Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Примеры решения задач по дисциплине «Эконометрика»: Методические указания (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. О.В. Зеткина
ИздательствоЯрГУ
Страниц34
ID206586
АннотацияМетодические указания яв.ляются важным элементом в системе обеспечения базовых дисциплин необходимыми учебно-методическими материалами. Они созданы для методической поддержки практических занятий, проводимых преподавателями кафедры мировой экономики и статистики экономического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Служат для оказания практической помогли в решении наиболее распространенных задач по дисциплине «Эконометрика».
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по специальностям 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит. 060600 Мировая экономика (дисциплина «Эконометрика», блок ЕН). очной формы обучения
УДК 330.43(076.2)
ББКУ.в611я73-4
Примеры решения задач по дисциплине «Эконометрика»: Методические указания : Методические указания / Сост. О.В. Зеткина .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206586 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова Кафедра мировой экономики и статистики Примеры решения задач по дисциплине «Эконометрика» Методические указания Ярославль 2004 1 ББК УДК <...> Они созданы для методической поддержки практических занятий, проводимых преподавателями кафедры мировой экономики и статистики экономического факультета ЯрГУ им. <...> Служат для оказания практической помощи в решении наиболее распространенных задач по дисциплине «Эконометрика». <...> Рецензент: кафедра мировой экономики и статистики Ярославского государственного университета им. <...> © Ярославский государственный университет, 2004 © О.В. Зеткина, 2004 2 Введение «Эконометрика» как самостоятельная дисциплина введена Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент» в 2000 году. <...> Эконометрические модели и методы на современном этапе - это не только мощный инструментарий для получения новых знаний в экономике, но и широко применяемый аппарат для принятия практических решений в прогнозировании деятельности предприятия, банковском деле, бизнесе. <...> Методические указания созданы с целью обеспечения методической поддержки практических занятий, проводимых преподавателями кафедры мировой экономики и статистики экономического факультета ЯрГУ им. <...> Оно может оказать практическую помощь в решении наиболее распространенных задач по дисциплине «Эконометрика» для студентов всех форм обучения. <...> Принята следующая структура изложения материала: • Краткие методические комментарии, включающие основные понятия, определения и формулы; • Решение типовых задач «вручную»; • Реализация типовых задач на компьютере с использованием табличного процессора Exсel. <...> Основные понятия корреляционного и регрессионного анализа Проблема изучения взаимосвязей экономических <...>
Примеры_решения_задач_по_дисциплине_«Эконометрика»__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра мировой экономики и статистики Примеры решения задач по дисциплине «Эконометрика» Методические указания Ярославль 2004 1
Стр.1
ББК У.в611я73-4 П 75 УДК 330.43(076.2) Составитель О.В. Зеткина Примеры решения задач по дисциплине «Эконометрика»: Метод. указания / Сост. О.В. Зеткина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 32 с. Методические указания являются важным элементом в системе обеспечения базовых дисциплин необходимыми учебно-методическими материалами. Они созданы для методической поддержки практических занятий, проводимых преподавателями кафедры мировой экономики и статистики экономического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Служат для оказания практической помощи в решении наиболее распространенных задач по дисциплине «Эконометрика». Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальностям 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 Мировая экономика (дисциплина «Эконометрика», блок ЕН), очной формы обучения. Рецензент: кафедра мировой экономики и статистики Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. © Ярославский государственный университет, 2004 © О.В. Зеткина, 2004 2
Стр.2
Введение «Эконометрика» как самостоятельная дисциплина введена Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент» в 2000 году. В связи с малым практическим опытом преподавания «Эконометрики» весьма острой является проблема ее методического обеспечения. Так как зарождение «Эконометрики» стало следствием междисциплинарного подхода к изучению экономики в целом, то от студентов требуется значительная подготовка в области практического применения статистических и математических методов. Эконометрические модели и методы на современном этапе - это не только мощный инструментарий для получения новых знаний в экономике, но и широко применяемый аппарат для принятия практических решений в прогнозировании деятельности предприятия, банковском деле, бизнесе. Изучение дисциплины «Эконометрика» предполагает достаточно свободное владение студентами соответствующими