Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
В ПОМОЩЬ
НАЧИНАЮЩЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ
ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2012
Стр.1
ББК 66.3(2Рос)р
В11
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор,
заведующий кафедрой социологии молодежи Н. Л. Смакотина
(МГУ им. М. В. Ломоносова);
начальник управления по физической культуре,
спорту и молодежной политике администрации г. Тулы О. Л. Калитин
В помощь начинающему специалисту по работе с молодежью:
В11
Учеб.-метод. пособие / Сост. З. Н. Калинина, Е. Ю. Ромашина, Е. В. Декина.–
Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 336 с.
ISBN 978-5-87954-693-4
В пособии представлены методические рекомендации начинающему специалисту
по работе с молодежью, которые могут быть использованы выпускниками
специальности «Организация работы с молодежью», работающими
в учреждениях сферы молодежной политики.
Пособие может быть полезно преподавателям, осуществляющим подготовку
по специальности и направлению «Организация работы с молодежью»,
а также работодателям.
ББК 66.3(2Рос)р
Учебное издание
В ПОМОЩЬ НАЧИНАЮЩЕМУ СПЕЦИАЛИСТУ
ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Учебно-методическое пособие
Составители:
КАЛИНИНА Зинаида Николаевна,
РОМАШИНА Екатерина Юрьевна,
ДЕКИНА Елена Викторовна
Формат 60 Ч 90/16. Бумага офсетная.
Гарнитура «Таймс». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 21,0.
Уч.-изд. л. 20,5. Тираж 300 экз. (1-й завод – 100 экз.). Заказ 12/052. «С» 1422.
Издательство Тульского государственного педагогического
университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
ISBN 978-5-87954-693-4
© Сост. З. Н. Калинина,
Е. Ю. Ромашина, Е. В. Декина, 2012
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012
2
Стр.2
Содержание
«Самая современная из всех современных».......................................................................... 4
1. Понятийный справочник специалиста
сферы государственной молодежной политики............................................................... 7
2. Литература по специальности и направлению подготовки
«Организация работы с молодежью»,
изданная преподавателями ТГПУ им. Л. Н. Толстого................................................... 54
3. Программа итоговой государственной аттестации
по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»
(квалификация – специалист по работе с молодежью).................................................. 61
4. Модель деятельности клуба специалистов по работе
с молодежью «ШТОРМ»
(Школа Творческой Организации Работы с Молодежью) ............................................ 90
5. Информация о курсах повышения квалификации, семинарах
для специалистов сферы государственной молодежной политики.............................. 93
6. Рекомендации к проведению регионального этапа конкурса
профессионального мастерства работников
сферы государственной молодежной политики............................................................. 97
7. Стажерский лист выпускника факультета искусств,
социальных и гуманитарных наук
специальности «Организация работы с молодежью».................................................. 115
8. Дайджест выпускных квалификационных работ студентов
по специальности 040104
«Организация работы с молодежью» 2009–2011 гг..................................................... 118
8.1. Дайджест выпускных квалификационных работ студентов
по специальности 040104 «Организация работы с молодежью»
2009 года выпуска .................................................................................................... 118
8.2. Дайджест выпускных квалификационных работ студентов
по специальности 040104 «Организация работы с молодежью»
2010 года выпуска ................................................................................................... 172
8.3. Дайджест выпускных квалификационных работ студентов
по специальности 040104 «Организация работы с молодежью»
2011 года выпуска ................................................................................................... 251
Приложения. Нормативные документы специалиста
по работе с молодежью........................................................................................................ 296
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
«Об утверждении единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел “Квалификационные характеристики должностей
работников учреждений органов по делам молодежи”»............................................. 296
2. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ
«Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала
молодежной политики в Российской Федерации»....................................................... 303
3. Стратегия государственной молодежной политики
в Российской Федерации ................................................................................................ 318
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года (извлечение) .................................... 330
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011–2015 годы» ............................................................... 333
3
Стр.3
«Самая современная из всех современных»
«Самая современная из всех современных» – так охарактеризовали
профессию студенты, обучающиеся по специальности «Организация работы
с молодежью».
