Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Л.Д. Руденко
Методика исследований
в социальной работе
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Социальная работа
Ярославль 2005
Стр.1
УДК 303(075.6)
ББК У9(2)273.3я73
Р83
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории
Ярославской государственной медицинской академии М.С. Чудакова;
кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Руденко, Л.Д. Методика исследований в социальной работе : учеб.
Р83
пособие / Л.Д. Руденко ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. –
106 с.
ISBN 5-8397-0366-4
В учебном пособии, выполненном в соответствии с Государственным
образовательным стандартом, изложены теоретико-методологические
основы содержания и методики исследований в социальной работе,
рассмотрены основные процедуры и методы социологического
исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов,
анализ документальных источников. После каждой главы предлагаются
задания для самопроверки, в конце пособия приводится список
литературы, работа с которым позволит расширить знание материала,
а также вопросы к зачету.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
350500 Социальная работа (дисциплина «Методика исследований в
социальной работе», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения,
а также для аспирантов, преподавателей, членов общественных и
государственных организаций, которые занимаются исследованиями в
области социальных проблем.
Библиогр.: 68 назв.
УДК 303(075.6)
ББК У9(2)273.3я73
ISBN 5-8397-0366-4
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2005
© Л.Д. Руденко, 2005
2
Стр.2
Предисловие
вания относится к числу общепрофессиональных дисциплин.
Основными задачами данного курса являются ознакомление с
У
теоретико-методологическими основаниями программы исследования,
изучение количественных и качественных методов сбора и анализа
эмпирических данных. Детально излагаются процедуры квантификации
социальных характеристик, методы сбора информации: наблюдение,
опросы населения, контент-анализ, биографический и этнографический
методы.
Особую актуальность проведение социологических исследований
приобретает в современных демографических и социально-экономических
условиях, когда осуществляются коренные реформы в области
политики, экономики и социальной сферы, сопровождающиеся значительными
изменениями в уровне и качестве жизни населения.
В данном пособии социологические исследования рассматриваются
как один из видов социальных инноваций, применяющихся в
практической деятельности социального работника и оказывающих
серьезное влияние на социальную защиту граждан и гармонизацию
социальных отношений в обществе.
Особое внимание уделено истории возникновения и развития эмпирических
исследований, построению программы исследований, основным
методам сбора информации (наблюдение, анкетные опросы).
В помощь слушателям предложены задания, список рекомендуемой
литературы и вопросы к зачету.
чебная дисциплина «Методика исследований в социальной
работе» в соответствии с Государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образо3
Стр.3
Глава 1. История
социологических исследований
Понятие «социологическое исследование»
Ц
елью социологических исследований являются сбор информации
о социальных процессах и анализ социальных
законов и закономерностей. Как справедливо заметил
О. Хеллевик, в настоящее время «… не всем нравится ситуация, когда
исследований в области социологии становится все больше и больше.
Скептики утверждают, что тратится слишком много денег на выяснение
уже давно известных фактов, но, поскольку это преподносится на
профессиональном жаргоне, осложненном техническими терминами
и заимствованными английскими словами, обычные люди часто не
понимают, что им предлагается старое блюдо» 1
В 1967 г. известный американский социолог П. Лазарсфельд в
.
докладе на заседании Американской социологической ассоциации
доказал несостоятельность таких обвинений, сформулировав «парадокс
здравого смысла». Проанализировав условия жизни солдат американской
армии времен Второй мировой войны, он представил пять
«правдоподобных» утверждений.
1. У солдат с высшим образованием чаще проявлялись невротические
симптомы, нежели у солдат с низким уровнем образования.
– Приверженец концепции «здравого смысла» ответил бы, что
всем хорошо известно отсутствие у интеллигентов психической стабильности.
2.
Солдаты из сельской местности легче приспосабливались к походной
жизни, чем солдаты из городов.
– По мнению большинства, горожане менее выносливы, чем
сельские жители.
3. Солдаты из южных штатов чувствовали себя лучше в условиях
тропического климата, чем солдаты из северных штатов.
– Само собой разумеется, все зависит от того, к какому климату
они привыкли.
1 Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002. С. 8.
4
Стр.4
4. Белых солдат больше, чем черных, интересовало продвижение
по службе.
– Всем известно, что чернокожие лишены амбиций!
5. Пока шла война, солдаты больше стремились на родину, чем
после заключения мира.
– Естественно, они всячески хотели избежать риска погибнуть в
бою.
Вывод напрашивался сам собой: следует ли тратить деньги и вреводит
З.В. Сикевич 3
мя на доказательство всем известных истин? Но проведенное П. Лазарсфельдом
исследование обнаружило противоположные закономерности:
стремление вернуться домой усилилось после окончания
войны, а черных солдат гораздо больше, чем белых, интересовало
продвижение по службе, и т.д. 2
Еще один характерный пример концепции здравого смысла при.
Ее исследование, проведенное в Санкт-Петебурге,
опровергло широко распространенное мнение, что стремление
вернуть женщину в семью, к выполнению традиционных для нее ролей,
– это исключительно мужская позиция. Опрос населения показал,
что эта установка в равной степени характерна и для современных
женщин, причем молодых (с предложенным для оценки суждением
«дом и семья – главное предназначение женщины» согласились
73,1 % мужчин и 67,6 % женщин в возрасте до 30 лет).
Таким образом, «здравый смысл» не всегда соответствует реальной
картине социальных процессов и явлений, поэтому для их объяснения
необходимы систематические социологические исследования в
различных общественных сферах.
В настоящее время особенно актуальными становятся научные
обследования проблем социальной работы, например стратификационных
изменений в российском обществе, вызванных самой большой
в мире разницей между бедными и богатыми слоями населения. Усилившиеся
в последнее время антиправительственные выступления
пенсионеров, «чернобыльцев», инвалидов и других слабо защищенных
групп населения свидетельствуют о недостаточно продуманной
правительством реформе монетизации. Одной из причин такого провала
данной реформы, на наш взгляд, является отсутствие системати2
Хеллевик О. Указ. соч. С. 8.
3 Сикевич З.В. Социологическое исследование: Практическое руководство.
СПб., 2005. С. 8 – 9.
5
Стр.5