основными компьютерными программами, так как проведение эконометрических расчетов возможно лишь с использованием современных информационных технологий. Методические указания созданы с целью обеспечения методической поддержки практических занятий, проводимых преподавателями кафедры мировой экономики и статистики экономического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Пособие ориентировано на начальный курс эконометрики. Оно может оказать практическую помощь в решении наиболее распространенных задач по дисциплине «Эконометрика» для студентов всех форм обучения. В пособии рассматриваются такие вопросы, как построение эконометрических моделей, выбор метода оценки параметров модели, интерпретация результатов, получение прогнозных оценок, принятие решений о спецификации и идентификации модели. Принята следующая структура изложения материала: • Краткие методические комментарии, включающие основные понятия, определения и формулы; • Решение типовых задач «вручную»; • Реализация типовых задач на компьютере с использованием табличного процессора Exсel. 3
Стр.3
Часть 1. Теоретические аспекты курса «Эконометрика» Тема 1. Основные понятия корреляционного и регрессионного анализа Проблема изучения взаимосвязей экономических показателей является одной из важнейших в экономическом анализе. Любая экономическая политика заключается в регулировании экономических переменных, и она должна основываться прежде всего на знании того, как эти переменные влияют на другие переменные, являющиеся ключевыми для принимающего решение политика. Так, в рыночной экономике не представляется возможным непосредственно регулировать темп инфляции, но на него можно воздействовать средствами бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. В наиболее общем виде при изучении взаимосвязей исследователя интересует количественная оценка их наличия и направления, а также характеристика силы и формы влияния одних факторов на другие. Для решения этого вопроса применяются две группы методов, одна из которых включает в себя методы корреляционного анализа, а другая - регрессионный анализ. В то же время ряд исследователей объединяют эти методы в корреляционно-регрессионный анализ, что объясняется наличием целого ряда схожих вычислительных процедур, взаимодополнения при интерпретации результатов, и др. Задачи собственно корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты связи между изменяющимися признаками, определению неизвестных причинных связей и оценке факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак. Задачи регрессионного анализа лежат в сфере установления формы зависимости, определения функции регрессии, оценки неизвестных значений зависимой переменной. Решение указанных выше задач опирается на соответствующие приемы, алгоритмы, показатели, применение которых дает основание говорить о статистическом изучении взаимосвязей. Вычислительные процедуры представляют самостоятельный интерес, но знание принципов изучения взаимосвязей, возможностей и ограничений тех или иных методов интерпретации результатов являются обязательным условием исследования. 4
Стр.4
Невозможно строить, проверять или улучшать экономические модели без статистического анализа их переменных с использованием реальных статистических данных. Вся сфера экономических исследований может быть в определенном смысле охарактеризована как изучение взаимосвязей экономических переменных. При этом инструментарием их базового анализа являются методы статистики и эконометрики. Методы оценки тесноты связи подразделяются на корреляционные (параметрические) и непараметрические. Параметрические методы основаны на использовании, как правило, оценок нормального распределения и применяются в случаях, когда изучаемая совокупность состоит из величин, которые подчиняются закону нормального распределения. Непараметрические методы не накладывают ограничений на закон распределения изучаемых величин. Простейшим приемом выявления связи между изучаемыми признаками х и у является построение корреляционной таблицы. Ее наглядным изображением служит корреляционное поле, представляющее собой график, где на оси абсцисс откладываются значения хi, по оси ординат – уi. По расположению точек, их концентрации в определенном направлении можно судить о наличии связи между изучаемыми признаками х и у. Последовательность точек хi (i = 1, …, n) и среднего значения уi, т.е. у, позволяет построить график, который иллюстрирует зависимость среднего значения результативного признака у от факторного х - эмпирическую линию регрессии. По существу, корреляционная таблица, корреляционное поле, эмпирическая линия регрессии предварительно уже характеризуют взаимосвязь, когда выбраны факторный и результативный признаки и требуется сформулировать предположение о форме и направленности связи. На практике для количественной оценки тесноты связи для линейной регрессии используется линейный коэффициент парной корреляции rxy, (-1 rxy образом: = = cov , )( = − ; 5 (1) 1), который может определяться следующим ≤ ≤ yx xy σσ x b r xy y σσ x y y x σσ x y
Стр.5