шь
На правах рукописи
Листратов Игорь Алексеевич
ИНТЕРАКТИВНОЕ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ТАКТИКЕ ТЕННИСА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
2
Работа выполнена на кафедре Теории и методики тенниса Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент
Голенко Владимир Алексеевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Неверкович Сергей Дмитриевич
Т000005073
ЦОБ по ФКиС
Р ГА Ф К
Ведущая организация:
доктор педагогических наук, профессор
Тучашвили Игорь Шотович
Московский государственный
областной университет
Защита диссертации состоится «0fi <...> Эволюция современного спорта сопровождается постоян
ным ростом объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагру
зок. <...> Всестороннее изучение потенциала физических возможностей человеческого
организма предполагает комплексное исследование подготовленности спортсме
нов к соревновательной деятельности. <...> Важным направлением развития методики спортивной тренировки явля
ется степень соответствия нагрузок в конкретных спортивных дисциплинах спе^Г) цифическим особенностям соревновательной деятельности. <...> Вместе с тем, в спор*Ьч тивных играх возникают дополнительные трудности, связанные с неполнотой
(
информации о замыслах соперника, что повышает роль и необходимость посто
янного совершенствования в учебно-тренировочном процессе оперативных на
выков ведения тактической борьбы. <...> Разработкой теоретических и практических основ подготовки игроков к
выступлениям на теннисных турнирах занимались как отечественные, так и за
рубежные специалисты: СП. <...> В научной литературе пришлось столк
нуться с разнообразными данными, суждениями и методиками, однако вопро <...>
Интерактивное_модульное_обучение_тактике_тенниса..pdf
шь
На правах рукописи
Листратов Игорь Алексеевич
ИНТЕРАКТИВНОЕ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ТАКТИКЕ ТЕННИСА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре Теории и методики тенниса Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент
Голенко Владимир Алексеевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Неверкович Сергей Дмитриевич
Т000005073
ЦОБ по ФКиС
Р Г А Ф К
Ведущая организация:
доктор педагогических наук, профессор
Тучашвили Игорь Шотович
Московский государственный
областной университет
Защита диссертации состоится «0fi v>U4>€?/tsO 2007 г. в ?£/
часов
на заседании диссертационного совета К. 311.003.01 при ФГО ВПО
«Российский государственный университет физической культуры, спорта
и туризма» по адресу: 105122 Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат диссертации разослан
200
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент £^ Р
J
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Эволюция современного спорта сопровождается постоянным
ростом объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.
Всестороннее изучение потенциала физических возможностей человеческого
организма предполагает комплексное исследование подготовленности спортсменов
к соревновательной деятельности. Накопленный на протяжении многих десятилетий
опыт ведущих ученых и специалистов (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев,
О.В. Матыцин, С.Д. Неверкович, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, О.П. Топышев и
др.) способствует прогрессу в решении данной проблемы.
Важным направлением развития методики спортивной тренировки является
степень соответствия нагрузок в конкретных спортивных дисциплинах спе^Г)
цифическим особенностям соревновательной деятельности. Вместе с тем, в спор*Ьч
тивных играх возникают дополнительные трудности, связанные с неполнотой
(
информации о замыслах соперника, что повышает роль и необходимость постоянного
совершенствования в учебно-тренировочном процессе оперативных навыков
ведения тактической борьбы.
Разработкой теоретических и практических основ подготовки игроков к
выступлениям на теннисных турнирах занимались как отечественные, так и зарубежные
специалисты: СП. Белиц-Гейман, И.В. Всеволодов, А.В. Голенко, Л.С.
Зайцева, Т.С. Иванова, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев, И.Ш. Тучашвили, N.
Bollettieri, D.Van der Meer, П. Бё'ст и др. В научной литературе пришлось столкнуться
с разнообразными данными, суждениями и методиками, однако вопросы
компьютерного моделирования тактики игры подвергались наименьшей разработке.
Это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего углубленного
изучения данной проблемы, чтобы создать благоприятные условия для повышения
уровня тактической подготовленности теннисистов к турнирам.
Объект исследования - процесс тактической подготовленности игроков
к соревновательной дея|е]Дь'нос-тй|на £азнь1х5тапах обучения теннису.
Стр.3
4
Предмет исследования - организация обучения тактике игры и индивидуальная
подготовка к теннисным матчам в одиночном разряде.
Гипотеза исследования. В качестве гипотезы выдвинуто предположение,
что комплексное изучение особенностей тактики игры, а также структуры счета
теннисного матча является основой для целенаправленной эффективной подготовки
к выступлениям на турнирах разного ранга. Предполагалось, что под влиянием
специфической соревновательной нагрузки у игрока вырабатывается способность
решать поставленные в теннисном матче задачи. В то же время основные
показатели тактической подготовленности могут претерпевать значительные
изменения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Цель исследования. Разработать научно обоснованную методику модульного
обучения тактике тенниса для подготовки игроков разной квалификации к
соревновательной деятельности средствами компьютерного обеспечения.
Задачи исследования:
1. Определить особенности обучения и основные характеристики тактики
розыгрыша очка.
2. Выявить значимость розыгрыша каждого очка, гейма и сета на систему
счета в теннисном матче.
3.Разработать и экспериментально обосновать методику интерактивного
модульного обучения тактике тенниса.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач
в сочетании с педагогическими методами использовались методы теоретической
механики, теории вероятностей и математической статистики, технология и
средства компьютерного моделирования.
Методы исследования включали: анализ и обобщение научнометодической
литературы; информационную технологию глобальной сети
Internet; педагогические наблюдения; разделы кинематики и динамики движения
тел; конечные цепи Маркова; алгоритмы компьютерного обеспечения (Microsoft
Стр.4
5
Office Excel 2003); педагогический эксперимент; тестирование уровня тактической
подготовленности; статистические оценки параметров распределения.
Организация исследования. Исследование проводилось на различных
теннисных турнирах (первенство г. Москвы, первенство России, международные
соревнования и др.). Для проведения целенаправленных теоретических исследований
записаны и обработаны данные более тысячи матчей. Проведен педагогический
эксперимент с участием 20 студентов дневного отделения РГУФК по разработанной
методике интерактивного обучения тактике тенниса.
Научная новизна исследования. В процессе исследования были получены
следующие новые данные:
• установлены основные показатели моделирования тактики розыгрыша
очка;
• выявлены стохастические структуры изменений счета по классической
схеме и по системе тай-брейк;
• разработано компьютерное программное обеспечение для интерактивного
решения задач тактики тенниса.
Личный вклад автора состоит: в самостоятельной разработке моделей и
алгоритмов их реализации, внедрение в учебный процесс компьютерных модулей
обучения с последующей обработкой технико-тактических показателей подготовленности
теннисистов, публикации научных статей и методического пособия
по тактике тенниса для игроков, тренеров и преподавателей.
Теоретическое значение исследования состоит, прежде всего, в том, что
изучены и научно обоснованы:
• возможности интерактивного модульного обучения тактике тенниса;
• особенности моделирования перемещений игроков по площадке и оптимизация
тактических комбинаций игры;
• значения стохастических величин, которые влияют на розыгрыш каждого
очка, гейма и сета в теннисном матче.
Стр.5