Специальность «Организация работы с молодежью» (квалификация –
специалист по работе с молодежью) утверждена приказом Минобразования
Российской Федерации от 12.08.2003г. № 3310. В Тульском государственном
педагогическом университете им. Л. Н. Толстого прием студентов
на данную специальность был начат с 2004 года. В 2011 г. состоялся третий
выпуск специалистов и начата подготовка бакалавров по направлению
«Организация работы с молодежью».
Выпускники отмечали:
Янченко Дмитрий (выпускник 2009 года): «организатор работы с молодежью
– это человек, которому не безразлична судьба будущего поколения;
профессионал, способный объединять, заинтересовывать и вести вперед
молодежь».
Алексеева Эльмира (выпускница 2009 года): «обучение предоставило
возможность работать с лучшими преподавателями; учиться со сверстниками,
имеющими активную жизненную позицию и ориентированными на получение
знаний; найти настоящих друзей и многообразие внеучебной деятельности;
участвовать и побеждать на фестивалях и конкурсах; раскрыть
свой творческий и личностный потенциал; развить лидерские качества,
сформировать навыки работы в команде; овладеть инновационными технологиями
в сфере работы с молодежью; трудоустроиться по специальности».
Мороз Татьяна (выпускница 2010 года): «специалист по организации
работы с молодёжью – это не просто профессия – это жизненная позиция.
Во время обучения я поняла, что помочь молодому человеку – это значит,
прежде всего, дать ему веру в себя, в собственные силы, дать понять, что
он кому-то нужен в этом огромном мире, что он – индивидуальность и
может многого добиться в жизни».
Семичастнова Альбина (выпускница 2010 года): «моя специальность
универсальна и многогранна. В ней объединено множество прикладных
областей и направлений, которые позволяют реализовать свои способности
и потенциал. Обучение способствовало развитию таких качеств, как коммуникабельность,
целеустремленность, самостоятельность, ответственность,
отзывчивость. Я нашла новых друзей, вместе мы осваивали азы самой
лучшей профессии».
Симонова О. И. (выпускница 2011 года): «В процессе обучения
в ТГПУ им. Л. Н. Толстого по специальности «Организация работы с молодежью»,
я приняла участие во многих конкурсах, конференциях, фестивалях:
Всероссийском конкурсе-фестивале студенческих инициатив в сфере
работы с молодежью, Международной научно-практической конферен4
Стр.4
ции «Проблемы молодежи глазами студентов», городском конкурсе «Студент
года», «Волонтер года», областном конкурсе «Личное УЧастие»
(ЛУЧ), Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов «Моя
страна – моя Россия», региональном конкурсе на лучшую организацию
деятельности органов студенческого самоуправления высших учебных заведений
и учреждений среднего профессионального образования и др.
Учебно-воспитательный процесс вуза, общение с преподавателями, привлечение
к научно-исследовательской работе способствовали моему профессиональному
и личностному самоопределению».
Основной задачей совместной работы по подготовке специалистов по
работе с молодежью, преподавателей и работодателей стало определение
понятийно-категориального аппарата и создание единого смыслового пространства
работников сферы государственной молодежной политики.
Опыт Тульского государственного педагогического университета имени
Л. Н. Толстого, Межрегионального центра развития кадрового потенциала
по ЦФО позволил апробировать в учебно-воспитательном процессе понятийный
справочник организатора работы с молодежью.
Авторским коллективом ТГПУ им. Л. Н. Толстого изданы монографии,
учебники, учебно-методические пособия, дневники практик, материалы
конференций, семинаров и т. д. Мы посчитали важным представить список
пособий по специальности и направлению подготовки «Организация работы
с молодежью».
В издании представлена программа итоговой государственной аттестации
по специальности «Организация работы с молодежью», методические
указания по выполнению выпускных квалификационных работ, определяющие
их тематическую направленность, цели и задачи выполнения,
требования к содержанию, объему, оформлению и организации руководства
их подготовкой со стороны преподавателей.
