Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПолоудин
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц24
ID205192
АннотацияЦель работы - изучить динамику роста успеваемости, развития умственных способностей, спортивных умений и навыков при обучении младших школьников игре в шахматы с применеим компьютерных технологий.
Полоудин, В.А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников. : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Полоудин .— Москва : РГУФКСиТ, 2007 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205192 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Полоудин Виталий Александрович ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИГРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007 Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: кандидат военных наук, доцент Лииовицкий Евгений Павлович Официальные оппоненты: член — корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич кандидат педагогических наук Барканов Сергей Владимирович Ведущая организация: Московский городской педагогический университет Защита состоится 15 мая 2007 года в 13-00 на заседании диссертационного со вета К. <...> Введение в образовательный стандарт обучения школьников с на чальных классов информационных технологий позволило включить в рамки регионально го компонента уроки информатики в начальной школе, что, в свою очередь, дало основа ние для разработки методики обучения младших школьников игре в шахматы с примене нием компьютерных технологий. <...> Проведенный анализ программ по информатике, образовательного стандарта Мини стерства образования и науки РФ, а также Московского базового стандарта показал, что основное развитие в общеобразовательных школах направлено на передачу учащимся тео ретических знаний, а также привитие детям умений и навыков использования информаци онных компьютерных технологий применительно к абстрактным объектам. <...> Именно этот факт определил проблему и тематику исследования, которое выполне но в развитие Приказа Министерства образования и науки от 18 мая 2004 г. №2211 "О раз витии шахматного образования <...>
Обучение_игре_в_шахматы_с_применением_компьютерных_технологий_как_комплексное_средство_повышения_интеллектуальных_и_игровых_способностей_младших_школьников..pdf
На правах рукописи Полоудин Виталий Александрович ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИГРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: кандидат военных наук, доцент Лииовицкий Евгений Павлович Официальные оппоненты: член — корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич кандидат педагогических наук Барканов Сергей Владимирович Ведущая организация: Московский городской педагогический университет Защита состоится 15 мая 2007 года в 13-00 на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат диссертации размещен на сайте РГУФК: http://lib.sportedu.ru/service.htmi Автореферат разослан 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Чеботарева И.В.
Стр.2
Общая характеристика работы Актуальность исследования. Современное общество характеризуется большой насыщенностью компьютерами и широким распространением компьютерных технологий обработки информации. Введение в образовательный стандарт обучения школьников с начальных классов информационных технологий позволило включить в рамки регионального компонента уроки информатики в начальной школе, что, в свою очередь, дало основание для разработки методики обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий. Проведенный анализ программ по информатике, образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ, а также Московского базового стандарта показал, что основное развитие в общеобразовательных школах направлено на передачу учащимся теоретических знаний, а также привитие детям умений и навыков использования информационных компьютерных технологий применительно к абстрактным объектам. В то же время рассмотренные программы не достаточно учитывают индивидуальные способности и интересы каждого ребенка, что негативно сказывается не только на качестве получаемого ими образования, но и на здоровье. Проблемная ситуация заключается в противоречиях между исторически сложившимися методическими подходами в обучении и воспитании младших школьников на основе репродуктивного метода обучения, то есть передачи знаний от учителя к ученикам традиционными, вербальными методами, и новыми, современными подходами развивающего обучения с использованием компьютерных технологий. Именно этот факт определил проблему и тематику исследования, которое выполнено в развитие Приказа Министерства образования и науки от 18 мая 2004 г. №2211 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". Объект исследования — процесс обучения nipe в шахматы младших школьников с образовательной и спортивной направленностью с применением компьютерных технологий. Предмет исследования — педагогические условия обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий по авторской методике с применением авторских компьютерных программ. Динамика совершенствования отдельных психических способностей младших ^школьников: внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения; пути повышения спортивного мастерства, анализ и
Стр.3
4 оценка шахматных позиций, имеющих сопряженное значение для успешного овладения игрой в шахматы и повышения успеваемости. Рабочая гипотеза. Обучение младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий, направленное на развитие определенных интеллектуальных качеств и повышение успеваемости по основным предметам, может являться действенным средством развития у ребенка интеллектуальных способностей. Оно будет эффективнее, если обучению игре в шахматы придать определенный спортивный уклон и совмещать с овладением основами компьютерных технологий. При этом обучение должно строиться на основе принципов педагогики и теории детско-юношеского спорта. Целью исследования является изучение динамики роста успеваемости, развития умственных способностей, спортивных умений и навыков при обучении младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий. Задачами исследования являются: 1. Проведение ретроспективного анализа развития методических подходов и компьютерных программ обучения игре в шахматы. 2. Разработка и обоснование методики обучения младших школьников шре в шахматы с применением компьютерных технологий на основе общих дидактических принципов. 3. Выявление взаимосвязи между обучением игре в шахматы с применением компьютерных технологий и развитием отдельных умственных способностей школьников вторых - четвертых классов. 4. Экспериментальная проверка влияния обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий на успеваемость младших школьников и становление их спортивного мастерства. Методологической базой исследования являлись следующие научные подходы. Системный подход был необходим в связи с достаточной сложностью процесса обучения младших школьников игре в шахматы, его комплексностью, выраженной в необходимости учета требований теории шахмат, общей педагогики, детской психологии, формирования личности ребенка и детско-юношеского спорта. Исторический подход играл важную роль в изучении и решении проблем развития и обучения, в соответствии с которым каждое явление рассматривалось в динамике.
Стр.4
5 Классификационный подход использовался как исследовательский процесс, который позволяет накопить факторологическую информацию об изучаемых проблемах, выявить их существенные, объединительные и разграничительные признаки, действительно присущие им. Теоретической основой исследования явились работы: - по теории педагогической деятельности Е.И. Власовой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.Л. Сухомлинского, К.Д. Ушинского; - по развитию личности на основе ее включения в определенную деятельность Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Б.Г. Зайгарника, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской; - по теории и методике начального обучения игре в шахматы и детско-юношеского спорта И. Весела, А.С. Волчок, А.Н. Костьева, СИ. Давыдюк, В.Н. Кострова, Г.Я. Левенфиша, И.Л. Майзелиса, М.Я. Набатниковой, Я.И. Нейштадта, А.И. Нимцовича, В.И. Панова, И.Г. Сухина, В.П. Филина. В исследовании применялись: теоретический анализ и обобщение литературных источников и материалов из сети Интернет; документов Министерства образования и науки РФ, ФИДЕ, РШФ; сбор информации - беседы, интервью, анкетирование; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; психологическое тестирование; моделирование; обработка материалов исследования методами математической статистики. Организация исследовании. Эксперимент проводился в общеобразовательной школе №219 СВАО г. Москвы и в Экспериментальном учебном комплексе "Школа развития"- структурном подразделении Открытого института "Развивающее образование" на базе школы №1133 ЗАО г. Москвы в период с 2000 г. по 2007 г. Исследование было проведено в три этапа: Первый этап - 2000 - 2002 голы. Определена область исследования, а также изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая и спортивно-методическая литература по теме исследования. Проведен анализ состояния проблемы в практике педагогического образования. Разработаны и апробированы компьютерные программы: тренажеры памяти, развития логики, пространственного воображения и других качеств интеллекта.
Стр.5