Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
И.Г. Кузьмин
ПРОСТРАНСТВО ФИНАНСОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ:
ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА,
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Ярославль 2005
Стр.1
Кузьмин И.Г. Пространство финансовых отношений в регионе
УДК 658
ББК У9(2)26
К 89
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2004 года
Рецензенты:
кандидат экономических наук, доцент В.Н. Остапчук;
кафедра финансов и кредита Ярославского военного
финансово-экономического института
К 89
понятия,
Кузьмин, И.Г. Пространство финансовых отношений в регионе:
характеристика, проблемы развития : монография
/ Кузьмин И.Г.; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2004. – 220 с.
ISBN 5-8397-0379-6
В монографии рассматриваются вопросы регулирования общественных
финансов в целях социально-экономического развития региона.
Анализируется организация финансовой системы промышленноразвитого
региона на примере Ярославской области. В частности,
подробно рассматривается структура бюджетной системы Российской
Федерации, распределение налоговых поступлений между уровнями
бюджетной системы и расходных полномочий между уровнями
власти.
Установлена бюджетная асимметрия финансовых отношений в
регионе. Указаны особенности формирования доходов бюджета в индустриально-развитом
регионе. Проанализирована структура расходов
бюджетов регионов. Указаны основные направления совершенствования
межбюджетных отношений.
Рассматриваются вопросы совершенствования налогового планирования
и исчисления налогового потенциала в регионе-доноре в
сравнении с регионом-реципиентом, а также управления финансами
промышленных предприятий (корпораций) как фундамента финансовой
системы региона и базового института пространства финансовых
отношений.
УДК 658
ББК У9(2)26
© Ярославский
государственный
университет, 2004
ISBN 5-8397-0379-6
2
© И.Г. Кузьмин, 2004
Стр.2
Введение
Введение
Введение
рассматриваются все уровни финансовой системы, но основное
внимание уделено региональному уровню во взаимосвязи с федеральным
и местным (муниципальным) уровнями. На современном
этапе реформирования экономики и финансов в стране важная
роль принадлежит регионам: областям, краям, республикам и др.,
так как именно в регионах создается валовой внутренний продукт
и национальный доход.
В процессе реформ необходимо учитывать специфику каждого
Ф
региона, в том числе территориальное положение, природноклиматические
условия, наличие природных ресурсов, степень индустриального
развития, социально-экономическое и финансовое
состояние. Только учет различных сторон, характеризующих тот
или иной субъект Российской Федерации, позволяет выстраивать в
нужном направлении преобразования в социально-экономической
и бюджетно-финансовой сферах.
Некоторые российские регионы в настоящее время работают
над реформированием региональных финансов по проекту Международного
банка реконструкции и развития. Однако внедрение международных
стандартов в процесс управления региональными
финансами в России возможно только после наведения правового
порядка в механизме их функционирования, который должен обеспечить
реализацию принципов построения бюджетной системы,
провозглашенных в Бюджетном кодексе РФ, в первую очередь самостоятельности
всех видов бюджетов, сбалансированности доходов
и расходов.
В монографии уделено внимание основным звеньям финансовой
системы региона: областному бюджету региона-донора, его
налоговому потенциалу и финансам предприятий как фундаменту
финансовой системы региона. Естественно, частично затрагиваются
вопросы государственного кредита на областном уровне.
3
инансовая система Российской Федерации как федеративного
государства состоит из трех уровней: федерального,
регионального и местного. В монографии
Стр.3
Кузьмин И.Г. Пространство финансовых отношений в регионе
Глава 1. Методологические основы организации региональных
финансовых отношений
Глава 1. Методологические основы
организации региональных
финансовых отношений,
их пространство и регулирование
1.1. Финансовые отношения
в индустриально-развитом регионе:
пространство, роль, бюджетная асимметрия
Л.А. Дробоздиной (М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. С. 8) дано
следующее определение: «Финансы представляют собой экономические
отношения, связанные с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств в целях выполнения функций и задач государства
и обеспечения условий расширенного воспроизводства».
В это определение, на наш взгляд, следует внести два уточнеВ
ния.
Во-первых, надо конкретизировать сферу экономических отношений,
относящихся к финансам: это только денежные отношения
или также и натурально-вещественные. Во-вторых, необходимо
учитывать положения Конституции Российской Федерации и вытекающих
из нее статей Гражданского кодекса РФ о том, что органы
местного самоуправления не относятся к государственным. Следовательно,
в определении надо после слов «… выполнения задач и
функций государства» добавить слова «… и (или) муниципальных
образований» и далее по тексту.
В определении удачно выделены два вида финансовых отношений,
связанных с централизованными и децентрализованными
фондами денежных средств. Централизованные финансовые отношения
связаны с формированием и использованием фондов денежных
средств государства и муниципальных образований, аккуму4
специальной
экономической литературе даются разные
определения понятию «финансовые отношения». Так, в
учебнике «Общая теория финансов» под ред. проф.
Стр.4
Глава 1. Методологические основы организации региональных финансовых отношений
лированных в бюджетной системе Российской Федерации. В цитируемом
учебнике (с. 8-9) не учтена статья 10 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которой бюджеты федеральных
и территориальных государственных внебюджетных фондов
входят в структуру бюджетной системы РФ. В данном учебнике
они разделены. Децентрализованные фонды денежных средств
образуются и используются непосредственно на предприятиях (в
организациях).
Далее в учебнике (с. 9) признается, что и «финансы – неотъемлемая
часть денежных отношений…», но в определении это отсутствует.
Поясняются существующие виды финансовых отношений.
Так, к ним отнесены денежные отношения, возникающие между:
предприятиями (теперь следует дополнить словами «и организациями»
– в свете Гражданского кодекса РФ) в процессе приобретения
товарно-материальных ценностей, а также реализации продукции
(работ, услуг);
- предприятиями и вышестоящими организациями при создании
централизованных фондов денежных средств и их распределении;
-
государством и предприятиями при уплате ими налогов и
сборов в бюджетную систему РФ и финансировании расходов;
- государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных
платежей;
- отдельными звеньями бюджетной системы (следует пояснить
– например, методы бюджетного регулирования в свете ст. 4
Бюджетного кодекса РФ: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные
кредиты и ссуды). Здесь, на наш взгляд, следует дополнить ст. 4
Бюджетного кодекса РФ термином «трансферт», который также является
методом бюджетного регулирования и используется для соблюдения
в нижестоящих уровнях бюджетной системы РФ (региональных
и местных) минимальной бюджетной обеспеченности и
минимальных государственных социальных стандартов;
- органами имущественного и личного страхования (лучше –
страховыми организациями, или страховщиками), предприятиями
и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба
при начислении страховых случаев при страховании имущества,
отдельных категорий работников, предпринимательского риска;
5
Стр.5