На правах рукописи
ГХАЕИНИ САЕИД
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ДЦП С
ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ
И «ТРЕНАЖЁРА ГРОССА»
13.00.04-Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической
культуры Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Гросс Нина Александровна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Неверкович Сергей Дмитриевич
кандидат медицинских наук, профессор
Долматова Тамара Ивановна
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта. <...> Физическое развитие детей с диагнозом детский
церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных, и вместе с
тем не в полной мере разрешенных проблем. <...> Специфика названной проблемы
связана в основном с ограничением возможностей реализации двигательной
активности у детей с диагнозом ДЦП. <...> Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) у детей с
диагнозом ДЦП в большинстве случаев проявляются в значительном снижении
работоспособности
верхних
конечностей,
опорной
функции
нижних
конечностей, ограничении статокинетических возможностей позвоночника, что
резко ограничивает бытовое самообслуживание больного и затрудняет em
социальную адаптацию. <...> В этом
плане одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и
методов развития двигательной активности детей с диагнозом ДЦП. <...> Рекомендуемые в специальной литературе комплексы упражнений
физкультурно-оздоровительной
направленности
выполняются
больными
детьми только в положении лежа или сидя и подбираются, главным образом,
без
учета
резервных
возможностей
занимающихся <...>
Физическая_подготовка_детей_с_диагнозом_ДЦП_с_применением_тренажерных_устройств_и_Тренажера_Гросса.pdf
На правах рукописи
ГХАЕИНИ САЕИД
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ДЦП С
ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ
И «ТРЕНАЖЁРА ГРОССА»
13.00.04-Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре Теории и методики адаптивной физической
культуры Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Гросс Нина Александровна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Неверкович Сергей Дмитриевич
кандидат медицинских наук, профессор
Долматова Тамара Ивановна
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта.
Защита состоится « ^*» Uter-ut.
2006 года в «>^Г^Я часов на заседании
диссертационного Совета К. 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: город
Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, аудитория 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан « »_
2006 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета
кандидат педагогических наук, доцент
' f000005050
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. Физическое развитие детей с диагнозом детский
церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных, и вместе с
тем не в полной мере разрешенных проблем. Специфика названной проблемы
связана в основном с ограничением возможностей реализации двигательной
активности у детей с диагнозом ДЦП.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) у детей с
диагнозом ДЦП в большинстве случаев проявляются в значительном снижении
работоспособности верхних конечностей, опорной функции нижних
конечностей, ограничении статокинетических возможностей позвоночника, что
резко ограничивает бытовое самообслуживание больного и затрудняет em
социальную адаптацию.
>^С
[N^O параличом является
Основной задачей физического развития детей с детским церебральным
ускорение
восстановительных
процессов
и
-> предотвращение или уменьшение опасности получения инвалидности. В этом
плане одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и
методов развития двигательной активности детей с диагнозом ДЦП.
Рекомендуемые в специальной литературе комплексы упражнений
физкультурно-оздоровительной направленности выполняются больными
детьми только в положении лежа или сидя и подбираются, главным образом,
без учета резервных возможностей занимающихся, что значительно
увеличивает сроки восстановления. В положении стоя - только теми, которые в
той или иной мере совершают шаговые движения. Дети, не удерживающие по
разным причинам вертикальную позу без посторонней помощи, практически не
выполняют рекомендуемые упражнения.
Особое место в формировании вторичных негативных изменений в
опорно-двигательном аппарате (ОДА) занимает^ отсутствие способности
поддерживать вертикальную'пазу^детей 6;НОД\, дто по мнению ряда авторов
лимитирует формирование I естественных" статокинетических рефлексов и
Стр.3
4
развитие движений ребенка на самых ранних стадиях развития [И.А.Арямов,
1953; С.А.Бортфельд, 1971; Л.С.Батуев, 1975; Н.А.Гросс, 2005 и др].
навыков,
Разработка усовершенствованных методов развития двигательных
внедрение
тренажерных
устройств
с
использованием
преимущественно активных форм физических упражнений повысит не только
эффективность физической подготовки, но и другие качества, необходимые в
повседневной жизни, что и определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования. Содержание и направленность физкультурнооздоровительных
занятий с использованием тренажерных устройств, для
физической подготовки детей с диагнозом ДЦП.
Предмет исследования. Методы формирования
и развития
двигательных навыков и физической подготовленности детей с диагнозом
Д1Щ, основанных на применении тренажерных устройств.
Рабочая гипотеза. Комплексная программа физической подготовки, с
применением тренажерных устройств, обеспечивающая формирование и
развитие основных онтогенетических двигательных навыков, повысит
физическую подготовленность детей с диагнозом ДЦП.
Цель
исследования.
Повышение
эффективности
физической
подготовки детей с диагнозом ДЦП разной степени тяжести, по разработанной
комплексной методике, основанной на применении тренажерных устройств и
«Тренажера Гросса».
Задачи исследования.
1. Определить двигательные возможности и навыки самообслуживания у
детей с диагнозом ДЦП. Оценить отношение родителей детей-инвалидов к
физкультурно-оздоровительным занятиям их детей.
2. Разработать комплексы упражнений с применением тренажерных
устройств и «Тренажера Гросса» для повышения физической подготовленности
детей с диагнозом ДЦП разной степени тяжести в процессе физкультурно
Стр.4
5
оздоровительных занятий. Разработать программу «педагог-ребенок-родитель»
для проведения занятий в домашних условиях.
3. Экспериментально обосновать эффективность
разработанной
методики физических упражнений с применением тренажерных устройств, для
повышения физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач в ходе проводимых исследований были
использованы следующие методы:
• Анализ литературных источников;
• Анкетирование;
• Педагогические тестирования;
• Видеоциклография;
• Педагогический эксперимент;
• Методы математической статистики.
Организация исследования.
В исследованиях принимали участие 16 детей, разного пола от 6 до 9 лет
с диагнозом ДЦП. Все дети были разделены на две группы -
экспериментальную (ЭГ) и контрольную (ЭГ), по 8 человек в каждой группе.
Исследования проводились в Российском научно-практическом Центре
физической реабилитации детей-инвалидов совместно с лабораторией
физической культуры и спорта детей-инвалидов ВНИИФК. Вся работа
подразделялась на 3 этапа:
На I этапе (февраль 2003 - июль 2003г.г.) проводился анализ и обобщение
научно-методической, специальной и педагогической литературы по
исследуемому направлению. Были апробированы возможности тренажерных
устройств и методические приемы эффективного развития и формирования
двигательных навыков.
Стр.5