Ф.Н. Завьялов
Цены мирового рынка
Учебное пособие
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов,
учета и мировой экономики в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по специальностям
"Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит",
"Мировая экономика", "Налоги и налогообложение"
Ярославль 2005
1
УДК 339.9
ББК У 526 я73
З 13
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> З 13
Завьялов, Ф.Н. Цены мирового рынка : учебное пособие
/ Завьялов Ф.Н. <...> ISBN 5-8397-0361-3
В пособии раскрывается методика формирования экспортных и
импортных цен с учетом сложившихся в России рыночных отношений и процесса вхождения ее в мировое информационное пространство. <...> Показаны факторы, влияющие на цены мирового рынка, способы включения в цены таможенных платежей, использования стандартных условий Инкотермс, формирования цен при
использовании коммерческих, технико-экономических и финансовых поправок. <...> В пособии автор постарался осветить теоретически и показать
практическое решение методических вопросов расчета цен при выходе продукции предприятия на внешний рынок, при отборе необходимого импортного образца, как меняются цены в различных условиях
расчета, правильность включения таможенных платежей, использования системы Инкотермс. <...> Рассмотрим факторы, которые определяют уровень и движение цен мирового рынка. <...> Стоимость, как
рыночная категория, определяет нижний предел цены, с которой обособленный производитель выходит на рынок, а как всеобщий эквивалент - делает возможным обмен товаров. <...> В тех же случаях, где имеются обособленные производители, которые выходят на
внешние рынки, закон стоимости является определяющим. <...> Особенно
широко он действует, когда предприятие импортирует товары, производящиеся достаточно большим количеством государств или отдельных производителей: фермерами, мелкими фирмами, объединениями
товаропроизводителей, т. е. в тех случаях, когда имеется <...>
Цены_мирового_рынка_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Ф.Н. Завьялов
Цены мирового рынка
Учебное пособие
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов,
учета и мировой экономики в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по специальностям
"Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит",
"Мировая экономика", "Налоги и налогообложение"
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 339.9
ББК У 526 я73
З 13
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2004 года
Рецензенты:
д-р экон. наук, проф. Б.М. Смитиенко;
д-р экон. наук, проф. М.А. Терентьев;
кафедра мировой экономики и статистики Ярославского филиала
Московского университета экономики, статистики и информатики.
З 13
Завьялов, Ф.Н. Цены мирового рынка : учебное пособие
/ Завьялов Ф.Н. ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. –
108 с.
ISBN 5-8397-0361-3
В пособии раскрывается методика формирования экспортных и
импортных цен с учетом сложившихся в России рыночных отношений
и процесса вхождения ее в мировое информационное пространство.
Показаны факторы, влияющие на цены мирового рынка,
способы включения в цены таможенных платежей, использования
стандартных условий Инкотермс, формирования цен при
использовании коммерческих, технико-экономических и финансовых
поправок. Приведены задачи для привития практических
навыков формирования экспортных и импортных цен.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности
060600 Мировая экономика (дисциплина «Цены мировых
рынков», блок ДС), очной формы обучения. Оно будет полезно
всем, кто занимается организацией экспорта и импорта товаров
и услуг.
УДК 339.9
ББК У 526 я73
© Ярославский государственный
университет, 2005
ISBN 5-8397-0361-3
2
© Ф.Н. Завьялов, 2005
Стр.2
Оглавление
Введение................................................................................................................................................................ 5
Глава 1. Сущность и виды цен мирового рынка................................ .......... 6
1.1. Понятие и факторы, определяющие цены
мирового рынка................................................................ ......... 6
1.2. Виды цен мирового рынка и условия
их использования ..................................................................... 15
Глава 2. Цены и система продвижения товаров
через границу .................................................................................................................... 25
2.1. Цены и система Инкотермс ................................................. 25
2.2. Цены и таможенно-тарифное регулирование
продвижения товаров ........................................................... 35
Глава 3. Методы формирования экспортных
и импортных цен ........................................................................................................ 44
3.1. Использование коммерческих поправок экспортируемых
и импортируемых товаров и услуг ....................................... 45
3.2. Технико-экономические поправки ......................................... 50
3.3. Финансовые поправки ............................................................ 59
3
Стр.3
Глава 4. Особенности отдельных видов цен ..................................................... 73
4.1. Цены на нефть ....................................................................... 73
4.2. Цены на природный газ ......................................................... 83
4.3. Мировые цены на цветные металлы ................................... 85
Глава 5. Задачи для практических занятий ...................................................... 91
Список литературы ........................................................................................................................... 102
Приложения ................................................................................................................................................. 103
4
Стр.4
Введение
Данное пособие является обобщением чтения лекций и проведения
практических занятий по курсу «Цены мирового рынка», который
автор проводил на экономическом факультете Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова в течение последних
лет для студентов специальности Мировая экономика со специализацией
Организация и управление внешнеэкономической деятельностью
предприятий и фирм. Снятие государственной монополии
внешней торговли, широкий выход наших предприятий на внешние
рынки, значительное участие иностранных предприятий и фирм в
экономике нашей страны очень остро поставили проблему правильного
формирования цен на импортируемую и экспортируемую продукцию.
При имеющейся значительной информации о ценах мирового
рынка она достаточно односторонняя, в основном констатирующая
уровни цен и их движение в сторону роста или снижения. Учебников
или учебных пособий по методике формирования цен мирового рынка
нет, а работы Е.И. Пунина, Ф.М. Левшина, А. Лорина имеют десятилетнюю
давность и явно устарели.
В пособии автор постарался осветить теоретически и показать
практическое решение методических вопросов расчета цен при выходе
продукции предприятия на внешний рынок, при отборе необходимого
импортного образца, как меняются цены в различных условиях
расчета, правильность включения таможенных платежей, использования
системы Инкотермс. В последней главе пособия приведены задачи,
решение которых поможет студентам овладеть навыками формирования
цен.
Автор приносит искреннюю благодарность доктору экономических
наук, проф. М.С. Терентьеву и кафедре мировой экономики
Ярославского филиала Московского государственного университета
экономики, статистики, информатики за то, что они нашли время
прочитать рукопись и сделали ценные замечания.
5
Стр.5