Заслуживает внимания модель деятельности клуба специалистов по
работе с молодежью «ШТОРМ» (Школа Творческой Организации Работы
с Молодежью), которая объединяет студентов, выпускников, преподавателей,
работодателей. Программа клуба реализуется на базе ТГПУ
им. Л. Н. Толстого с 2004 года. Выпускники специальности активно принимают
участие в деятельности клуба по следующим направлениям: добровольческое,
профориентационное, научно-исследовательское, информационное,
направление социального проектирования и др. Такая форма работы
со студентами во внеучебной деятельности может быть интересна педагогам,
осуществляющим подготовку организаторов работы с молодежью.
Сегодня наши выпускники работают в различных направлениях сферы
государственной молодёжной политики. Ведется планомерная работа по
анализу качества подготовки специалистов, проблем их трудоустройства.
Выпускники специальности востребованы на рынке труда городов Тулы и
Тульской области, Москвы и др. Преподавателей кафедры очень волнуют
5
Стр.5
проблемы социально-профессиональной адаптации молодого специалиста,
становления профессиональной позиции специалиста по работе с молодежью,
выстраивания профессиональной карьеры. Для этого проводятся
встречи со стажерами, семинары, курсы повышения квалификации, информация
о которых размещается на сайте Межрегионального центра развития
кадрового потенциала молодежной политики, кафедры молодежной
политики. В пособии представлена тематика и содержание проводимых
курсов повышения квалификации, семинаров для специалистов сферы государственной
молодежной политики.
Издание заинтересует специалистов по работе с молодежью, которые
стремятся сделать интересной и содержательной жизнь своих воспитанников.
Конкурсы профессионального мастерства не только помогают выявить
лучших, но и рождают у участников стремление превзойти в мастерстве
друг друга и самих себя. На основе Положения Всероссийского конкурса
профессионального мастерства работников сферы государственной
молодежной политики, Положения регионального этапа конкурса профессионального
мастерства работников сферы государственной молодежной
политики разработаны и апробированы методические рекомендации по
подготовке к конкурсу.
В пособии представлены аннотации и основные положения лучших
выпускных квалификационных работ студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого
специальности 040104 «Организация работы с молодежью» (2009–2011 гг.),
многие из которых выполнены по заявкам учреждений сферы государственной
молодежной политики, по итогам защиты рекомендованы к опубликованию
и внедрению. Данный формат пособия удобен для ознакомления
с проводимыми исследованиями в области государственной молодежной
политики, дальнейшего совершенствования содержания и структуры выпускной
квалификационной работы, детализации их тематики, расширения
экспериментальных площадок исследования, апробации интерактивных
технологий работы с молодежью и т. д.
В постоянно меняющемся мире изменяется и видение специальности.
В связи с переходом на ФГОС ВПО нового поколения предстоит осознать
новые нормативные документы, которые определяют не только стратегию
подготовки бакалавров по организации работы с молодежью, но и направления
социально-экономического развития России. В Приложении представлены
основные нормативно-правовые документы сферы государственной
молодёжной политики.
Пособие составлено совместно студентами-выпускниками, преподавателями
кафедры молодежной политики факультета искусств, социальных и
гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Материалы пособия могут быть использованы для дальнейшего выстраивания
пространства профессиональной деятельности в сфере молодежной
политики.
6
Стр.6
1. Понятийный справочник
специалиста сферы государственной
молодежной политики
Автобиография – описание своей жизни.
Адаптация – 1) приспособление организма к условиям среды; 2) приспособление
к новой социальной среде путем изменения поведения.
Аддиктивное поведение – поведение, при котором индивид утрачивает
контроль над потреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных
веществ, в результате чего возникают тяжелые последствия.
Актив – наиболее деятельная часть организации, коллектива.
Активность – стремление человека к поддержанию жизненно важных связей
с окружающим миром или к его преобразованию.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную
активность обучающихся.
Акция – 1) действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели;
2) публичные общественно-политические действия, ставящие целью
привлечь внимание.
Альтернатива – необходимость выбора одного из двух (или нескольких)
возможных решений.
Альтруизм – 1) нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия,
направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека
(других людей); 2) готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не
считаясь со своими интересами.
