Издается с 1983 ã.
Выходит 12 раз в год
1/2011
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
Т.АШБОТ
С.ТУМУР-ОЧИР
Е.ВЕЛИХОВ
С.ЕМЕЛЬЯНОВ
А.ИВАНОВ
А.КУЛЕШОВ
А.РОДРИГЕС
АССОЦИИРОВАННЫЕ ЧЛЕНЫ
РЕДАКЦИИ
Институт экономики
Национальной Академии наук
Республики Армения;
Академия управления
при Президенте
Республики Беларусь;
Международная кадровая
академия (Украина);
Союз Немецкой Экономики в РФ;
Представительство немецкой
экономики в РФ
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УПРАВЛЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Официальное издание
Международного научно-исследовательского института проблем управления
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ЖУРНАЛА
Михаил КРУК — председатель совета,
доктор экономических наук
Олег ВИХАНСКИЙ,
доктор экономических наук
Маргарита МЕЛЬНИК,
доктор экономических наук
Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ,
кандидат технических наук
Вадим ЯКОБС,
кандидат технических наук
Владимир БОКСЕР,
действительный член
Европейской академии естественных наук
Эдуард КОРОТКОВ,
доктор экономических наук
Виктор КРИВОВ,
доктор экономических наук
Дмитрий СОРОКИН,
член-корреспондент РАН
Игорь КОСТИКОВ,
доктор экономических наук
Алексей МАКУШКИН,
кандидат экономических наук
Шеф-редактор
Анна МАЛАЯ
www.uptp.ru ПРОБЛЕМЫ
Журнал «Проблемы теории и практики управления»
входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
8
Сергей Миронов
Микрофинансирование – новый инструмент развития малого бизнеса
Рассматривается новый инструмент развития малого бизнеса – микрофинансирование.
Комментируется Федеральный закон от 2.07.10 г. № 152-ФЗ «О микрофинансовой деятельности
и микрофинансовых организациях».
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
13
Александр Муратов
Конвергенция управленческих концепций:
контроллинг и менеджмент качества
Показана необходимость и возможность соединения двух концепций: контроллинга и
менеджмента качества. Предложено матричное построение общей системы управления
на предприятии, обеспечивающее конвергенцию систем контроллинга и менеджмента
качества.
20
Андрей Блинов
Инновационно-технологическое развитие экономики России:
cовременные задачи
Освещаются проблемы инновационно-технологической модернизации российской экономики.
Предлагается сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях научнотехнического
прогресса, сформировать научно-производственные структуры, способные
конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
27
Вячеслав Плещенко
Управление отношениями с поставщиками посредством обратной связи
С позиции теории систем исследуются взаимоотношения поставщиков и потребителей
на этапе отбора. Анализируются различные варианты построения моделей управления
(процедур отбора поставщиков).
36
Елена Третьякова
Интеллектуальный потенциал организации: обобщающие индикаторы
Предлагаются подходы к определению интегрального индикатора, характеризующего
состояние интеллектуального потенциала организации. Указаны достоинства и недостатки
описанного подхода.
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
47
Дина Макеева, Рамиль Мухимханов
Формирование системы бизнес-образования в России
1/2011
Стр.2
1/2011
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
54
Назим Эмиров
Понятие социальной стандартизации:
содержание, субъекты, объекты
Анализируются проблемы стандартизации в социальной сфере. Исследовано социальноэкономическое
содержание этих стандартов, показаны типовые направления их использования.
УПРАВЛЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
60
Ольга Алехина, Федор Удалов, Ирина Кулагова
О влиянии руководителя на эффективность управления
производством и персоналом
Управление поведением персонала рассматривается как составная часть управления
производством. Особое внимание уделяется умению руководителя в каждой конкретной
ситуации находить наиболее действенные рычаги воздействия на непосредственных
подчиненных и на внешнюю среду.
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
66
Любовь Зинина, Людмила Понетайкина
Промышленные предприятия региона:
перспективы инновационного развития
Анализируются современные тенденции развития инновационной деятельности как на
уровне региона, так и на мировом уровне в разрезе различных сфер деятельности. Описывается
процесс создания технопарка в Республике Мордовия.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
74
Марина Виноградова
Региональный туристский комплекс: система показателей развития
Рассматриваются вопросы, связанные с формированием системы сбалансированных показателей,
которые характеризуют развитие регионального туристского комплекса. Приведены
этапы разработки данной системы.
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
80
Владимир Глухов
Финансовые отношения в домашнем хозяйстве: матричная модель
СОДЕРЖАНИЕ
Рассматриваются основные направления и принципы, на базе которых может формироваться
система бизнес-образования в России. Предложена модель формирования системы
услуг бизнес-образования.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
1/2011
Анализируется влияние формы государственного устройства на организацию финансовых
отношений в домашнем хозяйстве. Представлены различные точки зрения на моделирование
домашнего хозяйства.
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
89
Сергей Терёхин
Менеджмент качества в коммерческом банке
Рассматриваются теоретические основы менеджмента качества в коммерческом банке,
представлена модель системы менеджмента качества применительно к банковской сфере.
ПРЕДПРИЯТИЕ
97
Владимир
Обломец, Евгений Филиппов, Оксана Логунова
Структура автоматизированной системы управления производством:
тенденции развития
Описывается автоматизированная система управления производством для промышленного
предприятия. Предлагается декомпозиция системы, выявлены тенденции ее развития.
105
Андрей
Коптелов
Анализ закупок на основе процессного подхода
Использование процессного подхода при оптимизации закупок подразумевает представление
и анализ деятельности в виде цепочек операций, выполняемых исполнителями
бизнес-процессов. Это позволяет предприятиям сокращать внутренние издержки.
