Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Страноведение: Методические указания к проведению практических занятий (190,00 руб.)

0   0
АвторыСост. A.M. Козырева
ИздательствоЯрГУ
Страниц65
ID206594
АннотацияПрактические занятия построены по типологическому принци- пу. Поэтому в их содержание включены методологические и теоре- тические вопросы, которые помогут будущему экономисту рассмат- ривать конкретные географические явления и факты на фоне общих экономических понятий и закономерностей. Занятия содержат эле- менты научно-исследовательской работы. На них студенты овладе- вают методами экономической географии: статистическим, карто- графическим, составления комплексной экономико-географической характеристики.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 060600 Мировая экономика, дисциплина «Страноведение» (блок per.), очная форма обучения.
УДК339.9+913
ББКД 790
Страноведение: Методические указания к проведению практических занятий : Методические указания к проведению практических занятий / Сост. A.M. Козырева .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 65 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206594 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра мировой экономики и статистики СТРАНОВЕДЕНИЕ Методические указания к проведению практических занятий Ярославль 2004 1 Составитель А.М. <...> Козырева ББК Д 790 С 83 УДК 339.9+913 Страноведение: Метод. указания к проведению практических занятий / Сост. <...> Страноведение в системе наук Учебный курс «Страноведение» имеет комплексный характер и охватывает теоретические, прикладные направления, аспекты экономической и социальной географии, в сочетании с общеобразовательными дисциплинами: социологией, культурологией, основами экономической теории, дающими знания об общих закономерностях общественного развития страны или группы стран. <...> Вырабатываемые здесь умения и навыки включают: - работу с цифровым материалом (статистика): студенты должны собирать и обрабатывать первичный статистический материал; - чтение; составление и анализ статистических таблиц, самостоятельный расчет показателей для них; - обработку цифрового материала в виде разного рода графиков; - работу с картой: чтение и анализ экономических и политикоадминистративных карт с помощью метода наложения; - составление экономико-географических профилей территорий; - картировку первичных материалов; - составление картограмм, картосхем размещения хозяйства района, страны, грузопотоков и экономических связей; 3 - работу с литературой: подбор материалов периодической печати, в том числе географической литературы, составление рефератов, подготовку докладов. <...> Содержание и структура занятий обеспечивают: - понимание студентами мирового хозяйства как единого целого, состоящего из взаимосвязанных частей и обладающего определенными закономерностями; - знание политической карты мира, мирового хозяйства, его составных частей, индивидуальных особенностей типов стран, отдельных государств; - умение ориентироваться в общегеографических проблемах, связанных с взаимодействием общества и природы. <...> На них студенты овладевают методами <...>
Страноведение__Методические_указания_к_проведению_практических_занятий.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра мировой экономики и статистики СТРАНОВЕДЕНИЕ Методические указания к проведению практических занятий Ярославль 2004 1
Стр.1
Составитель А.М. Козырева ББК Д 790 С 83 УДК 339.9+913 Страноведение: Метод. указания к проведению практических занятий / Сост. А.М. Козырева; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 63 с. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060600 Мировая экономика, дисциплина «Страноведение» (блок рег.), очная форма обучения. Рецензент – кафедра мировой экономики и статистики Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. © Ярославский государственный университет, 2004 © А.М. Козырева, 2004 2
Стр.2
Введение. Страноведение в системе наук Учебный курс «Страноведение» имеет комплексный характер и охватывает теоретические, прикладные направления, аспекты экономической и социальной географии, в сочетании с общеобразовательными дисциплинами: социологией, культурологией, основами экономической теории, дающими знания об общих закономерностях общественного развития страны или группы стран. Цель дисциплины «Страноведение» - изучение географического подхода к комплексной оценке территории государств мира. Задачи курса: - создание у студентов целостного представления широких по своему содержанию характеристик различных территорий, прежде всего стран и регионов; - выявление слушателями своеобразия и образа территории; - раскрытие студентами пространственной организации (структуры) страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера; - познание слушателями мира (теоретически). На практических занятиях углубляются и закрепляются теоретические знания студентов по основным разделам курса, развиваются навыки самостоятельной работы. Вырабатываемые здесь умения и навыки включают: - работу с цифровым материалом (статистика): студенты должны собирать и обрабатывать первичный статистический материал; - чтение; составление и анализ статистических таблиц, самостоятельный расчет показателей для них; - обработку цифрового материала в виде разного рода графиков; - работу с картой: чтение и анализ экономических и политикоадминистративных карт с помощью метода наложения; - составление экономико-географических профилей территорий; - картировку первичных материалов; - составление картограмм, картосхем размещения хозяйства района, страны, грузопотоков и экономических связей; 3