Анализ – 1) метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон,
свойств, составных частей чего-нибудь; 2) всесторонний разбор, рассмотрение.
Анкета
– 1) опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том,
кто его заполняет; 2) сбор сведений путем получения ответов на определенные
вопросы; 3) методическое средство для получения первичной
социологической и социально-психологической информации на основе
вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов,
каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Аннотация
– 1) краткое изложение содержания книги, статьи; 2) краткое
разъяснительное или критическое примечание, следующее за библиографическим
описанием какого-либо сочинения, сжатая характеристика направленности,
содержания, назначения книги, статьи или рукописи.
7
Стр.7
Аттракция – взаимное тяготение людей друг к другу, механизм формирования
привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви; возникновение
у одного человека чувства привлекательности при восприятии другого.
Барьер смысловой – взаимонепонимание между людьми, являющееся
следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной)
коммуникации.
Беспризорность – особое социальное положение несовершеннолетнего,
характеризующееся отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);
разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими),
родственниками, педагогами, воспитателями и т. п.; отчуждением от всех
институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебновоспитательных,
досуговых, медицинских и подобных учреждений); незанятостью
общественно полезным трудом (учебой, работой).
Беспризорность детская – социальное явление, при котором происходит
отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными
признаками беспризорности являются: полное прекращение связи
с семьей, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных
для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами,
не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение
неформальным законам.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей
по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Библиография – 1) научное описание и систематизация произведений печати
и письменности, их выявление и отбор, составление их перечня, указателей
и информационных изданий; 2) перечень книг и статей по какомунибудь
вопросу.
Биография – описание жизненного пути человека.
Валеология – наука о здоровом образе жизни.
Валидность – один из основных критериев качества теста, обоснованность
и
адекватность исследовательских инструментов (измерительных операций,
экспериментов), характеризуется тем, насколько метод помогает изучать
проблему.
Ведущий вид деятельности – деятельность, развитие которой обусловливает
главнейшие изменения в психических процессах и психологические
особенности личности на данной стадии развития.
8
Стр.8
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимного
влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность
одними задачами, интересами и совместной деятельностью.
Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер
воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения
и преобразования.
Виды профессиональной деятельности организатора работы с молодежью
– научно-исследовательская, организационно-управленческая, информационно-аналитическая,
производственная и социально-технологическая,
социально-проектная, организационно-массовая.
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь
общей темой.
Виртуальный мир – это знаковая информационная система, поддерживаемая
информационно-коммуникационными технологиями, включающая
сообщества людей – создателей и пользователей мира.
Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик
индивидуального развития.
Возрастные особенности – специфические свойства личности индивида,
его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных
стадий развития.
Волонтер – доброволец, вольнослужащий; тот, кто добровольно вносит
свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности
и без всякого денежного вознаграждения, т. е. безвозмездно. Синонимом
слова «волонтер» является слово «доброволец».
Волонтерство – способ сохранения и укрепления человеческих ценностей,
таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от
его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии,
возраста, пола.
Воспитание – 1) целенаправленный процесс формирования гуманистических
качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей
социальной среды; 2) деятельность по передаче новым поколениям
общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное
воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных
установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих
необходимые условия для его развития и образования.
Воспитательная система – 1) объединяет комплекс воспитательных целей;
людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений,
возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую
деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной
9
Стр.9
системы; 2) целостный социальный организм, функционирующий при условии
взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты,
содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными
характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический
климат.
Выборка – совокупность элементов объекта исследования, подлежащая
непосредственному изучению.
Гениальность – высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных),
так и специальных.
Государство – исторически сложившаяся форма организации жизни людей;
особая форма организации политической власти в обществе, обладающая
суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе
права с помощью специальных органов.
Государственная молодежная политика – система государственных приоритетов
и мер, направленных на создание условий и возможностей для
успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития
ее потенциала в интересах России. Государственная молодежная политика
реализуется в РФ в отношении молодых людей в возрасте от 14 до 30
лет. Государственная молодежная политика формируется и реализуется
органами государственной власти и местного самоуправления при партнерском
участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных
организаций и иных юридических и физических лиц.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования – нормативный документ, который устанавливает общие
требования к основным профессиональным образовательным программам
высшего профессионального образования и условиям их реализации.
