Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Методика исследовании в социальной работе : Учебное пособие (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРуденко
ИздательствоЯрГУ
Страниц108
ID206680
АннотацияВ учебном пособии, выполненном в соответствии с Государственным образовательным стандартом, изложены теоретико-методологические основы содержания и методики исследований в социальной работе, рассмотрены основные процедуры и методы социологического исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников. После каждой главы предлагаются задания для самопроверки, в конце пособия приводится список литературы, работа с которым позволит расширить знание материала, а также вопросы к зачету. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 350500 Социальная работа (дисциплина «Методика исследований в социальной работе», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения, а также для аспирантов, преподавателей, членов общественных и государственных организаций, которые занимаются исследованиями в области социальных проблем. Бнблиогр.: 68 назв.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности Социальная работа
ISBN5-8397-0366-4
УДК303(075.6)
ББКУ9(2)273.3я73
Руденко, Л.Д. Методика исследовании в социальной работе : Учебное пособие : Учебное пособие / Л.Д. Руденко .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 108 с. — ISBN 5-8397-0366-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/206680 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.Д. Руденко Методика исследований в социальной работе Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Социальная работа Ярославль 2005 УДК 303(075.6) ББК У9(2)273.3я73 Р83 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> ISBN 5-8397-0366-4 В учебном пособии, выполненном в соответствии с Государственным образовательным стандартом, изложены теоретико-методологические основы содержания и методики исследований в социальной работе, рассмотрены основные процедуры и методы социологического исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 350500 Социальная работа (дисциплина «Методика исследований в социальной работе», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения, а также для аспирантов, преподавателей, членов общественных и государственных организаций, которые занимаются исследованиями в области социальных проблем. <...> Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора информации: наблюдение, опросы населения, контент-анализ, биографический и этнографический методы. <...> В данном пособии социологические исследования рассматриваются как один из видов социальных инноваций, применяющихся в практической деятельности социального работника и оказывающих серьезное влияние на социальную защиту граждан и гармонизацию социальных отношений в обществе. <...> Особое внимание уделено истории возникновения и развития эмпирических исследований, построению программы исследований, основным методам сбора информации (наблюдение, анкетные опросы). <...> Хеллевик, в настоящее время «… не всем нравится ситуация, когда исследований в области социологии становится все больше и больше. <...> 2 Еще один характерный пример концепции здравого смысла приводит З.В. Сикевич 3. <...> Усилившиеся в последнее время антиправительственные <...>
Методика_исследовании_в_социальной_работе__Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Л.Д. Руденко Методика исследований в социальной работе Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Социальная работа Ярославль 2005
Стр.1
УДК 303(075.6) ББК У9(2)273.3я73 Р83 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории Ярославской государственной медицинской академии М.С. Чудакова; кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Руденко, Л.Д. Методика исследований в социальной работе : учеб. Р83 пособие / Л.Д. Руденко ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 106 с. ISBN 5-8397-0366-4 В учебном пособии, выполненном в соответствии с Государственным образовательным стандартом, изложены теоретико-методологические основы содержания и методики исследований в социальной работе, рассмотрены основные процедуры и методы социологического исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников. После каждой главы предлагаются задания для самопроверки, в конце пособия приводится список литературы, работа с которым позволит расширить знание материала, а также вопросы к зачету. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 350500 Социальная работа (дисциплина «Методика исследований в социальной работе», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения, а также для аспирантов, преподавателей, членов общественных и государственных организаций, которые занимаются исследованиями в области социальных проблем. Библиогр.: 68 назв. УДК 303(075.6) ББК У9(2)273.3я73 ISBN 5-8397-0366-4 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005 © Л.Д. Руденко, 2005 2
Стр.2
