Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Модели коммуникации в организациях (200,00 руб.)

0   0
Первый авторТерещенко П. В.
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц208
ID206172
АннотацияУчебное пособие предназначено студентам специальности 230102 и посвящено вопросам системного представления коммуникаций в организациях. Дана характеристика методологии системного подхода к пониманию функционирования организации и природы организационных коммуникаций. Выделены типичные задачи системного анализа информационных систем. Приведены модели представления типовых элементов и поведения в типовых ситуациях коммуникативной деятельности. Материалы учебного пособия могут быть использованы студентами других специальностей, а также широким кругом специалистов, занимающихся проблемами управления организациями.
Кому рекомендованоДля студентов специальности 230102 всех форм обучения.
ISBN978-5-7782-1126-1
ББК60.843я73
Терещенко, П.В. Модели коммуникации в организациях : учеб. пособие / П.В. Терещенко .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008 .— 208 с. — ISBN 978-5-7782-1126-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/206172 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.В. ТЕРЕЩЕНКО МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия НОВОСИБИРСК 2008 ББК 60.843я73 Т 35 Инновационная образовательная программа НГТУ «Высокие технологии» Рецензенты: <...> ISBN 978-5-7782-1126-1 Учебное пособие предназначено студентам специальности 230102 и посвящено вопросам системного представления коммуникаций в организациях. <...> Дана характеристика методологии системного подхода к пониманию функционирования организации и природы организационных коммуникаций. <...> Приведены модели представления типовых элементов и поведения в типовых ситуациях коммуникативной деятельности. <...> Жизнедеятельность организации для специалиста по информационным технологиям предстает как мир множества реальностей: разные индивиды в этом мире сосредоточивают внимание на различных аспектах организационной жизни и поэтому различным образом объясняют на первый взгляд одну и ту же ситуацию. <...> Таким образом, мир организации по своей природе оказывается миром, организованным в определенной его части на основе принятых на веру значений, которые члены организации используют в качестве общей схемы интерпретации и объяснения явлений этого мира (жизненных фактов, поведения членов организации, действий, управленческих ситуаций и т. д.) <...> . Структура мира организации в таком случае во многом зависит от тех позиций, с которых персонал организации действует по отношению к определенным предметам этого мира. <...> Традиционный кибернетический подход проектировщиков автоматизированных информационных систем (АИС) к пониманию организационных явлений основывается на предположении об объективно существующем мире организациимире, который не зависит от 3 процессов его исследования и понимания. <...> Реальность жизнедеятельности организаций такова, что процесс ее структурирования (посредством актов интерпретации происходящих в ней событий) равным образом свойствен <...>
Модели_коммуникации_в_организациях.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.207
Модели_коммуникации_в_организациях.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ П.В. ТЕРЕЩЕНКО МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия НОВОСИБИРСК 2008
Стр.1
ББК 60.843я73 Т 35 Инновационная образовательная программа НГТУ «Высокие технологии» Рецензенты: И.М. Бобко, д-р техн. наук, проф., чл.-корр. РАО; С.Г. Юн, канд. техн. наук, доц. Работа подготовлена на кафедре автоматизированных систем управления для студентов специальности 230102 всех форм обучения Терещенко П.В. Т 35 Модели коммуникации в организациях : учеб. пособие / П.В. Терещенко. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – 208 с. ISBN 978-5-7782-1126-1 Учебное пособие предназначено студентам специальности 230102 и посвящено вопросам системного представления коммуникаций в организациях. Дана характеристика методологии системного подхода к пониманию функционирования организации и природы организационных коммуникаций. Выделены типичные задачи системного анализа информационных систем. Приведены модели представления типовых элементов и поведения в типовых ситуациях коммуникативной деятельности. Материалы учебного пособия могут быть использованы студентами других специальностей, а также широким кругом специалистов, занимающихся проблемами управления организациями. ББК 60.843я73 ISBN 978-5-7782-1126-1 2 © Терещенко П.В., 2008 © Новосибирский государственный технический университет, 2008
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Менеджмент любой организации решает проблему капитализации человеческих ресурсов, либо направляя усилия на формирование человеческого потенциала, либо переводя накопленные персоналом опыт и знания в капитал посредством создания информационных технологий, основанных на знаниях. Жизнедеятельность организации для специалиста по информационным технологиям предстает как мир множества реальностей: разные индивиды в этом мире сосредоточивают внимание на различных аспектах организационной жизни и поэтому различным образом объясняют на первый взгляд одну и ту же ситуацию. Таким образом, мир организации по своей природе оказывается миром, организованным в определенной его части на основе принятых на веру значений, которые члены организации используют в качестве общей схемы интерпретации и объяснения явлений этого мира (жизненных фактов, поведения членов организации, действий, управленческих ситуаций и т. д.). Структура мира организации в таком случае во многом зависит от тех позиций, с которых персонал организации действует по отношению к определенным предметам этого мира. Используемые при этом представления о способах действия в свою очередь определяются некоторой, разделяемой большинством членов организации, совокупностью видимых, но не отрефлексированных, фоновых (считающихся «само собой разумеющимися») ожиданий персонала организации. Наличие таких ожиданий, с одной стороны, позволяет большинству персонала осмысливать собственную деятельность и поведение коллег, но, с другой – порождает множество проблем в совместной деятельности. Традиционный кибернетический подход проектировщиков автоматизированных информационных систем (АИС) к пониманию организационных явлений основывается на предположении об объективно существующем мире организации – мире, который не зависит от 3
Стр.3
