Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теоретико-методологические основания стратегического управления университетом в сфере физической культуры, спрта и туризма. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБаймурзин
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц28
ID205119
АннотацияРазработаны основные теоретико-методологические положения стратегического управления университетом в сфере физической культуры, спорта и туризма.
Баймурзин, А.Р. Теоретико-методологические основания стратегического управления университетом в сфере физической культуры, спрта и туризма. : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Р. Баймурзин .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205119 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи БАЙМУРЗИН АЛЬБЕРТ РИМОВИЧ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА 13.00.08. <...> - Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2005 2 Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич, Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав Владимирович доктор педагогических наук, профессор Чесноков Николай Николаевич Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится « •&» а/г/Ч-л<. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК Автореферат разослан « ^ » и*£/"*£-2005 года. <...> Современная ситуация в российском высшем переломным этапом в формировании новой системы, преимущественно ориентированной на европейское высшее образование. <...> Большинство государств Европейского Союза считают, что высшее образование сегодня является самым эффективным транслятором национальной культуры, поэтому они поддержали инициативу создания единого европейского образовательного пространства. <...> Болонское соглашение должно стать условием формирования нового гражданского общества единой Европы, созданию многополярного мира и объединению усилий европейского образования в борьбе с монополией американской системы образования как транслятора ее культуры и образа жизни. <...> Руководители вузов принимают выжидательную позицию, но такая позиция является фатальной для вуза, так как теряются реальные возможности качественной модернизации организационной структуры и механизмов управления. <...> Современные тенденции в области высшего профессионального образования, происходящие <...>
Теоретико-методологические_основания_стратегического_управления_университетом_в_сфере_физической_культуры,_спрта_и_туризма..pdf
На правах рукописи БАЙМУРЗИН АЛЬБЕРТ РИМОВИЧ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА 13.00.08. - Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2005
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич, Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав Владимирович доктор педагогических наук, профессор Чесноков Николай Николаевич Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится « •&» а/г/Ч-л<.?12005 года, в 'г/ часов на заседании диссертационного совета К 331.003.01. при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 г. Москва, Сиреневый бульвар, д.4. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК Автореферат разослан « ^ » и*£/"*£-2005 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент с^ ^-, /' / у И.В. Чеботарева Т000005008 ЦОБ по ФКиС Р ГА Ф К
Стр.2
3 Общая характеристика работы Актуальность исследования. Современная ситуация в российском высшем образовании является переломным этапом в формировании новой системы, преимущественно ориентированной на европейское высшее образование. Большинство государств Европейского Союза считают, что высшее образование сегодня является самым эффективным транслятором национальной культуры, поэтому они поддержали инициативу создания единого европейского образовательного пространства. Болонское соглашение должно стать условием формирования нового гражданского общества единой Европы, созданию многополярного мира и объединению усилий европейского образования в борьбе с монополией американской системы образования как транслятора ее культуры и образа жизни. Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки делает шаги по взаимному сотрудничеству с Европой, в том числе, и в области высшего профессионального образования. Но большинство вузов в России неохотно начинают проводить изменения внутренней реорганизации, поэтому реформы образования будут постоянно затормаживаться из-за внутреннего менеджмента организаций. Руководители вузов принимают выжидательную позицию, но такая позиция является фатальной для вуза, так как теряются реальные возможности качественной модернизации организационной структуры и механизмов управления. Современные тенденции в области высшего профессионального образования, происходящие в Европе и мире, требуют от университетов создания качественной, эффективной стратегии, устремленной в будущее. Тенденции интернационализации образования представляют собой процесс расширения сферы деятельности университетов за пределы своей национальной образовательной системы, развития образовательных и научных связей, приведение деятельности вуза в соответствие с международными нормами, что способствует формированию благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования и развития университетской науки. Высшие учебные заведения- становятся-.лолноправными субъектами рыночной экономики, рассчитывая на пг^аво* самостоятельного ^определения направлении своего
Стр.3
4 развитая, целей и методов их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро изменяются организационные и экономические условия деятельности вузов, что ведет к обострению конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуре1Щии по ряду конъюшаурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов приведет к росту ответственности вузов за эффективность деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы организации, руководства и управления в условиях рынка оказываются, зачастую, в ряде случаев несостоятельными. Для адаптации, выживания и развития в новых условиях вузы должны не только постоянно отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней и внутренней среды, использовать стратегическое управление своей деятельностью. Все это послужило основанием формирования цели нашего исследования. Цель исследования: разработать основные теоретико-методологические положения стратегического управления университетом в сфере физической культуры, спорта и туризма. Объект исследования: анализ, оценка и рационализация стратегических действий в ведущих вузах сферы физической культуры, спорта и туризма. Предмет исследования: оптимизация процессов организации, руководства и управления в вузах физкультурно-спортивного профиля на основе методологии стратегического управления социальными системами (на примере Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (далее РГУФК)). Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование методологии стратегического управления социальными системами позволит ведущим вузам в сфере
Стр.4
5 физической культуры, спорта и туризма качественно улучшить механизмы деятельности и попасть в «элиту» европейского и мирового высшего профессионального образования. Задачи исследования: 1) Изучить основные теоретико-методологические подходы решения вопросов организации, руководства и управления в сложных социальных, образовательных системах. 2) Провести анализ ресурсов и конкурентных возможностей вуза в сфере физической культуры, спорта и туризма. 3) Построить базовые стратегические политики (направления деятельности) ведущего вуза в сфере физической культуры, спорта и туризма. 4) Разработать и обосновать VISION (идеальное представление организации) и стратегические инициативы изменения внутренней среды ведущего вуза в сфере физической культуры, спорта и туризма. Теоретико-методологическими основаниями при организации исследования явились фундаментальные теоретические и прикладные научные труды: по проблеме общей теории систем Л. Берталанфи, И.В. Блауберга, А.И Берга, Э.Г. Юдина, Д.М. Гвишиани, стратегического управления организациями А.А. Томпсона, Х.Д. Ментзберга, А. Дж. Стрикленда, экономического обоснования управленческих решений М.Р. Байе, М.Е. Портера, формирования корпоративных и межличностных отношений в организациях Р. Аккофа, А.И. Пригожина, вузовского управления Е. А. Князева, Ю.В. Громыко, С.А. Гониянца, Н.Н. Чеснокова, подготовки управленческих кадров Г.П. Щедровицкого, А.А. Тюкова и С.Д. Неверковича. Теоретическая значимость результатов исследования определяется, в первую очередь, развитием теоретико-методологических основ современной теории управления учреждениями высшего профессионального образования. В работе получили развитие теоретико-методологические представления оценки ресурсных возможностей, основных направлений деятельности, обоснования принятия эффективных управленческих решений, методы формирования управленческой команды и корпоративной культуры в университете.
Стр.5