Предисловие вания относится к числу общепрофессиональных дисциплин. Основными задачами данного курса являются ознакомление с У теоретико-методологическими основаниями программы исследования, изучение количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора информации: наблюдение, опросы населения, контент-анализ, биографический и этнографический методы. Особую актуальность проведение социологических исследований приобретает в современных демографических и социально-экономических условиях, когда осуществляются коренные реформы в области политики, экономики и социальной сферы, сопровождающиеся значительными изменениями в уровне и качестве жизни населения. В данном пособии социологические исследования рассматриваются как один из видов социальных инноваций, применяющихся в практической деятельности социального работника и оказывающих серьезное влияние на социальную защиту граждан и гармонизацию социальных отношений в обществе. Особое внимание уделено истории возникновения и развития эмпирических исследований, построению программы исследований, основным методам сбора информации (наблюдение, анкетные опросы). В помощь слушателям предложены задания, список рекомендуемой литературы и вопросы к зачету. чебная дисциплина «Методика исследований в социальной работе» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образо3
Стр.3
Глава 1. История социологических исследований Понятие «социологическое исследование» Ц елью социологических исследований являются сбор информации о социальных процессах и анализ социальных законов и закономерностей. Как справедливо заметил О. Хеллевик, в настоящее время «… не всем нравится ситуация, когда исследований в области социологии становится все больше и больше. Скептики утверждают, что тратится слишком много денег на выяснение уже давно известных фактов, но, поскольку это преподносится на профессиональном жаргоне, осложненном техническими терминами и заимствованными английскими словами, обычные люди часто не понимают, что им предлагается старое блюдо» 1 В 1967 г. известный американский социолог П. Лазарсфельд в . докладе на заседании Американской социологической ассоциации доказал несостоятельность таких обвинений, сформулировав «парадокс здравого смысла». Проанализировав условия жизни солдат американской армии времен Второй мировой войны, он представил пять «правдоподобных» утверждений. 1. У солдат с высшим образованием чаще проявлялись невротические симптомы, нежели у солдат с низким уровнем образования. – Приверженец концепции «здравого смысла» ответил бы, что всем хорошо известно отсутствие у интеллигентов психической стабильности. 2. Солдаты из сельской местности легче приспосабливались к походной жизни, чем солдаты из городов. – По мнению большинства, горожане менее выносливы, чем сельские жители. 3. Солдаты из южных штатов чувствовали себя лучше в условиях тропического климата, чем солдаты из северных штатов. – Само собой разумеется, все зависит от того, к какому климату они привыкли. 1 Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002. С. 8. 4
Стр.4
4. Белых солдат больше, чем черных, интересовало продвижение по службе. – Всем известно, что чернокожие лишены амбиций! 5. Пока шла война, солдаты больше стремились на родину, чем после заключения мира. – Естественно, они всячески хотели избежать риска погибнуть в бою. Вывод напрашивался сам собой: следует ли тратить деньги и вреводит З.В. Сикевич 3 мя на доказательство всем известных истин? Но проведенное П. Лазарсфельдом исследование обнаружило противоположные закономерности: стремление вернуться домой усилилось после окончания войны, а черных солдат гораздо больше, чем белых, интересовало продвижение по службе, и т.д. 2 Еще один характерный пример концепции здравого смысла при. Ее исследование, проведенное в Санкт-Петебурге, опровергло широко распространенное мнение, что стремление вернуть женщину в семью, к выполнению традиционных для нее ролей, – это исключительно мужская позиция. Опрос населения показал, что эта установка в равной степени характерна и для современных женщин, причем молодых (с предложенным для оценки суждением «дом и семья – главное предназначение женщины» согласились 73,1 % мужчин и 67,6 % женщин в возрасте до 30 лет). Таким образом, «здравый смысл» не всегда соответствует реальной картине социальных процессов и явлений, поэтому для их объяснения необходимы систематические социологические исследования в различных общественных сферах. В настоящее время особенно актуальными становятся научные обследования проблем социальной работы, например стратификационных изменений в российском обществе, вызванных самой большой в мире разницей между бедными и богатыми слоями населения. Усилившиеся в последнее время антиправительственные выступления пенсионеров, «чернобыльцев», инвалидов и других слабо защищенных групп населения свидетельствуют о недостаточно продуманной правительством реформе монетизации. Одной из причин такого провала данной реформы, на наш взгляд, является отсутствие системати2 Хеллевик О. Указ. соч. С. 8. 3 Сикевич З.В. Социологическое исследование: Практическое руководство. СПб., 2005. С. 8 – 9. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.