hiy/
На правах рукописи
МОИСЕЕНКО Светлана Александровна
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ДОПОЖШГГЕЛЬНЬГХ
ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАдаОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
13.00.04. <...> -Теория и методика физического воспигания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации га соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Хабаровск-2006
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образовании «. <...> Дгшьневосточная
государственная академия физической культуры»
на кафедре биомеханики и ТСО
Научные руководители:
доктор педагогических наук, профессор
Добровольский Сергей Сдавич;
•••11IIII
кандидат медтасннскда наук,
ии
и и 0 5 1 34
М О Б по ф / < и С
рг
профессор
АФк
Замараев Виктор Алексеевич
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Федоров Владимир Вячеславович;
доктор медицинских наук, профессор
Радивоз Михаил: Иванович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Уссурийский государственный
педагогический институт»
Зашита состоится vJiO » ^-^
2006 года в j^_J"~~4acoB на заседании
Диссертационного совета К 311.004.01 при ФГОУ ВПО «Даиъневосточная
государственная академия физической культуры» по адресу: 680028, г.
Хабаровск, Амурский бульвар, J. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО
«Дальневосточная государственная академия физической культуры»
Автореферат разослан «
Ученый секретарь
диссертационного совета
:>
»
СР-^ 2006г.
, М
/jS/MX-rj-fst,/<-•--•
Тютюков В. <...> Происходящие
в
нашем
обществе
социально-
экономические процессы ведут к отказу от сложившейся порочной,
узкопрофессиональной, жесткой системы высшего образования и переходу к
гибкой
подготовке
специалистов,
способной обеспечить их высокий
профессионализм, общекультурную подготовку с учетом личностных качеств
(М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, 2001; В.М. Выдрин, 1988, СП. <...> Среди основных направлений <...>
Совершенствование_процесса_физического_воспитания_студентов_медицинских_вузов_на_основе_дополнительных_занятий_профессионально-прикладной_напрвленности..pdf
hiy/
На правах рукописи
МОИСЕЕНКО Светлана Александровна
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ДОПОЖШГГЕЛЬНЬГХ
ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАдаОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
13.00.04.-Теория и методика физического воспигания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации га соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Хабаровск-2006
Стр.1
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образовании «.Дгшьневосточная
государственная академия физической культуры»
на кафедре биомеханики и ТСО
Научные руководители:
•••11IIII
ии ии0 5 1 34
МОБ по ф/<и С
р г А Ф к
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Добровольский Сергей Сдавич;
кандидат медтасннскда наук,
профессор
Замараев Виктор Алексеевич
доктор педагогических наук, профессор
Федоров Владимир Вячеславович;
доктор медицинских наук, профессор
Радивоз Михаил: Иванович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Уссурийский государственный
педагогический институт»
Зашита состоится vJiO » ^-^
2006 года в j^_J"~~4acoB на заседании
Диссертационного совета К 311.004.01 при ФГОУ ВПО «Даиъневосточная
государственная академия физической культуры» по адресу: 680028, г.
Хабаровск, Амурский бульвар, J.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО
«Дальневосточная государственная академия физической культуры»
Автореферат разослан « :> » СР-^ 2006г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
, М
/jS/MX-rj-fst,/<-•--•
Тютюков В.Г
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность. Происходящие в нашем обществе социальноэкономические
процессы ведут к отказу от сложившейся порочной,
узкопрофессиональной, жесткой системы высшего образования и переходу к
гибкой подготовке специалистов, способной обеспечить их высокий
профессионализм, общекультурную подготовку с учетом личностных качеств
(М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, 2001; В.М. Выдрин, 1988, СП. Евсеев,2002).
Ныне структура отечественного вузовского образования начинает
учитывать зарубежный опыт развития высшей школы и ориентируется на
международную стандартную классификацию образования, принятую
ЮНЕСКО. Поэтому проблемы образования стали объектом пристального
внимания отечественных и зарубежных ученых (Е.М. Бондаревская, 1995; К.
Джон, Б.А. Эндрюс, 1993). Среди основных направлений модернизации
образования одно из ключевых мест занимает подход связанный с реализацией
дополнительных образовательных программ, ориентированных на повышение
качества подготовки специалистов (B.C. Сенашенко, Ю.В. Суханова, Н.Д.
