На правах рукрписи
Веревка Оксана Александровна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры. <...> Одной из центральных проблем педагогической науки и
такой ее специфической отрасли как теория и методика
проблема индивидуального подхода к подготовке
спорта является
спортсменов
высокой
квалификации. <...> Необходимость особо тщательной индивидуализации в спорте высших
достижений обусловлена высоким уровнем требований, предъявляемых
спортивной деятельностью к личностным, функциональным и адаптационным
возможностям спортсмена. <...> Исследуя проблемы теории спорта в самых
различных ее аспектах, Л.П. Матвеев (1999); Н.Г. Озолин (2002) указывают на
то, что «уравнительные подходы в использовании средств и методов
подготовки спортсменов высокой квалификации приемлемы тем меньше, чем
ближе
подходят
запросы
спортивной
деятельности,
к
границам
функциональных и адаптационных возможностей». <...> Рядом исследователей (Р.А. Пилоян, 1985, В.Н. Платонов, 2004; В.А.
Сальников, 2003; О.А. Сиротин, 1996 и др.) уже не раз отмечалось, что в
современном спорте
высших достижений невозможно
добиться высоких
спортивных результатов только за счет возрастания объема и интенсивности
тренировочных нагрузок, следовательно,
особую актуальность приобретает
поиск резервов дальнейшего повышения спортивного мастерства. <...> Таким резервом, по мнению ряда авторов, (Б.А. Вяткин, 1986; А.В.
Родионов,2004, В.А. Сальников,2003, Н.Б. Стамбулова, 1999; Б.П. Яковлев,
2003) может стать интегративный подход к исследованию проблемы
индивидуальной подготовки спортсменов. <...> Однако, несмотря на накопленный
опыт и активный исследовательский поиск, анализ исследований в области
теории и методики
спорта, ^обобщение педагогического опыта ведущих
тренеров, свидетельствуют о,трм/что.тгедагогилсская технология организации <...>
Психолого-педагогические_условия_индивидуальной_подготовки_спортсменов_высокой_квалификации..pdf
На правах рукрписи
Веревка Оксана Александровна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания
Сургутского государственного педагогического университета.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук, доцент
Маркина Татьяна Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор,
Неверкович Сергей Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор
Чепик Виктор Данилович
Ведущая организации: Московская государственная академия физической
культуры
Защита диссертации состоится « tl »
juuxL-NPa
2006 года тЯо часов
на заседании диссертационного совета К. 311.003.01
при Российском
государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу:
105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК
Автореферат разослан «2i » cpalfa/x, 2006 года
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
доцент
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Одной из центральных проблем педагогической науки и
такой ее специфической отрасли как теория и методика спорта является
проблема индивидуального подхода к подготовке спортсменов высокой
квалификации. Вопрос об индивидуализации приобретает первостепенное
значение, когда речь идет о спортсменах, претендующих на достижение
результатов мирового класса, победу на соревнованиях международного
уровня. Необходимость особо тщательной индивидуализации в спорте высших
достижений обусловлена высоким уровнем требований, предъявляемых
спортивной деятельностью к личностным, функциональным и адаптационным
возможностям спортсмена. Исследуя проблемы теории спорта в самых
различных ее аспектах, Л.П. Матвеев (1999); Н.Г. Озолин (2002) указывают на
то, что «уравнительные подходы в использовании средств и методов
подготовки спортсменов высокой квалификации приемлемы тем меньше, чем
ближе подходят
запросы спортивной деятельности, к границам
функциональных и адаптационных возможностей».
Рядом исследователей (Р.А. Пилоян, 1985, В.Н. Платонов, 2004; В.А.
Сальников, 2003; О.А. Сиротин, 1996 и др.) уже не раз отмечалось, что в
современном спорте высших достижений невозможно добиться высоких
спортивных результатов только за счет возрастания объема и интенсивности
тренировочных нагрузок, следовательно, особую актуальность приобретает
поиск резервов дальнейшего повышения спортивного мастерства.
Таким резервом, по мнению ряда авторов, (Б.А. Вяткин, 1986; А.В.
Родионов,2004, В.А. Сальников,2003, Н.Б. Стамбулова, 1999; Б.П. Яковлев,
2003) может стать интегративный подход к исследованию проблемы
индивидуальной подготовки спортсменов. Однако, несмотря на накопленный
опыт и активный исследовательский поиск, анализ исследований в области
теории и методики спорта, ^обобщение педагогического опыта ведущих
тренеров, свидетельствуют о,трм/что.тгедагогилсская технология организации
индивидуальной подготовки спортсменов бысокОи^квалификации разработана
недостаточно. Многие тренеры, как-Л указывают исследователи (К.А.
Стр.3
4
Инясевский, А.Я. Корх, В.Н. Платонов, О.А. Сиротин), копируют программу
подготовки для своих учеников с далеко не лучших образцов, не учитывая
индивидуальных
особенностей,
воспитанников.
На
основании
личностных
вышеизложенного,
характеристик
обнаружились
своих
следующие
противоречия между:
> несовершенством традиционно сложившейся системы подготовки
спортсменов высокой квалификации и осознанием значимости
личностно-ориентированного взаимодействия в учебно-тренировочном
процессе;
> объективно существующей потребностью тренеров совершенствовать
процесс индивидуальной подготовки спортсменов высокой квалификации
и недостаточной теоретической и практической разработкой данного
вопроса;
> необходимостью творческого поиска спортсменом индивидуального пути
в спорте, резервов повышения
обобщения собственного опыта и нежеланием тренера повышать его
компетентность.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования
определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия
индивидуальной подготовки спортсменов высокой квалификации»
Объект исследования: процесс индивидуальной подготовки высоко
квалифицированных спортсменов.
Предмет
эффективности
квалификации.
Гипотеза
индивидуальной
исследования:
подготовки
исследования:
индивидуальной
нсихолого-педагогические
подготовки
предполагалось,
что
высококвалифицированных
спортсменов
условия
высокой
эффективность
спортсменов
повышается, при интеграции следующих психолого-педагогических условий:
> компетентности тренера и спортсмена в вопросах организации учебнотренировочного
процесса;
своих спортивных результатов,
Стр.4
5
> личностно-ориентированного
взаимодействия
педагогического процесса (тренера и спортсмена);
> формирования индивидуального стиля деятельности спортсменов;
> психологической готовности спортсменов к реализации цели и задач
этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная
проверка психолого-педагогических условий эффективности индивидуальной
подготовки спортсменов высокой квалификации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и методические аспекты решения проблемы
индивидуальной подготовки спортсменов высокой квалификации в
отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Провести теоретико-методологический анализ с целью выявления
психолого-педагогических условий эффективной индивидуальной
подготовки спортсменов высокой квалификации.
3. Экспериментально
проверить
и
оценить
индивидуальной подготовки спортсменов высокой квалификации на
основе интеграции выявленных психолого-педагогических условий.
4. Разработать методические рекомендации по коррекции учебнотренировочной
деятельности с учетом выявленных условий.
Методы исследования. Для
решения
психолого-педагогической
поставленных
диагностики,
задач
использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение
литературных источников, педагогические наблюдения, опрос, анкетирование,
методики
тестирование,
педагогический эксперимент; статистические методы обработки эмпирических
данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базах:
Сургутского государственного педагогического университета, Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма;
плавательного бассейна «Водолей» города Сургута. В исследовании принимали
участие 150 чел. Из них 120 студентов и спортсменов высокой квалификации
субъектов
эффективность
Стр.5