3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях реформаторских преобразований
в России возникла острая необходимость в реорганизации системы физической
культуры. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «...время
декларации и отсутствие новых подходов уже привели к тому, что практически целое
десятилетие сфера физической культуры и спорта не подвергалась качественным изменениям.
Сейчас это обходится стране слишком дорого». Ценой стали рост неудовлетворенности
большой части россиян предлагаемыми программами физкультурнооздоровительной
и спортивной работы, как следствие - критически низкий уровень
вовлеченности населения в активные формы занятий физическими упражнениями и
спортом, сопровождающийся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической
подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических
групп населения.
В условиях утверждения рыночных отношений и пересмотра господствующих
педагогических парадигм, среди которых признание товарной формы продукта педагогического
труда, провозглашение физической культуры и спорта сферой социальнокультурных
услуг, переориентация физкультурного движения на максимально возможное
удовлетворение интересов, запросов и потребностей населения, становится
очевидной необходимость и перспективность применения маркетинга в этой области.
Актуальность разработки маркетингового подхода применительно к системе физической
культуры признается на сегодняшний день практически на всех уровнях его организации
- от руководителей физкультурно-спортивных организаций до федерального
уровня. Однако, несмотря на всю свою важность и перспективность, вопросы системного
применения маркетинга к сфере физической культуры и спорта до настоящего
времени не получили своего обстоятельного научно-практического анализа.
Существующее противоречие между объективной необходимостью применения
маркетинга в системе физической культуры и недостаточной разработанностью
теоретико-методологических и технологических аспектов маркетинговой деятельности,
лежащих в плоскости проблем физического воспитания, обусловили выбор темы
диссертационного исследования: «Социально-педагогические аспекты маркетинга в
системе физической культуры».
,
Все перечисленное позволяет сформулировать-- проблему: каковы методологические
основания, концептуальные идеи,,цробледнюе содержание, особенности, прин
Стр.3
5
сиональной подготовки будущих педагогов к организации и осуществлению маркетинговой
деятельности в системе физической культуры.
Теоретико-методологической основой исследования явились современные
педагогические, управленческие, социологические, экономические и психологические
концепции, раскрывающие многоаспекпгую природу маркетинговой деятельности в
системе физической культуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи реорганизации
российской системы физической культуры (Н.В. Барышева, С.Н. Братановский,
М.Я. Виленский, В.И. Жолдак, С.А. Ищенко, В.В. Кузин, И.И. Переверзин, Л.И. Лубышева,
СВ. Начинская, С.Г. Сейранов, В.И. Столяров и др.). Теоретическими ориентирами
предпринятого исследования стали современные идеи и концепции личностноориентированных
технологий физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с
населением (Н.В. Барышева, Л.Б. Кофман, В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, О.С. Васильева, Л.Р.
Правдина, Н.А. Рыбачук, О .И. Самусенков, B.C. Якимович и др.), маркетинга открытых
систем (Е.М. Жих, А.П. Панкрухин, В.А. Соловьев, В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э.
Автухова и др.), социально-этичного (Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг и
др.), стратегического (И. Ансофф, М.П. Афанасьев, А. Вайсман, М.Д. Валовая, М. Витте,
П. Дойл, М. Мак-Дональд, Р.А. Фатхутдинов и др.) и некоммерческого маркетинга
(Ph. Kotler, E. Roberto, R. Anthony, D. Young, P. Druker, A. Lawrie, S. McCurley, D. Lynch,
L. Salamon, P. Дюкарефф, А. Фокс, О. Холмс, К. Эбнер, Л. Кеннеди, Б. Хоикмнс, В.Э.
Гордин,-Г.Л. Тульчинский и др.). Кроме того, исследование выполнено с опорой на основные
положения теории физической культуры и спорта (Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский,
В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж, Л.П. Матвеев, В.П. Филин, И.А.
Фомин, Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов и др.), теории физической культуры личности
(П.Ф. Лесгафт, М.Я. Виленский, В.И, Ильинич, В.М. Выдрин, В.И. Столяров и др.), теории
управления (Э. Деминг, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Я. Монден, Т. Питере,
Р. Уотермен, Р. Шонбергер, Н. Fayol, E. Mayo, M. Parker Follett, F.W. Taylor, M. Weber и
др.), теории потребностей (F. Herzberg, A.H. Maslow, D.C. McClelland, L.W. Porter, E.E.
Lawler, V.H. Vroom, X. Хекхаузен и др.), теории принятия решений (М. Мескон, М.
Ачьберт, Ф. Хедоури, Дж.Х. Харрингтон, P. Drucker и др.), теории коммуникаций (Г. Ле
Бон, А. Моль, СП. Московичи, В.Л. Музыкант, В.А. Ядов, F. Dance, С. Larsen, M. Mcluhan,
Ch. Wright, H.D. Lasswell и др.), теории управления качеством (А.В. Гличев, В.П.
Панов, Г.Г. Азгальдов, Дж. Дж>'ран, К. Исикава, Дж. Харрингтон, Д. Эттингер, Дж. Ситтиг
и др.), теории конкуренции (А. Смит, Д. Рикардо, И. Шумпетер, Ф. Хайек, М. Пор
Стр.5