На правах рукописи
Полоудин Виталий Александрович
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
И ИГРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат
Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат военных наук, доцент
Лииовицкий Евгений Павлович
Официальные оппоненты:
член — корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор
Неверкович Сергей Дмитриевич
кандидат педагогических наук
Барканов Сергей Владимирович
Ведущая организация: Московский городской педагогический университет
Защита состоится 15 мая 2007 года в 13-00 на заседании диссертационного совета
К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры,
спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат диссертации размещен на сайте РГУФК: http://lib.sportedu.ru/service.htmi
Автореферат разослан
2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
Чеботарева И.В.
Стр.2
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется большой насыщенностью
компьютерами и широким распространением компьютерных технологий
обработки информации. Введение в образовательный стандарт обучения школьников с начальных
классов информационных технологий позволило включить в рамки регионального
компонента уроки информатики в начальной школе, что, в свою очередь, дало основание
для разработки методики обучения младших школьников игре в шахматы с применением
компьютерных технологий.
Проведенный анализ программ по информатике, образовательного стандарта Министерства
образования и науки РФ, а также Московского базового стандарта показал, что
основное развитие в общеобразовательных школах направлено на передачу учащимся теоретических
знаний, а также привитие детям умений и навыков использования информационных
компьютерных технологий применительно к абстрактным объектам.
В то же время рассмотренные программы не достаточно учитывают индивидуальные
способности и интересы каждого ребенка, что негативно сказывается не только на качестве
получаемого ими образования, но и на здоровье.
Проблемная ситуация заключается в противоречиях между исторически сложившимися
методическими подходами в обучении и воспитании младших школьников на основе
репродуктивного метода обучения, то есть передачи знаний от учителя к ученикам традиционными,
вербальными методами, и новыми, современными подходами развивающего
обучения с использованием компьютерных технологий.
Именно этот факт определил проблему и тематику исследования, которое выполнено
в развитие Приказа Министерства образования и науки от 18 мая 2004 г. №2211 "О развитии
шахматного образования в системе образования РФ".
Объект исследования — процесс обучения nipe в шахматы младших школьников с
образовательной и спортивной направленностью с применением компьютерных технологий.
Предмет
исследования — педагогические условия обучения младших школьников
игре в шахматы с применением компьютерных технологий по авторской методике с применением
авторских компьютерных программ. Динамика совершенствования отдельных
психических способностей младших ^школьников: внимания, памяти, логического мышления
и пространственного воображения; пути повышения спортивного мастерства, анализ и
Стр.3
4
оценка шахматных позиций, имеющих сопряженное значение для успешного овладения
игрой в шахматы и повышения успеваемости.
Рабочая гипотеза. Обучение младших школьников игре в шахматы с применением
компьютерных технологий, направленное на развитие определенных интеллектуальных
качеств и повышение успеваемости по основным предметам, может являться действенным
средством развития у ребенка интеллектуальных способностей. Оно будет эффективнее,
если обучению игре в шахматы придать определенный спортивный уклон и совмещать с
овладением основами компьютерных технологий.
При этом обучение должно строиться на основе принципов педагогики и теории
детско-юношеского спорта.
Целью исследования является изучение динамики роста успеваемости, развития
умственных способностей, спортивных умений и навыков при обучении младших школьников
игре в шахматы с применением компьютерных технологий.
Задачами исследования являются:
1. Проведение ретроспективного анализа развития методических подходов и компьютерных
программ обучения игре в шахматы.
2. Разработка и обоснование методики обучения младших школьников шре в шахматы
с применением компьютерных технологий на основе общих дидактических принципов.
3.
Выявление взаимосвязи между обучением игре в шахматы с применением компьютерных
технологий и развитием отдельных умственных способностей школьников
вторых - четвертых классов.
4. Экспериментальная проверка влияния обучения игре в шахматы с применением
компьютерных технологий на успеваемость младших школьников и становление их
спортивного мастерства.
Методологической базой исследования являлись следующие научные подходы.
Системный подход был необходим в связи с достаточной сложностью процесса обучения
младших школьников игре в шахматы, его комплексностью, выраженной в необходимости
учета требований теории шахмат, общей педагогики, детской психологии, формирования
личности ребенка и детско-юношеского спорта.
Исторический подход играл важную роль в изучении и решении проблем развития и
обучения, в соответствии с которым каждое явление рассматривалось в динамике.
Стр.4
5
Классификационный подход использовался как исследовательский процесс, который
позволяет накопить факторологическую информацию об изучаемых проблемах, выявить
их существенные, объединительные и разграничительные признаки, действительно
присущие им.
Теоретической основой исследования явились работы:
- по теории педагогической деятельности Е.И. Власовой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,
В.Л. Сухомлинского, К.Д. Ушинского;
- по развитию личности на основе ее включения в определенную деятельность Б.Г.
Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Б.Г. Зайгарника, Н.Ф. Талызиной,
Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской;
- по теории и методике начального обучения игре в шахматы и детско-юношеского
спорта И. Весела, А.С. Волчок, А.Н. Костьева, СИ. Давыдюк, В.Н. Кострова, Г.Я. Левенфиша,
И.Л. Майзелиса, М.Я. Набатниковой, Я.И. Нейштадта, А.И. Нимцовича, В.И. Панова,
И.Г. Сухина, В.П. Филина.
В исследовании применялись: теоретический анализ и обобщение литературных источников
и материалов из сети Интернет; документов Министерства образования и науки
РФ, ФИДЕ, РШФ; сбор информации - беседы, интервью, анкетирование; педагогические
наблюдения; педагогический эксперимент; психологическое тестирование; моделирование;
обработка материалов исследования методами математической статистики.
Организация исследовании.
Эксперимент проводился в общеобразовательной школе №219 СВАО г. Москвы и в
Экспериментальном учебном комплексе "Школа развития"- структурном подразделении
Открытого института "Развивающее образование" на базе школы №1133 ЗАО г. Москвы в
период с 2000 г. по 2007 г.
Исследование было проведено в три этапа:
Первый этап - 2000 - 2002 голы. Определена область исследования, а также изучена
и проанализирована философская, психолого-педагогическая и спортивно-методическая
литература по теме исследования. Проведен анализ состояния проблемы в практике педагогического
образования. Разработаны и апробированы компьютерные программы: тренажеры
памяти, развития логики, пространственного воображения и других качеств интеллекта.
Стр.5