И.В. БОРИСОВА, Г.А. БУБНОВА, Н.Д. ГОРШКОВА
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Часть «С»
Выпуск 3
Учебно-методическое пособие
НОВОСИБИРСК
2010
1
ББК 81.411.2-9я73
Б 825
Рецензенты: <...> Материалы данного пособия помогут учащимся успешно справиться с заданиями части «С» ЕГЭ. <...> Работа подготовлена на кафедре русского языка и утверждена
Редакционно-издательским советом университета в качестве
учебно-методического пособия
ББК 81.411.2-9я73
© Борисова И.В., Бубнова Г.А.,
Горшкова Н.Д.,2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
ISBN 978-5-7782-1373-9
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В рекомендациях по работе с частью «С» отмечается, что для ее
выполнения учащиеся должны овладеть следующими умениями:
формулировать проблему(ы) исходного текста;
комментировать сформулированную проблему;
выявлять авторскую позицию;
высказывать собственное мнение по поводу содержания текста и
авторской позиции;
аргументировать свои умозаключения (представить не менее
двух аргументов, один из которых взят из художественной, научной
или публицистической литературы; или привести не менее двух аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт);
соблюдать смысловую цельность, речевую связность, последовательность изложения, точность и выразительность речи;
следовать этическим нормам;
не допускать фактических ошибок. <...> При написании сочинения необходимым условием является умение
рассуждать. <...> Необходимо поэтапно разобрать каждый содержательный критерий, в чем вам помогут объяснение ключевых понятий общего плана и требования к основным структурным элементам сочинения. <...> Сочинение на основе предложенного текста помогает проверить
состояние практических речевых умений и навыков, и дает представление о том, владеют ли учащиеся монологической речью, умеют ли
аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения. <...> В данном учебно-методическом пособии разъясняются ключевые
понятия, владение которыми необходимо при выполнении задания <...>
Единый_государственный_экзамен_по_русскому_языку._Часть_С._Вып.3.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.В. БОРИСОВА, Г.А. БУБНОВА, Н.Д. ГОРШКОВА
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Часть «С»
Выпуск 3
Учебно-методическое пособие
НОВОСИБИРСК
2010
1
Стр.1
ББК 81.411.2-9я73
Б 825
Рецензенты:
Т.А. Сафиуллина, учитель первой квалификационной
категории МОУ – Лицей НГТУ,
Л.М. Соколова, ст. преподаватель кафедры иностранных
языков СибУПК
Борисова И.В.
Б 825
Единый государственный экзамен по русскому языку.
Часть «С» : учеб.-метод. пособие / И.В. Борисова, Г.А. Бубнова,
Н.Д. Горшкова. – Новосибирск : Издательство НГТУ, 2010. –
Вып. 3. – 50 с.
также для учащихся выпускных классов школ, лицеев и гимназий, готовящихся
к ЕГЭ по русскому языку.
Материалы данного пособия помогут учащимся успешно справиться
с заданиями части «С» ЕГЭ.
ISBN 978-5-7782-1373-9
Данное пособие предназначено для учителей русского языка, а
Работа подготовлена на кафедре русского языка и утверждена
Редакционно-издательским советом университета в качестве
учебно-методического пособия
ББК 81.411.2-9я73
ISBN 978-5-7782-1373-9
© Борисова И.В., Бубнова Г.А.,
Горшкова Н.Д.,2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
2
Стр.2
Содержание
Предисловие ................................................................................................. 3
1. Построение части С ............................................................................... 5
1.1. Рекомендации ..................................................................................... 5
1.2. Общий план ........................................................................................ 5
2. Объяснение ключевых понятий общего плана ................................ 6
2.1. Формулировка проблемы текста ...................................................... 6
2.2. Комментарии к сформулированной проблеме исходного
текста ................................................................................................... 6
2.3. Отражение позиции автора исходного текста ................................. 7
2.4. Аргументация собственного мнения по проблеме ......................... 7
3. Требования к основным структурным элементам
общего плана ........................................................................................... 8
3.1. Вступление .......................................................................................... 8
3.2. Основная часть ................................................................................... 9
3.3. Соответствие фраз-клише пунктам общего плана .......................... 9
3.4. Заключение ....................................................................................... 11
4. Примеры сочинений к исходным текстам ...................................... 12
5. Проблемные тексты для тренировочных работ по части С ........ 25
Приложения. Критерии проверки и оценки выполнения задания
с развернутым ответом ..................................................... 34
Средства выразительности ............................................... 38
Литература .................................................................................................. 48
49
Стр.49