порядка в механизме их функционирования, который должен обеспечить реализацию принципов построения бюджетной системы, провозглашенных в Бюджетном кодексе РФ, в первую очередь самостоятельности всех видов бюджетов, сбалансированности доходов и расходов. В монографии уделено внимание основным звеньям финансовой системы региона: областному бюджету региона-донора, его налоговому потенциалу и финансам предприятий как фундаменту финансовой системы региона. Естественно, частично затрагиваются вопросы государственного кредита на областном уровне. 3 инансовая система Российской Федерации как федеративного государства состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. В монографии
Стр.3
Кузьмин И.Г. Пространство финансовых отношений в регионе Глава 1. Методологические основы организации региональных финансовых отношений Глава 1. Методологические основы организации региональных финансовых отношений, их пространство и регулирование 1.1. Финансовые отношения в индустриально-развитом регионе: пространство, роль, бюджетная асимметрия Л.А. Дробоздиной (М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. С. 8) дано следующее определение: «Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства». В это определение, на наш взгляд, следует внести два уточнеВ ния. Во-первых, надо конкретизировать сферу экономических отношений, относящихся к финансам: это только денежные отношения или также и натурально-вещественные. Во-вторых, необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и вытекающих из нее статей Гражданского кодекса РФ о том, что органы местного самоуправления не относятся к государственным. Следовательно, в определении надо после слов «… выполнения задач и функций государства» добавить слова «… и (или) муниципальных образований» и далее по тексту. В определении удачно выделены два вида финансовых отношений, связанных с централизованными и децентрализованными фондами денежных средств. Централизованные финансовые отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и муниципальных образований, аккуму4 специальной экономической литературе даются разные определения понятию «финансовые отношения». Так, в учебнике «Общая теория финансов» под ред. проф.
Стр.4
Глава 1. Методологические основы организации региональных финансовых отношений лированных в бюджетной системе Российской Федерации. В цитируемом учебнике (с. 8-9) не учтена статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой бюджеты федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы РФ. В данном учебнике они разделены. Децентрализованные фонды денежных средств образуются и используются непосредственно на предприятиях (в организациях). Далее в учебнике (с. 9) признается, что и «финансы – неотъемлемая часть денежных отношений…», но в определении это отсутствует. Поясняются существующие виды финансовых отношений. Так, к ним отнесены денежные отношения, возникающие между: предприятиями (теперь следует дополнить словами «и организациями» – в свете Гражданского кодекса РФ) в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также реализации продукции (работ, услуг); - предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; - государством и предприятиями при уплате ими налогов и сборов в бюджетную систему РФ и финансировании расходов; - государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; - отдельными звеньями бюджетной системы (следует пояснить – например, методы бюджетного регулирования в свете ст. 4 Бюджетного кодекса РФ: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные кредиты и ссуды). Здесь, на наш взгляд, следует дополнить ст. 4 Бюджетного кодекса РФ термином «трансферт», который также является методом бюджетного регулирования и используется для соблюдения в нижестоящих уровнях бюджетной системы РФ (региональных и местных) минимальной бюджетной обеспеченности и минимальных государственных социальных стандартов; - органами имущественного и личного страхования (лучше – страховыми организациями, или страховщиками), предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при начислении страховых случаев при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского риска; 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.