Творогова, 2000; А.И. Щетинская, 2002). Он рассматривается как ведущий
механизм, позволяющий существенно улучшить подготовку выпускников и
адаптировать систему образования к запросам рыночной экономики. Введение
дополнительного образования способствуег повышению уровня знаний и
создает" условия для более полного удовлетворения потребностей каждой
личности. Это дает возможность студентам индивидуально подойти к выбору
содержания дополнительно оказываемых им образовательных услуг с учетом
своих способностей и интересов, что, несомненно, оказывает благотворное
влияние на формирование позитивного отношения обучающихся к своим
будущим профессиональным обязанностям и положительно отражается на
уровне их подготовки.
Становление личности и профессионального мастерства будущего
медицинского работника осуществляется уже со студенческой скамьи под
влиянием всей учебно-воспитательной среды вуза
Практическое
Стр.3
4
осуществление задач подготовки и воспитания высококвалифицированных
специалистов от части ложится и на плечи преподавателей физического
воспитания.
Для студентов медицинских вузов значимость парадигмы здорового образа
жизни с достаточным объемом двигательной активности, значительно
возрастает в связи с особенностями учебной деятельности и спецификой
будущей профессии. Современная методическая концепция подготовки врачей
значительно расширяет и конкретизирует требования к выпускнику
медицинского вуза в области знаний, умений, навыков по ведению здорового
образа жизни, использованию средств и методов профилактики различных
заболеваний,
немедикаментозных
направлений
реабилитационной
деятельности, правильного применения средств физической культуры и спорта
с учетом состояния здоровья, физической подготовленности, пола, возраста и
особенностей профессии (Э.М. Батырев, А.А.Рязанцев, 2000; В.Б. Мандриков,
2002).
Следует однако отметить, что ныне около 50-60 % студентов медицинских
вузов не могут по своей физической подготовленности даже сдать нормативы,
предусмотренные учебной программой (В.Б. Мандриков, 2002).
Аналитический обзор литературы показал, что значимость фактора
физкультурной образованности специалистов в области медицины находится в
противоречии с относительно невысокой активностью их включения в
непрерывное пополнение своих знаний о физической культуре. Это
противоречие побудило нас к созданию для студентов медицинских вузов
экспериментальной методики организации и проведения дополнительных
физкультурных занятий профессионально-прикладной направленности.
Объект исследования: процесс дополнительного физкультурного
образования студентов медицинских вузов.
Предмет исследования: средства, формы и методы дополнительного
физкультурно-образовательного
направленности в медицинском вузе.
процесса
профессионально-прикладной
Стр.4
5
Цель исследования - совершенствование процесса физического
воспитания студентов высших учебных заведений медицинского профиля.
Гипотеза
исследования.
Предполагалось,
что
использование
разработанной экспериментальной методики проведения дополнительных
физкультурных занятий профессионально-прикладной направленности для
студентов медицинских вузов позволит:
• повысить уровень их знаний, умений и навыков в области
физической культуры;
• обеспечить им достижение
более
высокого
качества
профессионально-прикладной физической подготовленности;
• содействовать укреплению здоровья.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие
задачи:
1. Изучить уровень здоровья и физической подготовленности
студентов Дальневосточного государственного медицинского университета
ДВГМУ (г. Хабаровск).
2. Определить отношение студентов-медиков к занятиям физической
культурой и к необходимости организации дополнительных методикопрактических
физкультурных
занятий
дополнительных
занятий по физической культуре для студентов медицинских
вузов.
Методологической и теоретико-методической основой исследования
явились: современные концепции дополнительного профессионального
образования взрослого населения (B.C. Сенашенко, Н.Д. Творогова, Ю.В,
Суханова, 2000; И.Д. Свещев, 2005; А.И. Щетинская, 2002; И.Б. Федоров, СВ.
Коршунов, B.C. Медведев 2000); основные концепции профессиональноприкладной
физической подготовки студентов (Э.М. Батырев, А.А Рязанцев,
2000; М.Я. Виленский, Р.С. Сафин, 1989; Е.П. Гук, 1981; Н.Н. Зволинская,В.И.
профессионально-прикладной
направленности.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики
Стр.5