Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История и теория мировой культуры (XIX- XX века) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКольцов М. В.
АвторыКуликова О. Д.
ИздательствоЯрГУ
Страниц41
ID206636
АннотацияЦель данного издания - оказание помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям, а также в усвоении ими основных теоретических проблем курса «История и теория мировой культуры». Методические указания предназначены для студентов второго курса специальности 021000 Музеология (дисциплина "История и теория мировой культуры (XIX — XX века)") и содержат рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по курсу «История и теория мировой культуры», перечень тем и вопросов, подлежащих самостоятельному изучению, списки источников и исследовательской литературы.
Кем рекомендованоРекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания
УДК930.85
ББКТ3(0)-7я73+Ч111я73
Кольцов, М. В. История и теория мировой культуры (XIX- XX века) : Методические указания к семинарским занятиям / О. Д. Куликова; М. В. Кольцов .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 41 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206636 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра всеобщей истории История и теория мировой культуры (XIX – ХХ века) Методические указания к семинарским занятиям Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Музеология Ярославль 2005 1 УДК 930.85 ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> УДК 930.85 ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73 © Ярославский государственный университет, 2005 © М.В. Кольцов, О.Д. Куликова, 2005 2 На семинарские занятия выносятся темы, связанные с историей литературы XIX и XX веков во Франции, Германии, Англии, США, Ирландии, Австрии, Италии, Испании и странах Латинской Америки. <...> Семинарские занятия составляют важную часть учебного процесса и призваны способствовать углубленному изучению наиболее значимых теоретических проблем курса и приобретению студентами навыков научно-исследовательской работы, дискуссий и публичных выступлений. <...> Главным условием участия студентов в семинарском занятии является предварительная подготовка обозначенных в плане занятия вопросов по предлагаемым источникам и исследовательской литературе. <...> Романтизм в немецкой литературе Первое семинарское занятие посвящено особенностям развития романтизма в немецкой литературе в конце XVIII – первой половине XIX века. <...> Кроме того, стоит учитывать тот факт, что у немецкого 3 романтизма были серьезные предпосылки в литературе конца XVIII века: движение «бури и натиска», раннее творчество <...> Традиционно в немецком литературном романтизме выделяется три этапа: йенский, гейдельбергский и берлинский, причем название последнего носит условный характер. <...> Особенностям каждого из этапов и основным вехам жизни и творчества их представителей посвящены второй, третий и четвертый вопросы семинарского занятия. <...> Заключительный вопрос посвящен характеристике немецкой романтической драмы, которая как нельзя лучше демонстрирует один из основных эстетических принципов немецкого <...>
История_и_теория_мировой_культуры_(XIX-_XX_века)___Методические_указания_к_семинарским_занятиям.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра всеобщей истории История и теория мировой культуры (XIX – ХХ века) Методические указания к семинарским занятиям Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Музеология Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 930.85 ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензент – кафедра всеобщей истории ЯрГУ Составители: канд. ист. наук М.В. Кольцов, канд. ист. наук О.Д. Куликова История и теория мировой культуры (XIX – XX веИ 90 ка) : метод. указания к семинарским занятиям / Сост. М.В. Кольцов, О.Д. Куликова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 39 с. Цель данного издания – оказание помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям, а также в усвоении ими основных теоретических проблем курса «История и теория мировой культуры». Методические указания предназначены для студентов второго курса специальности 021000 Музеология (дисциплина "История и теория мировой культуры (XIX – XX века)") и содержат рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по курсу «История и теория мировой культуры», перечень тем и вопросов, подлежащих самостоятельному изучению, списки источников и исследовательской литературы. УДК 930.85 ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73 © Ярославский государственный университет, 2005 © М.В. Кольцов, О.Д. Куликова, 2005 2
Стр.2
