те
На правах рукописи
ЛИДЖИЕВА Галина Николаевна
/цЖ
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ
ДЕТЬМИ 3-6 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Краснодар, 2005
Стр.1
Диссертация выполнена в Кубанском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Чернышенко Юрий Константинович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки Республики Адыгея
Хакунов Нурбий Хасанбиевич
Т000005126
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
доктор педагогических наук, профессор
Дворкин Леонид Самойлович
Ведущая организация: Уральский государственный университет физической
культуры
Защита состоится 29 декабря 2005 года в 11.30 на заседании диссертационного
совета Д 311.009.01 при Кубанском государственном университете
физической культуры, спорта и туризма по адресу:
3 5 0015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан <<£*£_>> ноября 2005 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор педагогических наук, профессор
6.
М.М.Шестаков
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Общеизвестно решающее значение дошкольного периода
онтогенеза человека для становления личности ребенка, создания предпосылок
его
гармоничного
развития
(Л.С.Выготский,
1994;
А.Н.Леонтьев,
А.В.Запорожец, 1995; Н.Н.Поддьяков, 1996; В.С.Мухина, 2000).
Вместе с тем анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за
последние десять лет вызывает тревогу. За этот период уровень заболеваемости
дошкольников увеличился более чем в 2 раза. По комплексу медицинских и
психолого-педагогических критериев к учебе не готовы до 20 % детей 6летнего
возраста: у 40-50 % таких детей выявляются функциональные отклонения,
у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной
системы. Более чем у 70 % детей дошкольного возраста выявляются начальные
признаки патологии различных звеньев опорно-двигательного аппарата,
50-55% дошкольников имеют низкий уровень физической и двигательной
подготовленности (Л.Е.Симошина, 1997; А.С.Солодков, Е.М Есина, 1999;
М.А.Рунова, 2000; М.Н.Кузнецова, 2002).
По мнению ведущих ученых, данную ситуацию обусловливают, прежде
всего, снижение социальной защищенности и общего уровня жизни населения
страны, стабильные негативные изменения в экологии, несовершенство медицинского
обслуживания и недостаточное финансирование дошкольных образовательных
учреждений (В.В.Кузин, 1996; Л.И.Лубышева, 1996; В.И.Столяров,
1998; В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров, 2000).
Действующая ныне система физического воспитания детей дошкольного
возраста дает серьезные сбои и требует существенной перестройки, переориентации
целей и задач, совершенствования технологий физического воспитания
(Л.Д.Глазырина, 2001; Т.П.Завьялова, 2001; В.Т.Кудрявцев, 2004).
Ведущие ученые в области физической культуры и спорта считают, что
целью физического воспитания по][фас£аюда1ЭС^^*^леяия являются формирование
основ физической и духовной кхльтушдачности, повышение реiSiferf^i-.-^rtoni.
:яЬ^И*^
Стр.3
4
сурсов здоровья как системы ценностей (Н.Х.Хакунов, 1995; В.В.Кузин,
1996; Л.И.Лубышева, 1997; В.И.Столяров, 1998; В.К.Бальсевич, 2002).
Применительно к дошкольному воспитанию, по их мнению, к основным
задачам физического воспитания относятся: формирование у детей осознанной
потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала,
обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития
физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков; общее
физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных,
технологических, нравственных, этических и эстетических
ценностей физкультурно-спортивной деятельности; актуализация знаний на
уровне освоения начальных умений и навыков, являющихся фундаментом физической
культуры личности.
В этой связи на первый план выдвигаются, прежде всего, образовательные
задачи физической культуры личности. Вместе с тем анализ научнометодической
литературы свидетельствует о том, что в системе дошкольного
физического воспитания сложилась ситуация, при которой дети получают лишь
фрагментарные знания в области физической культуры (Г.Богина, М.Рунова,
1999; С.Чащина,
2001;
В.П.Арсентьева,
2004;
И.Л.Саво,
2004;
Н.А.Фомина,2004).
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в содержании
физического воспитания детей дошкольного возраста существуют пробелы,
обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению
противоречий в создавшейся проблемной ситуации, касающейся содержательно-технологических
вопросов их физкультурного образования.
Суть проблемы заключается в назревшей потребности значительного
усиления интеллектуального компонента физического воспитания дошкольников
в контексте использования образовательного потенциала физической культуры
и в отсутствии системно исследованных путей ее решения в реальной
практике. Таким образом, проведение исследований, связанных с изучением
Стр.4
5
проблем формирования физической культуры детей дошкольного возраста,
представляется актуальным.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей 3-6 лет в
дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Предмет исследования - организационные, содержательные и методические
детерминанты формирования интеллектуального компонента физической
культуры у детей дошкольного возраста.
Целью диссертационной работы является обоснование рекомендаций по
повышению уровня физической культуры детей 3-6 лет на основе определения
содержания и разработки технологических подходов к формированию интеллектуального
компонента физического воспитания детей дошкольного возраста.
Рабочая
гипотеза. Известно, что уровень сформированности физической
культуры человека во многом обусловлен степенью освоения индивидом физкультурных
знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих интеллектуальную
и операционную базу данного процесса (Е.П.Каргополов,
В.В.Приходько, 1990; В.К.Бальсевич, 1991; Р.А.Абзалов, Р.Х.Ярулин, 1993;
Д.К.Эндрюс, 1993; Н.Х.Хакунов, 1995; Л.И.Лубышева, 1997; Л.С.Дворкин,1998;
Т.А.Банникова, 2000; В.А.Баландин, 2001; А.А.Дмитриев, 2002; Т.Н.Шутова,
2003).
Также известно, что ценностное отношение к физкультурно-спортивной
деятельности детей дошкольного возраста является одним из самых мощных
социальных факторов, воздействующих на физическое и психическое развитие
личности (К.И.Тешев, 1996; Л.С.Дворкин, Л.А.Рапопорт, 1998; Е.Ю.Розин,
Э.М.Динмухаметова, 2000; И.Н.Моргун, 2001; В.К.Бальсевич, 2002;
А.Н.Плешаков, А.В.Лотоненко, 2002).
В связи с этим предполагалось, что совершенствование процесса физического
воспитания детей дошкольного возраста может осуществляться посредством
воздействия на их познавательную сферу, а также за счет освоения
значимых и доступных интеллектуальных ценностей физической культуры.
Стр.5