НОУ ВПО Московская академия предпринимательства
при Правительстве Москвы
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
НОВОСИБИРСК
2010
1
ББК 65.291.213я73
С 833
Рецензенты: <...> М.К. Черняков, д-р экон. наук, профессор
С 833
Стратегический менеджмент : учеб. пособие / авторы-составители М.И. Горевая, Г.И. Курчеева, Г.А. Клочков, Н.А. Шкляева. <...> ISBN 978-5-7782-1407-1
В современных условиях развития экономики становится актуальным стратегическое предвидение перспектив организации. <...> Глобальная стратегия и конкуренция на мировых рынках ...... 157 <...> К тому же, при разработке миссии компании следует учитывать
тот факт, что сама потребность в ней как стратегическом инструменте
часто подвергается сомнению сотрудниками компании и ее внешним
окружением. <...> И дело вовсе не в нежелании современного бизнеса работать цивилизованно, а в определенном историческом наследии, которое часто
мешает рассмотреть возможности развития компании и построения ее
репутации, которые открывает грамотно сформулированная миссия. <...> Первая: чтобы миссия компании вызывала доверие
и поддерживала имидж и репутацию компании, она должна отражать
достижимую реальность. <...> Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на
стыке шестидесятых и семидесятых годов прошлого века для того,
чтобы отразить отличие управления, осуществляемого на высшем
уровне, от текущего управления на уровне производства. <...> Согласно работе [1], стратегическое управление можно определить
как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие
10
вызову со стороны окружения. <...> Понятие нестратегического управления
В течение полувека менеджеры и ученые разных стран наблюдали
успешное развитие американской промышленности, функционирующей безо всякой стратегии <...>
Стратегический_менеджмент.pdf
НОУ ВПО Московская академия предпринимательства
при Правительстве Москвы
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
НОВОСИБИРСК
2010
1
Стр.1
ББК 65.291.213я73
С 833
Рецензенты:
Н.В. Шаланов, д-р экон. наук, профессор,
заведующий кафедрой СибУПК;
М.К. Черняков, д-р экон. наук, профессор
С 833 Стратегический менеджмент : учеб. пособие / авторы-составители
М.И. Горевая, Г.И. Курчеева, Г.А. Клочков, Н.А. Шкляева.
– Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – 203 с.
ISBN 978-5-7782-1407-1
В современных условиях развития экономики становится актуальным
стратегическое предвидение перспектив организации.
Учебное пособие должно помочь формированию у студентов таких
основ стратегического мышления менеджера, как способность
применять современные методы анализа и оценки внешней и внутренней
среды организации, способность определять и формулировать
миссию и стратегическую цель предприятия, способность обосновать
выбор стратегии.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности
080507 «Менеджмент организации», аспирантов и преподавателей.
ББК 65.291.213я73
ISBN 978-5-7782-1407-1
© Горевая М.И., Курчеева Г.И.,
Клочков Г.А., Шкляева Н.А. 2010
© Hовосибиpский государственный
технический университет, 2010
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 6
Тема 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ......... 8
1.1. Сущность стратегического менеджмента ........................................ 8
1.2. Система стратегического управления ............................................ 14
1.3. Стратегическое планирование ........................................................ 18
1.4. Этапы стратегического планирования ........................................... 21
Практические задания................................................................................ 23
Вопросы для самопроверки ....................................................................... 24
Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУЧНАЯ
ДИСЦИПЛИНА ............................................................................ 25
2.1. Подходы к управлению ................................................................... 25
2.2. Методология системного и ситуационного подхода .................... 30
2.3. Фундаментальные принципы стратегического менеджмента ..... 33
Практические задания................................................................................ 35
Вопросы для самопроверки ....................................................................... 35
Тема 3. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ........................................................ 37
3.1. Содержание миссии организации ................................................... 37
3.2. Методы разработки миссии............................................................. 44
3.3. Этапы разработки миссии ............................................................... 48
Практические задания................................................................................ 50
Вопросы для самопроверки ....................................................................... 57
3
Стр.3
Тема 4. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ............................................................... 58
4.1. Содержание и методы разработки цели организации .................. 58
4.2. Ключевые цели и задачи организации ........................................... 62
4.3. Дерево целей ..................................................................................... 64
Практические задания................................................................................ 66
Вопросы для самопроверки ....................................................................... 71
Тема 5. PEST-АНАЛИЗ ............................................................................. 72
5.1. Содержание методики PEST-анализа ............................................. 72
5.2. Применение PEST-анализа .............................................................. 73
Практические задания................................................................................ 76
Вопросы для самопроверки ....................................................................... 88
Тема 6. SWOT-АНАЛИЗ ........................................................................... 89
6.1. Содержание методики SWOT-анализа ........................................... 89
6.2. Применение SWOT-анализа ............................................................ 90
Практические задания................................................................................ 93
Вопросы для самопроверки ..................................................................... 102
Тема 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
ВЫБОР ........................................................................................ 103
7.1. Содержание стратегического анализа и стратегического
выбора ............................................................................................. 103
7.2. Применение стратегического анализа .......................................... 106
Практические задания.............................................................................. 114
Вопросы для самопроверки ..................................................................... 122
Тема 8. КЛАССИФИКАЦИИ СТРАТЕГИЙ ......................................... 123
8.1. Эталонные стратегии ..................................................................... 123
4
Стр.4
8.2. Базовые конкурентные стратегии ................................................. 137
Практические задания.............................................................................. 141
Вопросы для самопроверки ..................................................................... 147
Тема 9. ВКЛАД КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕСС
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ .................................................... 148
9.1. Корпоративная культура ............................................................... 148
9.2. Оценка уровня корпоративной культуры
как вклад личных и корпоративных ценностей .......................... 149
Практические задания.............................................................................. 151
Вопросы для самопроверки ..................................................................... 156
Тема 10. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ В МИРОВЫХ
ОТРАСЛЯХ ............................................................................... 157
10.1. Глобальная стратегия и конкуренция на мировых рынках ...... 157
10.2. Стратегии отраслевых лидеров ................................................... 160
10.3. Мотивы разработки глобальной стратегии ................................ 162
Практические задания.............................................................................. 165
Вопросы для самопроверки ..................................................................... 189
Глоссарий .................................................................................................. 190
Список литературы .................................................................................. 201
5
Стр.5