112
Ольга Рудакова
Оценка уровня удовлетворенности населения бытовыми услугами:
адаптированная методика
Даются понятие «удовлетворенность потребителей бытовыми услугами» и методика
оценки ее уровня. Предлагается использовать метод расчета интегрального индекса
удовлетворенности персонала, метод учета рекламаций клиентов, метод определения
средних балльных (процентных) оценок с учетом среднего коэффициента значимости,
метод Кано.
ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
118
Татьяна Хохлова
Классики менеджмента: Ф.У. Тейлор и Г.Л. Гантт
Юбилеи основоположников науки управления – 155-летие со дня рождения Ф.У. Тейлора
и 150-летие со дня рождения Г.Л. Гантта. Указываются некоторые биографические
обстоятельства, способствовавшие формированию жизненных установок и научных
взглядов родоначальников менеджмента.
Стр.4
CONTENTS
STATE GOVERNANCE
8
Sergei Mironov
Microfinance – New Tool for Small Business Development
The author investigates microfinance as a new tool for small business development, and
comments on the Federal Law No 152-FZ “On Microfinance and Microfinancial Organizations”
dated 02.07.2010.
CONCEPTUAL BASES OF MANAGEMENT
13
Alexander Muratov
The Convergence of Management Conceptions: Controlling and Quality
Management
The author shows the need for and opportunities of combining two conceptions – controlling
and quality management, and proposes a matrix-based general management system of
an enterprise, which provides for a convergence of controlling and quality management
systems.
20
Andrei Blinov
Innovative and Technology Development of Russian Economy: Up-to-Date
Targets
The author deals with problems of innovative technology modernization in Russian economy,
and suggests that resources should be concentrated in key directions of scientific-technical
progress, scientific and production structures able to compete on the domestic and external
markets should be formed.
CORPORATE MANAGEMENT
27
Vyacheslav Pleshchenko
Managing Relations with Suppliers through Feedback
With the support of system theory, an analysis of mutual relations between suppliers and
consumers on the selection stage is given in the article, variants of shaping management
models (supplier selection procedures) are investigated.
36
Elena Tretyakova
Intellectual Capital of Organization: Generalized Indicators
In the article approaches to formulate an integral indicator to characterize the intellectual
potential of an organization are proposed, merits and drawbacks of the given approach are
pointed out.
BUSINESS EDUCATION
47
Dina Makeeva, Ramil Mukhimkhanov
Business Education Systems Formation in Russia
1/2011
Стр.5
CONTENTS
SOCIAL DEVELOPMENT MANAGEMENT
54
Nazim Emirov
The Notion of Social Standardization:
Content, Subjects, Objects
Standardization problems in the social sphere are researched, the socioeconomic content of
these standards analyzed, typical lines of their application shown.
HUMAN RESOURCES MANAGEMENT
60
Olga Alekhina, Fedor Udalov, Irina Kulagova
On the Influence of Manager on Production
and Personnel Management Efficiency
Management of personnel behaviour is treated as an integral part of production management.
Special attention is paid to the ability of the manager to find most effective tools in every
particular situation in order to exert influence on his/her immediate subordinates and the
environment.
INVESTMENTS AND INNOVATIONS
66
Lyubov Zinina, Ludmila Ponetaikina
Industrial Enterprises of the Region:
Innovative Development Prospects
Modern trends in innovation development are researched through the prism of various
activities both at regional and world levels, the process of setting up a technopark in the
Republic of Mordovia is described.
REGIONAL DEVELOPMENT
74
Marina Vinogradova
Regional Tourist Complex:
The System of Development Indicators
The author deals with issues related to formation of a balanced scorecard, which characterizes
the development of the regional tourist complex; she unveils the stages in elaborating the
system.
FINANCIAL MANAGEMENT
80
Vladimir Glukhov
Financial Relations in the Household: A Matrix-Based Model
1/2011
Main directions and principles, which may serve as fundament for business education
formation in Russia, are investigated, a model of system formation for business education
services formation is proposed.
Стр.6
1/2011
MANAGEMENT AND MARKETING
89
Sergei Teryokhin
Quality Management in a Commercial Bank
The author researches the theoretical bases of quality management in a commercial bank,
presents the model of quality management system applied to banking.
ENTERPRISE
97
Vladimir Oblomec, Evgeni Filippov, Oksana Logunova
The Structure of Automated Production Management System: Development
Trends
In the article the automated production management system for industrial enterprise is presented,
a decomposition of the system proposed, trends of its development are described.
105
Andrei Koptelov
Process Approach-Based Analysis of Purchases
Applying process approach to optimize purchases implies a presentation and analysis of
activities (in form of operation chains) practiced by business process performers. This helps
enterprises reduce internal costs.
112
Olga Rudakova
Measuring Population Satisfaction with Household Services: An Adapted
Method
The author explains the notion of consumer satisfaction with household services and the
methodology of measuring satisfaction. She suggests the use of methods aimed at calculating
the integral index of personnel satisfaction, considering complain reports of clients, computing
average marks (in points, percent) by taking account of the average statistical significance
coefficient, as well as the Kano method.
FROM THE HISTORY OF MANAGEMENT
118
Tatyana Khokhlova
Management Classics: F.W.Taylor and H.L.Gantt
The article is dedicated to the jubilees of the founders of management science: 155th
anniversary of birth of F.W.Taylor and 150th anniversary of birth of H.L.Gantt. The author
points to some of their biographical data, which helped the management fathers shape their
principles in life and their scientific ideas.
CONTENTS
The article points out how the state form of government impacts on financial relations in the
household, and presents differing views as to the modeling of household.
Стр.7