Государственная семейная политика – целостная система принципов,
оценок и мер организованного, экономического, правового, научного, информационного,
пропагандистского и кадрового характера, направленных
на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Государственная поддержка молодежных и детских объединений – совокупность
мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии
с законодательством РФ в области государственной молодежной
политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических
и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений,
направленной на социальное становление, развитие и самореализацию
детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны
и защиты их прав.
Грант – 1) единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению,
творческому коллективу или отдельному исполнителю какого-нибудь
10
Стр.10
труда; 2) вид субсидии; предоставляется организацией или частным лицом
другой организации или частному лицу (как правило, в результате конкурсного
отбора) для осуществления конкретных проектов в области науки,
культуры, образования.
Гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех
уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного)
уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно
и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через
институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные
группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления.
Гражданское общество обладает способностью защищать
свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над
властью и воздействия на власть и правовые нормы (А. Я. Данилюк).
Гражданственность – общественно-политическое, правовое, социальнопсихологическое,
нравственное качество гражданина, характеризующееся
зрелым политическим сознанием, способностью разумного сочетания общественных
и частных интересов, активным участием в жизни общества и
государства, уважением и соблюдением законов, патриотизмом.
Группа – общность людей, объединенных на основании общих признаков,
относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.
Групповое принятие решений – осуществляемый группой выбор из ряда
альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей
для всех членов группы задачи.
Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи,
выделенная на основании определенного набора социально-демографических,
личностных, психологических и соматофизиологических признаков,
характеризующихся большой склонностью к злоупотреблению наркотическими
средствами и психотропными веществами.
Гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый.
Дебаты
– обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями; одна
из форм учебной дискуссии; формализованное обсуждение, построенное
на основе фиксированных выступлений.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – 1) поведение индивида или
группы, несоответствующее общепринятым социальным нормам и в силу
этого нарушающее их; 2) специфический способ изменения социальных
норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения
к ним (Ю. А. Клейберг).
Девиз – изречение, выражающее основную идею, цель.
11
Стр.11
Делинквентное поведение – противоправное поведение личности, отклоняющееся
от установленных законов, угрожающее благополучию других людей
и социальному порядку и уголовно наказуемое в крайних проявлениях.
Деловая игра – форма активного социально-психологического обучения,
моделирования содержания профессиональной деятельности.
Деловое общение – общение, обеспечивающее успех какого-либо дела,
создающее условия для сотрудничества людей, чтобы реализовать значимые
для них цели; сложный многоплановый процесс развития контактов
между людьми в служебной сфере.
Детские общественные организации – это самостоятельные объединения
детей и подростков, призванные удовлетворять их разнообразные
интересы и выражающие их общественно-политические устремления.
Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива
детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии
и реализации решений для достижения групповых целей.
Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется
интенсивным ростом организма и формированием высших
психических функций.
Деятельность – 1) совокупность результатов и последствий – продуктов,
достижений, произведений и т. д. (в этом понимании деятельность предстает
как производство); 2) процесс преодоления трудностей, как решение
проблем и задач, как средство их решения (в этом смысле деятельность
предстает как труд); 3) процесс самоизменения человека в ходе изменения
обстоятельств своей жизни (самодеятельность); 4) деятельность как таковая,
вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как
деяние (практика).
Дискуссия – анализ разных точек зрения по той или иной проблеме, осмысление
разных подходов, мнений.
Диспут – коллективное публичное обсуждение актуальных научных тем
или социальных проблем, один из активных методов обучения, способствует
развитию логического мышления и формированию самостоятельности
суждений.
Добровольческая деятельность – добровольная безвозмездная социально
значимая деятельность физических лиц – добровольцев, реализуемая от
лица и (или) по поручительству негосударственной некоммерческой организации.
Добровольческая
организация – некоммерческая организация, привлекающая
к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие
программы и проекты.
12
Стр.12