50ЭУ
На правах рукописи
Иванников Григорий Юрьевич
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ НАЧИНАЮЩИХ
ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Диссертация выполнена на кафедре Естественно-научных дисциплин и
информационных технологий Российского Государственного Университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Попов Григорий Иванович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Никитушкин Виктор Григорьевич
кандидат педагогических наук, профессор
Михайлова Тамара Викторовна
Ведущая организация:
Московская Государственная Академия
физической культуры
^ 1 ^ ^ * ^ / 2 0 0 6 г. в/^-г«&?часов на
Защита диссертации состоится
заседании
диссертационного
совета <...> Сегодня, с развитием процессов глобализации в
условиях возрастающей технологизации деятельности человека, инновации,
связанные с применением в спортивной тренировке
информационных
технологий, являются перспективным направлением научных исследований. <...> Применение методов биомеханического анализа
позволило описать академическую гребную локомоцию, на основе чего были
созданы представления о биомеханической модели ее техники (Шведов A.M.,
Шебуев А.Н., 1957; Зациорский В.М., Якунин Н.А., 1980; Комаров А.Ф.,
1986; Кирсанов В.А., Клешнев В.В., 1996). <...> Имитационные устройства для академической гребли имеют особое
значение в тренировочном процессе спортсменов, так как позволяют
осуществлять специально-подготовительную работу, когда нет возможности
пользоваться
гребными
каналами. <...> Если
имитационные
тренажеры
оснащаются системами контроля, то их относят к классу эргометров. <...> С
помощью последних проводятся не только тренировки <...>
Совершенствование_элементов_техники_начинающих_гребцов-академистов_с_использованием_компьютеризированных_тренажерных_комплексов..pdf
50ЭУ
На правах рукописи
Иванников Григорий Юрьевич
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ НАЧИНАЮЩИХ
ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
Диссертация выполнена на кафедре Естественно-научных дисциплин и
информационных технологий Российского Государственного Университета
физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Попов Григорий Иванович
доктор педагогических наук, профессор
Никитушкин Виктор Григорьевич
кандидат педагогических наук, профессор
Михайлова Тамара Викторовна
Ведущая организация:
Защита диссертации состоится
заседании диссертационного совета
Московская Государственная Академия
физической культуры
^1^^*^/2006 г. в/^-г«&?часов на
К.311.003.01 при Российском
Государственном Университете физической культуры, спорта и туризма,
105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
Государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «'7 » iU&k-f\\.fL- 2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Т000005059
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Сегодня, с развитием процессов глобализации в
условиях возрастающей технологизации деятельности человека, инновации,
связанные с применением в спортивной тренировке информационных
технологий, являются перспективным направлением научных исследований.
Однако инновации, использующие современные технологии, должны быть
логическим продолжением и развитием теоретических концепций,
созданных, главным образом, в 70-х и 80-х годах прошлого столетия. В те
годы с использованием несовершенных по сегодняшним меркам технологий
отечественными учеными был накоплен огромный теоретический материал о
принципах использования технических средств контроля и тренировки.
VJ5N Основная проблема применения этих средств состояла в их сложности,
NT^
[ \- J
^
практически свели на нет НИОКР в данной области.
Для совершенствования
поэтому применять их могли только сами ученые и разработчики, но не
тренеры-практики. Последний факт, а также экономический кризис 90-х,
структуры академического
гребного
движения и выработки методов его постановки у спортсменов использовался
арсенал целого ряда наук. Применение методов биомеханического анализа
позволило описать академическую гребную локомоцию, на основе чего были
созданы представления о биомеханической модели ее техники (Шведов A.M.,
Шебуев А.Н., 1957; Зациорский В.М., Якунин Н.А., 1980; Комаров А.Ф.,
1986; Кирсанов В.А., Клешнев В.В., 1996). Существенный вклад в понимание
механизмов движения академической лодки внесло рассмотрение их с
позиций теории движения корабля (Котлович В.М., Случак В.Л., 1975;
ЕстюнинА.В., 1989).
В дополнение к педагогическим методам для технической подготовки
в академической гребле разрабатывались и применялись контрольноизмерительные
(Снеговский А.А., 1981; Nilsen T.S., 1985; Воробьев А.А.,
1986; Монахов В.В., 1987;Лхачук А-.П.,. 1989ГДроздов В.В., 1991; Loschner
'DH: -
'••••• ; '--> ч
i ,
Стр.3
4
С, Smith R., 1999; McBride M.E., Elliot B.C., 1999) и имитационные
технические средства (Клешнев В.В., Дунаев А.Ф., Клешнев И.В., Эпштейн
А.М., 1994; Клешнев В.В., Эпштейн A.M., 1996; Хохлов И.Н., Тимофеев В.Д.,
1999).
Имитационные устройства для академической гребли имеют особое
значение в тренировочном процессе спортсменов, так как позволяют
осуществлять специально-подготовительную работу, когда нет возможности
пользоваться гребными каналами. Если имитационные тренажеры
оснащаются системами контроля, то их относят к классу эргометров. С
помощью последних проводятся не только тренировки, но и состязания
гребцов (что возможно при наличии стандартизованных устройств) вне
зависимости от текущего времени года и места. Широкое распространение
гребного эргометра
Concept2 открыло возможность
постоянного
использования качественных имитационных тренажеров у начинающих
гребцов-академистов. В результате данный тренажер стал неотъемлемым
средством специальной подготовки гребцов в условиях длительного гребного
межсезонья на большей части территории России. Вместе с тем для гребцов
низкой квалификации, не обладающих еще стабильным навыком гребли,
данный тренажер-эргометр широко применяется именно для решения задач
совершенствования техники. Поэтому нам представляется актуальной
разработка методики совершенствования технического мастерства гребцов с
использованием гребного эргометра Concept2 для начинающих гребцовакадемистов.
Объект
исследования - формирование и совершенствование техники
академической гребли.
Предмет исследования - совершенствование техники академической
гребной локомоции на суше в условиях межсезонья.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что использование срочной
обратной связи для сопоставления модельных и реальных кинематических
Стр.4
5
характеристик при совершенствовании техники гребли на эргометре у
начинающих гребцов позволит быстрее и надежнее сформировать
необходимый двигательный навык гребной локомоции.
Цель исследования — разработка методики совершенствования
техники академической гребной локомоции на эргометре на основе
предъявления гребцу срочной информации в виде кинематических
параметров и соответствующих им моделей.
Задачи исследования:
1. Определить модельные характеристики техники гребли на
по
эргометре
материалам видеоанализа
двигательных
действий
высококвалифицированных гребцов-академистов.
2. Исследовать возможность организации обратной связи по
избирательным параметрам двигательных действий на гребном эргометре с
помощью персонального компьютера и измерительной аппаратуры.
3.
совершенствования
академистов
в
мастерства начинающих
межсезонье
Разработать и экспериментально обосновать технологию
технического
тренажерного гребного комплекса.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Физическое моделирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогическое тестирование:
•
•
гребцовс
помощью компьютеризированного
комбинированный тест на эргометре Concept2;
тест для оценки биомеханических параметров техники.
5. Педагогический эксперимент.
6. Эксперимент с использованием измерительных методик:
•
•
видеоциклография;
автоматизированное измерение перемещений.
Стр.5