процессов его исследования и понимания. Такой взгляд распространяется на все явления организационного мира, включая социальные и социально-психологические. Реальность жизнедеятельности организаций такова, что процесс ее структурирования (посредством актов интерпретации происходящих в ней событий) равным образом свойствен как персоналу организации (участнику этих событий), так и их наблюдателю – проектировщику АИС (исследователю), пытающемуся объяснить и отразить суть этих событий в создаваемом проекте АИС. Меняются участники событий как с той, так и с другой стороны, меняется социальный мир организации, ведь социальный мир – это мир действующих субъектов [27, 36, 39, 41, 52 и др.]. Если нам нужно спроектировать некоторую работу, то важно ответить на вопрос «Какие позиции, активности, деятельности должны быть сорганизованы для получения качественно нового продукта?». Качественно новый продукт – это, как правило, организованная деятельность людей, где их позиции должны быть соединены и ориентированы на получение определенного продукта. В результате может быть продукт – материальный, интеллектуальный или услуга. Для того чтобы появился новый продукт, в ходе работы должны быть установлены связи между набором действий, деятельностей, активностей, позиций, которые до этого никак не были связаны. В одних случаях это коммуникативные связи, в других – производственные связи, но это всегда связи. Знания же разработчиков АИС о мире организаций зачастую представляют собой наборы примитивных типологических, механистических конструкций, которые и определяют их понимание управленческих ситуаций, поведения персонала организации и жизнедеятельности организации в целом при разработке АИС [59, 70]. Переход к пониманию разработчиком информационных технологий (ИТ) принципиальной сложности мира организаций, используемых в практике конкретной организации моделей организационного поведения, места коммуникаций в управленческой деятельности представляет собой задачу большой важности и сложности. В настоящее время при подготовке специалистов в области информатики и вычислительной техники основной упор делается на техническую компетентность специалиста – способность решать задачи, владение глубокими знаниями о технологических операциях и практическими навыками их осуществления на различных этапах разработки АИС. При этом уделяется явно недостаточное внимание вопросам овладения специалистом 4
Стр.4
в области ИТ концептуальными знаниями в сфере управления организациями и вопросам повышения коммуникативной компетентности. Необходимо отметить, что умение общаться как с будущими пользователями АИС, так и с менеджментом организаций с целью получения необходимых данных для обеспечения процесса проектирования – ключевая компетенция в любом проекте. Коммуникативная компетентность является одной из основных компетенций в структуре деятельности любого разработчика АИС. Коммуникативная компетентность – это умение совместно работать в проектных группах, способность вести за собой людей, побуждать их к деятельности и разрешать конфликты, умение вести переговоры и проводить деловые совещания совместно с заказчиком, владение техникой интервью, умение организовать экспертизу и т. д. Концептуальное мастерство – это, с одной стороны, способность понимать взаимосвязь круга своей ответственности и деятельности всей проектной группы, а также способность распознавать возникающие проблемы и правильно их оценивать, с другой – способность понимать коммуникации в организации, позиции менеджмента организации относительно включенности ИТ в жизнедеятельность самой организации, реализуемые модели организационного поведения. Специалист по ИТ должен хорошо понимать различие двух основных путей капитализации знаний в организациях – через развитие человеческого ресурса и посредством развития технологий работы со знаниями. Менеджмент охватывает обе стороны капитализации знаний в организации. Данное понимание также невозможно без глубокого понимания природы коммуникаций в организациях. Учебное пособие посвящено вопросам системного представления коммуникаций в организациях при разработке АИС, типичным задачам системного анализа, решаемым разработчиками системы. Значительное внимание уделено типовым элементам коммуникативной деятельности и вопросам организации коммуникативного взаимодействия в типовых ситуациях. Необходима осторожность в обращении с терминологической лексикой, особенно с теми терминами, которые широко используются и в обыденной речи и в рамках различных теорий. Термины – это слова, которые точно обозначают определенные понятия какой-либо области науки, техники, искусства и т. д. Термин – это словесное обозначение понятия, его символ. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................ 1. Коммуникации, общение и управленческие знания ............................... 1.1. Понятие коммуникации и общения ................................................. 1.2. Понятие организации ........................................................................ 1.3. Управленческие знания .................................................................... 2. Методологические основы исследования организаций ....................... 2.1. Системные исследования .................................................................. 2.2. Типичные задачи системного анализа, решаемые разработчиками ИС .................................................................................................. 2.3. Методы, необходимые разработчикам ИС ...................................... 2.4. Подходы к пониманию функционирования организации .............. 2.5. Методы управления ........................................................................... 3. Модели коммуникативной деятельности ............................................... 3.1. Коммуникации в организации .......................................................... 3.2. Коммуникационные сети .................................................................. 3.3. Электронные коммуникации в организациях ................................. 3.4. Модели, необходимые для понимания коммуникативного поведения человека в организации .......................................................... 4. Типовые элементы в технологиях коммуникативной деятельности .... 4.1. Приемы эффективного слушания .................................................... 4.2. Информирование (презентация материала) .................................... 4.3. Вопросы .............................................................................................. 4.4. Аргументация .................................................................................... 4.5. Коммуникативное взаимодействие (общение) с трудными людьми ......................................................................................................... 5. Типовые ситуации коммуникативной деятельности ............................. 5.1. Технология рационального проведения делового совещания ....... 5.2. Коммуникативное взаимодействие в конфликте ............................ Заключение .................................................................................................... Библиографический список ......................................................................... 207 3 7 7 13 18 24 27 39 43 46 64 71 72 74 77 78 102 102 107 122 129 145 154 163 177 201 203
Стр.207

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.