Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024

Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторХаритонова
ИздательствоКГУФКСТ
Страниц26
ID205220
АннотацияЦель работы - обосновать и научно разработать средства диагностики и развития социального интеллекта старших дошкольников.
Харитонова, И.В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики. : автореф. дис. … канд. психол. наук / И.В. Харитонова .— Краснодар : КГУФКСТ, 2006 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205220 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

0Г На правах рукописи ХАРИТОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук Краснодар - 2006 Работа выполнена на кафедре психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Горская Галина Борисовна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Симанкова Анна Алексеевна доктор психологических наук, профессор ЦОБ по ФКиС РГАФК Ведущая организация: Кукосян Ованес Гайкович Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. <...> Это обусловлено ускорением темпов социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умения оптимизировать деятельность в новой ситуации. <...> Наименее разработанным является онтогенетический аспект этой проблемы (О.Б. Чеснокова, 1996; Н.Д. Былкина, ДВ. <...> Как показывают исследования, недостаточное развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению нежелательных черт поведения. <...> Ребенок привыкает к агрессивности или замкнутости как к средству адаптации в обществе (К. <...> ; Дошкольный возраст - важнейший период формирования личности и межличностных отношений. <...> А.В. Запорожец (1994) подчеркивал значение ценных психофизиологических свойств и качеств, приобретаемых дошкольником, для становления его личности. <...> Развитие социального интеллекта способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду. <...> 4 Несмотря на то что в последнее время происходит реформирование системы дошкольного воспитания (появляются <...>
Особенности_социального_интеллекта_старших_дошкольников_и_его_развитие_средствами_психогимнастики..pdf
0Г На правах рукописи ХАРИТОНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук Краснодар - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Горская Галина Борисовна доктор психологических наук, профессор Симанкова Анна Алексеевна ЦОБ по ФКиС РГАФК Ведущая организация: доктор психологических наук, профессор Кукосян Ованес Гайкович Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. II.Ф. Лесгафта Защита состоится « д / » июня 2006 года в -^У^ часов на заседании диссертационного совета Д 311.009.01 при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан «.д?(? » мая 2006 года. Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор / Шестаков М.М.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Проблема социального интеллекта привлекает в последнее время все большее внимание психологов. Это обусловлено ускорением темпов социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умения оптимизировать деятельность в новой ситуации. Влияние социального интеллекта на успешность социального взаимодействия подчеркивается в работах К. Rubin, L. Rose-Krasnor (1986), Д.В. Ушакова (2004), Д.В. Люсина, Н.Д. Михеевой (2004). Наименее разработанным является онтогенетический аспект этой проблемы (О.Б. Чеснокова, 1996; Н.Д. Былкина, ДВ. Люсин, 2000). Как показывают исследования, недостаточное развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению нежелательных черт поведения. Ребенок привыкает к агрессивности или замкнутости как к средству адаптации в обществе (К. Rubin, L.Rose-Krasnor, 1986; Е.О. Смирнова, 1998; S. Sitton, P.K. Smith, 19.99; О.Ю.Курочкин,2001). ; Дошкольный возраст - важнейший период формирования личности и межличностных отношений. А.В. Запорожец (1994) подчеркивал значение ценных психофизиологических свойств и качеств, приобретаемых дошкольником, для становления его личности. Развитие социального интеллекта способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду. На этапе подготовки к обучению в школе возможно расширение ресурсов ребенка, необходимых для установления взаимоотношений с другими людьми (Л.А. Коломинский, Е.А. Панько, 1988; А.В. Запорожец, 1994; Д.И. Фельдштейн, 1995; С.Л. Рубинштейн, 1998). Именно в ";эТОт!|1ериод •.закладываются и формируются свойства личности, влияющие на её 'фвдализацию (Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская, 1994; Н.Н. Поддъяков, 1998).
Стр.3
4 Несмотря на то что в последнее время происходит реформирование системы дошкольного воспитания (появляются новые программы дошкольного" воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы), развитию коммуникативной и эмоциональной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Коррекция недостатков коммуникативных навыков должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Литературные данные свидетельствуют о возрастающей роли социального интеллекта как фактора взаимодействия с социальным окружением. Однако в настоящее время не существует психометрически обоснованных методик, диагностирующих структурные компоненты социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, и исследований, посвященных использованию средств и методов физического воспитания с целью повышения уровня развития социального интеллекта. Это обосновывает необходимость включения в процесс воспитания дошкольников компонентов, способствующих становлению способности к социальному познанию, а также актуальность разработки методов психологического сопровождения этой работы, Объект исследования - процесс развития" социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности социального интеллекта старших дошкольников и динамика его изменения под влиянием развивающих воздействий. Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование и научная разработка средств диагностики и развития социального интеллекта старших дошкольников. Гипотеза исследования. Теоретические концепции, обосновывающие неразрывную связь психического и физического в человеке (А.Д. Новиков,
Стр.4
5 1949; И.М. Сеченов, 1952; П.Ф. Лесгафт, 1987; Н.А. Бернштейн, 1991, А.И. Фукин, 1996), позволяют предположить, что работа с физическим состоянием занимающихся посредством физических упражнений, может повлиять на развитие формирующейся личности (П.Ф. Лесгафт, 1952; Б.Б, Коссов, 1989; В.И. Гарбузов, 1994) и оптимизацию ее психического состояния (К, Динейка, 1982; Г, Стоке, Д, Уайтсайд, 1996). В диссертационном исследовании проверялось предположение, что целенаправленное использование упражнений психогимнастики позволит повысить уровень развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, а наличие диагностической методики его измерения может способствовать эффективности развивающих воздействий. Задачи исследования: 1 .Адаптировать методику диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена для детей старшего дошкольного возраста. 2.Определить уровень развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. 3.Разработать психологический тренинг развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, базирующийся на использовании упражнений психогимнастики. 4,Опредедить эффективность влияния разработанного психологического тренинга на развитие социального интеллекта старших дошкольников. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1. Анализ литературных источников. 2. Психологическое тестирование. 3. Формирующий эксперимент. 4. Методы математической статистики. Теоретико-методологической основой исследования являются: разработки Дж. Гилфорда, определяющие социальный интеллект как
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