Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра мировой экономики и статистики
СТРАНОВЕДЕНИЕ
Методические указания
к проведению практических занятий
Ярославль 2004
1
Стр.1
Составитель А.М. Козырева
ББК Д 790
С 83
УДК 339.9+913
Страноведение: Метод. указания к проведению практических
занятий / Сост. А.М. Козырева; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004.
63 с.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
060600 Мировая экономика, дисциплина «Страноведение» (блок
рег.), очная форма обучения.
Рецензент – кафедра мировой экономики и статистики Ярославского
государственного университета им. П.Г. Демидова.
© Ярославский государственный университет, 2004
© А.М. Козырева, 2004
2
Стр.2
Введение. Страноведение в системе наук
Учебный курс «Страноведение» имеет комплексный характер и
охватывает теоретические, прикладные направления, аспекты экономической
и социальной географии, в сочетании с общеобразовательными
дисциплинами: социологией, культурологией, основами
экономической теории, дающими знания об общих закономерностях
общественного развития страны или группы стран.
Цель дисциплины «Страноведение» - изучение географического
подхода к комплексной оценке территории государств мира.
Задачи курса:
- создание у студентов целостного представления широких по
своему содержанию характеристик различных территорий, прежде
всего стран и регионов;
- выявление слушателями своеобразия и образа территории;
- раскрытие студентами пространственной организации (структуры)
страны как результата взаимодействия ее территориальных
элементов общественного и природного характера;
- познание слушателями мира (теоретически).
На практических занятиях углубляются и закрепляются теоретические
знания студентов по основным разделам курса, развиваются
навыки самостоятельной работы.
Вырабатываемые здесь умения и навыки включают:
- работу с цифровым материалом (статистика): студенты должны
собирать и обрабатывать первичный статистический материал;
- чтение; составление и анализ статистических таблиц, самостоятельный
расчет показателей для них;
- обработку цифрового материала в виде разного рода графиков;
-
работу с картой: чтение и анализ экономических и политикоадминистративных
карт с помощью метода наложения;
- составление экономико-географических профилей территорий;
-
картировку первичных материалов;
- составление картограмм, картосхем размещения хозяйства
района, страны, грузопотоков и экономических связей;
3
Стр.3
- работу с литературой: подбор материалов периодической печати,
в том числе географической литературы, составление рефератов,
подготовку докладов.
Содержание и структура занятий обеспечивают:
- понимание студентами мирового хозяйства как единого целого,
состоящего из взаимосвязанных частей и обладающего определенными
закономерностями;
- знание политической карты мира, мирового хозяйства, его составных
частей, индивидуальных особенностей типов стран, отдельных
государств;
- умение ориентироваться в общегеографических проблемах,
связанных с взаимодействием общества и природы.
Практические занятия построены по типологическому принципу.
Поэтому в их содержание включены методологические и теоретические
вопросы, которые помогут будущему экономисту рассматривать
конкретные географические явления и факты на фоне общих
экономических понятий и закономерностей. Занятия содержат элементы
научно-исследовательской работы. На них студенты овладевают
методами экономической географии: статистическим, картографическим,
составления комплексной экономико-географической
характеристики.
Страноведение имеет и практическую направленность, так как
в настоящее время происходит расширение международных контактов,
в российском обществе возникла потребность в информации
о зарубежных странах. Знания только иностранного языка недостаточно,
поэтому на помощь приходят комплексные дисциплины,
в том числе и «Страноведение», язык насыщен страноведческими
реалиями – терминами, понятиями, отражающими национальную
специфику. Страноведческие знания позволяют выпускнику
ориентироваться в зарубежной действительности. Перед студентами
- выпускниками экономического факультета специальности
«мировая экономика» открываются широкие перспективы - они в
максимальной степени подготовлены к работе в иноязычной среде,
изучают два языка, дополненные специальной страноведческой
подготовкой, что позволяет им квалифицированно трудиться в
сфере политики, бизнеса, особенно когда эта работа сопряжена с
международным партнерством.
Таким образом, дисциплина «Страноведение» имеет свой
предмет, цель постижения знаний, ее изучение помогает формиро4
Стр.4
вать дополнительные умения и навыки у студентов. Данная дисциплина
позволяет изучить и познать территории мира, страны как
основные единицы социально-политической организации мира, их
крупные части (районы) и региональные группировки.
Методические указания
В программу дисциплины входят: изучение политической карты
мира, краткий обзор типов развитых и развивающихся стран,
изучение природных ресурсов, географии населения, хозяйства,
внешнеэкономических связей и экономических районов отдельных
стран или регионов.
При изучении экономической географии страны необходимо
помнить о правильности отбора и генерализации материала, широко
применять метод сравнения. Только в сравнении страны со
страной, района с районом, отрасли с отраслью выявляется специфика
изучаемого объекта. Большое значение имеет знание карты,
которая является важным орудием географического познания. Понимание
рельефа, природных ресурсов, их хозяйственная оценка,
умение сопоставить сельскохозяйственные районы с природными,
умение по карте определить транспортные связи и географическое
положение страны, района, города и правильное чтение карты – все
это необходимые условия хорошего усвоения изучаемого курса.
При рассмотрении природных ресурсов необходимо уяснить себе
размеры и особенности сочетания ресурсов по сравнению с другими
странами, дать экономическую оценку ресурсов в целом и по
отдельным видам (полезные ископаемые, гидроресурсы, климат,
растительные и агроклиматические ресурсы, и т.д.), проанализировать
размещение ресурсов по территории страны в целом, выявить
особенности их сочетания в различных районах, выявить характер
использования природных ресурсов, размах экологических проблем.
При рассмотрении географии населения развитых и развивающихся
стран важно осмыслить социально-политические процессы
формирования наций, вскрыть причины национальных проблем,
понять особенности и факторы динамики, естественного движения
населения, причины и направления миграционных процессов. Необходимо
уяснить специфику размещения населения (плотность,
соотношение городского и сельского населения), процессов и проблем
урбанизации, географии основных типов городских и сель5
Стр.5