На семинарские занятия выносятся темы, связанные с историей литературы XIX и XX веков во Франции, Германии, Англии, США, Ирландии, Австрии, Италии, Испании и странах Латинской Америки. Семинарские занятия составляют важную часть учебного процесса и призваны способствовать углубленному изучению наиболее значимых теоретических проблем курса и приобретению студентами навыков научно-исследовательской работы, дискуссий и публичных выступлений. Главным условием участия студентов в семинарском занятии является предварительная подготовка обозначенных в плане занятия вопросов по предлагаемым источникам и исследовательской литературе. В списках источников и литературы по каждой теме приведены те издания, которые имеются в библиотеках г. Ярославля, а также в историческом кабинете факультета. Но студенты вправе пользоваться не только приведенной в списках литературой, но и любой другой, подходящей к теме семинарского занятия. Сам семинар представляет собой обсуждение всей группой поставленного вопроса. Семинар может также проходить в форме заслушивания и обсуждения сообщений, заранее подготовленных студентами (если это было предварительно оговорено преподавателем). По результатам участия студентов в семинарских занятиях преподаватель решает вопрос о допуске студентов к экзамену по теоретическому курсу. XIX век Тема 1. Романтизм в немецкой литературе Первое семинарское занятие посвящено особенностям развития романтизма в немецкой литературе в конце XVIII – первой половине XIX века. Отвечая на первый вопрос, необходимо учитывать условия и общеисторическую среду германских земель рубежа XVIII – XIX веков, а также то влияние, которое оказала на историческое и культурное развитие всей Европы Великая французская революция. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что у немецкого 3
Стр.3
романтизма были серьезные предпосылки в литературе конца XVIII века: движение «бури и натиска», раннее творчество И.В. Гете, а также философское учение И.Г. Фихте. Традиционно в немецком литературном романтизме выделяется три этапа: йенский, гейдельбергский и берлинский, причем название последнего носит условный характер. Особенностям каждого из этапов и основным вехам жизни и творчества их представителей посвящены второй, третий и четвертый вопросы семинарского занятия. Заключительный вопрос посвящен характеристике немецкой романтической драмы, которая как нельзя лучше демонстрирует один из основных эстетических принципов немецкого романтизма – так называемую романтическую иронию. План 1. Общая характеристика немецкого литературного романтизма: причины возникновения, периодизация, особенности. 2. Эстетическая программы йенского романтизма: братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. 3. Гейдельбергский этап и его основные представители: К. Брентано, Л. Арним, братья Я. и В. Гримм. 4. Творчество поздних немецких романтиков (берлинский этап): Э.Т.А. Гофман и Г. Гейне. 5. Особенности немецкой романтической драмы: Л. Тик, Ф. Гельдерлин, Г. фон Клейст. Источники Гельдерлин Ф. Смерть Эмпедокла. М.; Л., 1931. Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. М., 1984. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес. Житейская мудрость кота Мурра. (Любое издание) Зарубежная литература. XIX век. Романтизм: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1976. С. 7 – 120. Клейст Г. Драмы. Новеллы. М., 1969. Клейст Г. Пьесы. М., 1962. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А.С. Дмитриева. М., 1980. 4
Стр.4
Литературная теория немецкого романтизма: Документы / Под ред. Н.Я. Берковского. Л., 1934. Эстетика немецких романтиков / Под ред. А.В. Михайлова. М., 1987. Немецкая романтическая повесть. Т. 1. М.; Л., 1935. Литература Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973. Ботникова А.Б. Романтизм в Германии // История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. М., 1982. Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гельдерлин, Клейст, Гейне. М., 1987. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975. История эстетической мысли: В 6 т. Т. 3. М., 1986. С. 56 – 82. История немецкой литературы. Т. 3. М., 1966. История зарубежной литературы XIX века: В 2 т. / Под ред. Н.П. Михальской. Т. 1. М., 1991. История зарубежной литературы. XIX век / Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2000. Карельский А. Драма немецкого романтизма. М., 1992. Михайлов А.В. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков. М., 1986. С. 7 – 43. Тема 2. Романтизм в английской литературе Одной из характерных особенностей английского романтизма является весьма раннее (уже с середины XVIII века) формирование в литературе и искусстве романтических тенденций, известных под общим названием предромантизм. Первые два вопроса занятия посвящены обсуждению двух таких характерных течений в раннем английском романтизме, как «озерная школа» (лейкисты) и лондонские романтики. Вальтер Скотт по праву считается создателем жанра исторического романа. Будучи шотландцем по происхождению, но писавшим на английском языке, В. Скотт в своем творчестве значительное внимание уделял истории и культуре своей родины. Особое внимание стоит обратить на сущность выдвинутой шотландским 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.