Стр.3
- работу с литературой: подбор материалов периодической печати, в том числе географической литературы, составление рефератов, подготовку докладов. Содержание и структура занятий обеспечивают: - понимание студентами мирового хозяйства как единого целого, состоящего из взаимосвязанных частей и обладающего определенными закономерностями; - знание политической карты мира, мирового хозяйства, его составных частей, индивидуальных особенностей типов стран, отдельных государств; - умение ориентироваться в общегеографических проблемах, связанных с взаимодействием общества и природы. Практические занятия построены по типологическому принципу. Поэтому в их содержание включены методологические и теоретические вопросы, которые помогут будущему экономисту рассматривать конкретные географические явления и факты на фоне общих экономических понятий и закономерностей. Занятия содержат элементы научно-исследовательской работы. На них студенты овладевают методами экономической географии: статистическим, картографическим, составления комплексной экономико-географической характеристики. Страноведение имеет и практическую направленность, так как в настоящее время происходит расширение международных контактов, в российском обществе возникла потребность в информации о зарубежных странах. Знания только иностранного языка недостаточно, поэтому на помощь приходят комплексные дисциплины, в том числе и «Страноведение», язык насыщен страноведческими реалиями – терминами, понятиями, отражающими национальную специфику. Страноведческие знания позволяют выпускнику ориентироваться в зарубежной действительности. Перед студентами - выпускниками экономического факультета специальности «мировая экономика» открываются широкие перспективы - они в максимальной степени подготовлены к работе в иноязычной среде, изучают два языка, дополненные специальной страноведческой подготовкой, что позволяет им квалифицированно трудиться в сфере политики, бизнеса, особенно когда эта работа сопряжена с международным партнерством. Таким образом, дисциплина «Страноведение» имеет свой предмет, цель постижения знаний, ее изучение помогает формиро4
Стр.4
вать дополнительные умения и навыки у студентов. Данная дисциплина позволяет изучить и познать территории мира, страны как основные единицы социально-политической организации мира, их крупные части (районы) и региональные группировки. Методические указания В программу дисциплины входят: изучение политической карты мира, краткий обзор типов развитых и развивающихся стран, изучение природных ресурсов, географии населения, хозяйства, внешнеэкономических связей и экономических районов отдельных стран или регионов. При изучении экономической географии страны необходимо помнить о правильности отбора и генерализации материала, широко применять метод сравнения. Только в сравнении страны со страной, района с районом, отрасли с отраслью выявляется специфика изучаемого объекта. Большое значение имеет знание карты, которая является важным орудием географического познания. Понимание рельефа, природных ресурсов, их хозяйственная оценка, умение сопоставить сельскохозяйственные районы с природными, умение по карте определить транспортные связи и географическое положение страны, района, города и правильное чтение карты – все это необходимые условия хорошего усвоения изучаемого курса. При рассмотрении природных ресурсов необходимо уяснить себе размеры и особенности сочетания ресурсов по сравнению с другими странами, дать экономическую оценку ресурсов в целом и по отдельным видам (полезные ископаемые, гидроресурсы, климат, растительные и агроклиматические ресурсы, и т.д.), проанализировать размещение ресурсов по территории страны в целом, выявить особенности их сочетания в различных районах, выявить характер использования природных ресурсов, размах экологических проблем. При рассмотрении географии населения развитых и развивающихся стран важно осмыслить социально-политические процессы формирования наций, вскрыть причины национальных проблем, понять особенности и факторы динамики, естественного движения населения, причины и направления миграционных процессов. Необходимо уяснить специфику размещения населения (плотность, соотношение городского и сельского населения), процессов и проблем урбанизации, географии основных типов городских и сель5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.