5&4L
На правах рукописи
ИВАНЧЕНКО Михаил Михайлович
ТАКТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ БРОСКОВ ИЗ ПАРТЕРА
В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА-2006
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор Игуменов Виктор Михайлович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Шиян Виктор Владимирович
кандидат педагогических наук,
профессор Гониянц Степан Александрович
Ведущая организация - Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится «<=^>>
t^^Hid-
2006 г. в ^ ^ ч а с о в на заседании дис
сертационного совета К. <...> Совершенствование процесса подготовки
квалифицированных борцов греко-римского стиля связано с использованием но
вых тактических решений для проведения
Эффективность
проведения
приемов
результативных приемов борьбы.
борьбы
высококвалифицированными
спортсменами в первую очередь определяется тактическими воздействиями на
противника, на что указывают специалисты (И.И.Алиханов, Ю.А. Шахмурадов,
1985; А.А. Карелин, 2002; А.В.Чудаков, О.Б. Малков, 2005). <...> Современное развитие греко-римской борьбы вывело на первый план ис
пользование борцами приемов маневрирования и создание разнообразных стар
товых ситуаций и подготовок к проведению бросков. <...> Это связано с доступностью видеоанализа для большинства
спортсменов и тренеров, что позволяет им тщательно готовиться к встрече с ос
новными противниками и хорошо знать их технику ведения борьбы. <...> Устранить
возможные защиты противников позволяет применение новых тактических ком
понентов, включаемых в индивидуальную технику проведения коронных прие
мов. <...> В связи <...>
Тактические_компоненты_бросков_из_партера_в_греко-римской_борьбе..pdf
5&4L
На правах рукописи
ИВАНЧЕНКО Михаил Михайлович
ТАКТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ БРОСКОВ ИЗ ПАРТЕРА
В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА-2006
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Игуменов Виктор Михайлович
доктор педагогических наук,
профессор Шиян Виктор Владимирович
кандидат педагогических наук,
профессор Гониянц Степан Александрович
Ведущая организация - Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится «<=^>> t^^Hid- 2006 г. в ^^часо в на заседании диссертационного
совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма»: по адресу: 105122,
Москва Сиреневый бульвар д.4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан « »_
2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Т000005042
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
/& -
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Совершенствование процесса подготовки
квалифицированных борцов греко-римского стиля связано с использованием новых
тактических решений для проведения результативных приемов борьбы.
Эффективность проведения приемов борьбы высококвалифицированными
спортсменами в первую очередь определяется тактическими воздействиями на
противника, на что указывают специалисты (И.И.Алиханов, Ю.А. Шахмурадов,
1985; А.А. Карелин, 2002; А.В.Чудаков, О.Б. Малков, 2005).
Современное развитие греко-римской борьбы вывело на первый план использование
борцами приемов маневрирования и создание разнообразных стартовых
ситуаций и подготовок к проведению бросков. Большинство высококвалифицированных
борцов владеют эффективными способами зашиты и применяют
контратаки. Это связано с доступностью видеоанализа для большинства
спортсменов и тренеров, что позволяет им тщательно готовиться к встрече с основными
противниками и хорошо знать их технику ведения борьбы. Устранить
возможные защиты противников позволяет применение новых тактических компонентов,
включаемых в индивидуальную технику проведения коронных приемов.
В связи с этим возникла проблема теоретического и экспериментального
определения эффективных тактических компонентов, применяемых ведущими
борцами при выполнении бросков из партера.
Настоящая работа посвящена тактико-техническому анализу тактики выполнения
бросков из партера квалифицированными борцами греко-римского
стиля и обучению тактическим компонентам студентов, специализирующихся в
спортивной борьбе.
Методологической основой исследования является тактический видеоанализ,
предложенный О.Б. Малковым (1990, 1999) и успешно примененный в работах
А.В. Чудакова (2002) и В.Г. Мамиашвили (2003) для анализа соревновательной
деятельности борцов греко-римского стиля.
Объектом исследования является соревновательная деятельность высококвалифицированных
борцов греко-римского стиля и учебно-тренировочная
деятельность студентов ИФК.
Стр.3
4
Предметом исследования являются техника и тактика выполнения бросков
из партера и содержание обучения им студентов, специализирующихся в
греко-римской борьбе.
Цель работы. Выявить тактические компоненты, определяющие эффективность
выполнения бросков из партера высококвалифицированными спортсменами,
и на этой основе разработать содержание обучения им студентов, специализирующихся
в греко-римской борьбе.
Гипотеза исследования. Предполагается, что педагогические наблюдения
и тактико-технический видеоанализ спортивных поединков высококвалифицированных
борцов греко-римского стиля, позволяют выявить тактические компоненты
проведения эффективных тактико-технических структур с применением
бросков из партера, и разработать содержание обучения студентов тактическим
компонентам бросков из партера в процессе их профессионального тактико-технического
совершенствования.
Задачи исследования.
1. Определить подходы к анализу техники и тактики проведения бросков
из партера в спортивной борьбе.
2. Провести тактико-технический анализ поведения борцов в соревновательных
схватках для выявления эффективных тактических компонентов выполнения
бросков из партера.
3. Разработать содержание обучения студентов тактическим компонентам
проведения бросков из партера.
4. Экспериментально апробировать освоение студентами, специализирующимися
в греко-римской борьбе, техники и тактики проведения бросков из
партера.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогические
наблюдения, тактико-технический видеоанализ конфликтного поведения
единоборцев в соревновательных поединках, метод моделирования, педагогический
эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования.
Первый этап продолжался с сентября 2002 г. по май 2003 г. Вначале было
проведено предварительное исследование по выявлению способов выполнения
тактических компонентов бросков из партера в греко-римской борьбе. Для этого
Стр.4
5
использовались видеозаписи схваток борцов высшей квалификации. Параллельно
проводились анализ и обобщение литературы по проблеме соревновательной
деятельности единоборцев. Проводимые на этом этапе педагогические наблюдения
и обобщение опыта специалистов позволили выявить научную проблему,
решаемую в настоящей работе, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.
Второй
этап проводился с июня 2003 г. по февраль 2005 г. На этом этапе
были определены методологическая и теоретическая позиции проведения исследования,
разработана программа анализа техники и тактики выполнения бросков
из партера в греко-римской борьбе. Сформулировав основные положения, выбрав
методы исследования и подобрав большой объем видеозаписей чемпионатов
России, Европы и мира, с привлечением экспертов, мы провели техникотактический
анализ выполнения бросков из партера, что явилось основанием для
разработки и осуществления педагогического эксперимента.
Третий этап продолжался с марта 2005 г. по май 2006 г. На этом этапе
проводился педагогический эксперимент по проверке основной гипотезы исследования
и определению эффективности разработанного содержания обучения
тактическим компонентам бросков из партера студентами РГУФК. Далее была
проведена статистическая обработка полученных данных.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в
том, что впервые были определены следующие технико-тактические характеристики
проведения бросков из партера в греко-римской борьбе:
- характерные тактико-технические структуры, включающие выполнение
бросков из партера в греко-римской борьбе;
-эффективные приемы маневрирования для создания начала атаки при
борьбе в партере;
- типовые стартовые ситуации подъема противника из партера в грекоримской
борьбе;
-тактические компоненты для создания стартовой ситуации и подъема
противника из партера в высокий партер или в стойку;
-предстартовые подготовки для выполнения бросков из партера;
Стр.5