Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Содержание и организация процесса освоения детьми 3-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛиджиева
ИздательствоКГУФКСТ
Страниц26
ID205170
АннотацияЦель исследования - обосновать рекомендации по повышению уровня физической культуры детей 3-6 лет на основе определения содержания и разработки технологических подходов к формированию интеллектуального компонента физического воспитания детей дошкольного возраста.
Лиджиева, Г.Н. Содержание и организация процесса освоения детьми 3-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н. Лиджиева .— Краснодар : КГУФКСТ, 2005 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205170 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

те На правах рукописи ЛИДЖИЕВА Галина Николаевна /цЖ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ 3-6 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Краснодар, 2005 Диссертация выполнена в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Чернышенко Юрий Константинович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Адыгея Хакунов Нурбий Хасанбиевич Т000005126 Ц О Б по Ф К и С РГАФК доктор педагогических наук, профессор Дворкин Леонид Самойлович Ведущая организация: Уральский государственный университет физической культуры Защита состоится 29 декабря 2005 года в 11.30 на заседании диссертаци онного совета Д 311.009.01 при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 3 5 0015, г. Краснодар, ул. <...> Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор <...> Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза человека для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития (Л.С.Выготский, 1994; <...> Вместе с тем анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за последние десять лет вызывает тревогу. <...> За этот период уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в 2 раза. <...> По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе не готовы до 20 % детей 6летнего возраста: у 40-50 % таких детей выявляются функциональные отклоне ния, у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной системы. <...> Более чем у 70 % детей дошкольного возраста выявляются на чальные признаки патологии различных звеньев опорно-двигательного <...>
Содержание_и_организация_процесса_освоения_детьми_3-6_лет_интеллектуальных_ценностей_физической_культуры.pdf
те На правах рукописи ЛИДЖИЕВА Галина Николаевна /цЖ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ 3-6 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Краснодар, 2005
Стр.1
Диссертация выполнена в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Чернышенко Юрий Константинович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Адыгея Хакунов Нурбий Хасанбиевич Т000005126 ЦОБ по ФКиС РГАФК доктор педагогических наук, профессор Дворкин Леонид Самойлович Ведущая организация: Уральский государственный университет физической культуры Защита состоится 29 декабря 2005 года в 11.30 на заседании диссертационного совета Д 311.009.01 при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 3 5 0015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан <<£*£_>> ноября 2005 года. Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор 6. М.М.Шестаков
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза человека для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития (Л.С.Выготский, 1994; А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, 1995; Н.Н.Поддьяков, 1996; В.С.Мухина, 2000). Вместе с тем анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за последние десять лет вызывает тревогу. За этот период уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в 2 раза. По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе не готовы до 20 % детей 6летнего возраста: у 40-50 % таких детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной системы. Более чем у 70 % детей дошкольного возраста выявляются начальные признаки патологии различных звеньев опорно-двигательного аппарата, 50-55% дошкольников имеют низкий уровень физической и двигательной подготовленности (Л.Е.Симошина, 1997; А.С.Солодков, Е.М Есина, 1999; М.А.Рунова, 2000; М.Н.Кузнецова, 2002). По мнению ведущих ученых, данную ситуацию обусловливают, прежде всего, снижение социальной защищенности и общего уровня жизни населения страны, стабильные негативные изменения в экологии, несовершенство медицинского обслуживания и недостаточное финансирование дошкольных образовательных учреждений (В.В.Кузин, 1996; Л.И.Лубышева, 1996; В.И.Столяров, 1998; В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров, 2000). Действующая ныне система физического воспитания детей дошкольного возраста дает серьезные сбои и требует существенной перестройки, переориентации целей и задач, совершенствования технологий физического воспитания (Л.Д.Глазырина, 2001; Т.П.Завьялова, 2001; В.Т.Кудрявцев, 2004). Ведущие ученые в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания по][фас£аюда1ЭС^^*^леяия являются формирование основ физической и духовной кхльтушдачности, повышение реiSiferf^i-.-^rtoni. :яЬ^И*^
Стр.3
4 сурсов здоровья как системы ценностей (Н.Х.Хакунов, 1995; В.В.Кузин, 1996; Л.И.Лубышева, 1997; В.И.Столяров, 1998; В.К.Бальсевич, 2002). Применительно к дошкольному воспитанию, по их мнению, к основным задачам физического воспитания относятся: формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков; общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физкультурно-спортивной деятельности; актуализация знаний на уровне освоения начальных умений и навыков, являющихся фундаментом физической культуры личности. В этой связи на первый план выдвигаются, прежде всего, образовательные задачи физической культуры личности. Вместе с тем анализ научнометодической литературы свидетельствует о том, что в системе дошкольного физического воспитания сложилась ситуация, при которой дети получают лишь фрагментарные знания в области физической культуры (Г.Богина, М.Рунова, 1999; С.Чащина, 2001; В.П.Арсентьева, 2004; И.Л.Саво, 2004; Н.А.Фомина,2004). Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в содержании физического воспитания детей дошкольного возраста существуют пробелы, обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению противоречий в создавшейся проблемной ситуации, касающейся содержательно-технологических вопросов их физкультурного образования. Суть проблемы заключается в назревшей потребности значительного усиления интеллектуального компонента физического воспитания дошкольников в контексте использования образовательного потенциала физической культуры и в отсутствии системно исследованных путей ее решения в реальной практике. Таким образом, проведение исследований, связанных с изучением
Стр.4
5 проблем формирования физической культуры детей дошкольного возраста, представляется актуальным. Объект исследования - процесс физического воспитания детей 3-6 лет в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Предмет исследования - организационные, содержательные и методические детерминанты формирования интеллектуального компонента физической культуры у детей дошкольного возраста. Целью диссертационной работы является обоснование рекомендаций по повышению уровня физической культуры детей 3-6 лет на основе определения содержания и разработки технологических подходов к формированию интеллектуального компонента физического воспитания детей дошкольного возраста. Рабочая гипотеза. Известно, что уровень сформированности физической культуры человека во многом обусловлен степенью освоения индивидом физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих интеллектуальную и операционную базу данного процесса (Е.П.Каргополов, В.В.Приходько, 1990; В.К.Бальсевич, 1991; Р.А.Абзалов, Р.Х.Ярулин, 1993; Д.К.Эндрюс, 1993; Н.Х.Хакунов, 1995; Л.И.Лубышева, 1997; Л.С.Дворкин,1998; Т.А.Банникова, 2000; В.А.Баландин, 2001; А.А.Дмитриев, 2002; Т.Н.Шутова, 2003). Также известно, что ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности детей дошкольного возраста является одним из самых мощных социальных факторов, воздействующих на физическое и психическое развитие личности (К.И.Тешев, 1996; Л.С.Дворкин, Л.А.Рапопорт, 1998; Е.Ю.Розин, Э.М.Динмухаметова, 2000; И.Н.Моргун, 2001; В.К.Бальсевич, 2002; А.Н.Плешаков, А.В.Лотоненко, 2002). В связи с этим предполагалось, что совершенствование процесса физического воспитания детей дошкольного возраста может осуществляться посредством воздействия на их познавательную сферу, а также за счет освоения значимых и доступных интеллектуальных ценностей физической культуры.
Стр.5