На правах рукописи
БАГИНА АННА НИКОЛАЕВНА
Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет
средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
2
Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор,
член корреспондент РАО
Неверкович Сергей Дмитриевич
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович
кандидат педагогических наук, профессор
Никитина Елена Дмитриевна
Ведущая организация -
Смоленская государственная академия
физической культуры, спорта и туризма
Защита состоится «
22
»
июня
200
7
года в
11.00
часов на
заседании Диссертационного совета К. <...> Процесс полоролевой социализации протекает в
дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный - ребёнок начинает
относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании
типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, 1987; Д.Н.Исаев, 1988; И.С.Кон, 1988; <...> В.Е.Каган, 1991; Н.Е.Татаринцева, 1999; С.О.Филиппова, 2001); эмоциональный половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку,
проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности
(Д.В.Колесов, 1986; Л.Е.Семёнова, 1999); поведенческий — усвоение типичной для
пола модели поведения (И.С.Кон, 1981; Т.А.Репина, 1993; И.И.Таран, 2004). <...> В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для
реализации мальчиками
и девочками полоролевого поведения в процессе их
обучения и воспитания. <...> В условиях недифференцированного подхода к воспитанию
мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими <...>
Формирование_моделей_полоролевого_поведения_детей_4-6_лет_средствами_физического_воспитания,_спортивной_тренировки,_оздоровительной_и_адаптивной_физической_культуры..pdf
На правах рукописи
БАГИНА АННА НИКОЛАЕВНА
Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет
средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор,
член корреспондент РАО
Неверкович Сергей Дмитриевич
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович
кандидат педагогических наук, профессор
Никитина Елена Дмитриевна
Ведущая организация -
Смоленская государственная академия
физической культуры, спорта и туризма
Защита состоится « 22 » июня
200 7 года в
11.00
часов на
заседании Диссертационного совета К. 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105005, г. Москва,
Сиреневый бульвар 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан «_ХЛ>
wvz^_
Учёный секретарь
диссертационного совета
••II I Hil l ••" • •••• • •"• ' "-' • «•— —
Т000005108
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
200 У г.
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Процесс полоролевой социализации протекает в
дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный - ребёнок начинает
относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании
типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, 1987; Д.Н.Исаев, 1988; И.С.Кон, 1988;
В.Е.Каган, 1991; Н.Е.Татаринцева, 1999; С.О.Филиппова, 2001); эмоциональный -
половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку,
проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности
(Д.В.Колесов, 1986; Л.Е.Семёнова, 1999); поведенческий — усвоение типичной для
пола модели поведения (И.С.Кон, 1981; Т.А.Репина, 1993; И.И.Таран, 2004). Возраст
и половая принадлежность — важнейшие индивидуальные особенности человека
(Б.Г.Ананьев, 1980).
В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для
реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их
обучения и воспитания. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию
мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими ролями.
Полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического
внимания.
Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных
образовательных учреждениях недостаточно эффективны, так как накопленный
ценный опыт игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни,
вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения
мужскими и женскими ролями (В.В.Абраменкова, 1987; И.С.Лаптева, 1997;
Г.Н.Михайлович, 1998; И.В.Смирнова, 1999).
Физическое воспитание дошкольников, как и всё дошкольное воспитание, чаще
всего ориентируется на условного ребёнка, а не «мальчика» и «девочку»
(Н.А.Бочарова, 1997; Г.В.Вержибок, 1997; А.М.Демиденко, 1998; Н.Б.Котелевская,
2000). Физическое воспитание в большинстве дошкольных учреждений не имеет
различий для мальчиков и девочек: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка,
одна и та же методика. О половых различиях вспоминают-тогда, когда необходимо
тестировать уровень физической ^одггУ£с^енноста^ детей (Н.Е.Соколова, 1998;
С.Филиипова, 2001; И.И.Таран, 20о5)1" №*^ ^j,W-'
\ ^l2Z-:' """"
Стр.3
4
В настоящее время, по мнению психологов и педагогов, настала необходимость
поиска эффективных путей, методов и средств, способствующих формированию
представлений о типичной модели поведения сотрудничества и взаимодействия
между мальчиками и девочками. При этом физическое воспитание имеет
определённые возможности для формирования личности будущих мужчин и женщин.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется
необходимостью разработки средств и методов физического воспитания,
способствующих формированию моделей полоролевого поведения.
Объект исследования: процесс
формирования
основ
полоролевого
поведения детей 4-6 летнего возраста в условиях дошкольных образовательных
учреждений.
Предмет исследования: способы и средства физического воспитания
дошкольников для формирования полоролевого поведения.
Гипотеза исследования: физическое воспитание обладает возможностями
формирования полоролевого поведения детей дошкольного возраста при учёте
индивидуально-типологических особенностей детей разного пола и соответствующих
педагогических условиях.
Цель исследования:
разработка формы
и средства физического
воспитания, обеспечивающие формирование моделей полоролевого поведения детей
4-6 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Задачи исследования:
1. Провести логико-содержательный анализ научной литературы о типах
полоролевого поведения детей и их представлениях о своём половом образе.
2. Определить содержание представлений родителей о полоролевых моделях
поведения детей и мнений специалистов по вопросам организации занятий по
физическому воспитанию дошкольников с учётом пола ребёнка.
3. Выявить признаки проявления полоролевого поведения детей и взаимосвязь
между ними.
4. Экспериментально проверить
эффективность педагогического воздействия
средств физического воспитания на формирование полоролевого поведения детей.
5. Разработать практические рекомендации по использованию результатов
исследования в ДОУ, а также при подготовке специалистов в ИФК.
Стр.4
5
Теоретико-методологической основой исследования являются современные
представления о физкультурных занятиях в детском саду (Е.Н.Вавилова, 1980;
И.В.Смирнова, 1999; Л.И.Пензулаева, 2001, С.О.Филиппова, 2001); положение о
решающей роли воспитания и обучения в развитии личности (Л.С.Выготский, 1996);
положения теории физической культуры о единстве нравственного и физического в
формировании личности (А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, 1985; А.В.Запорожец, 1986;
Л.П.Матвеев, 2003).
Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды в области
детской психологии и дошкольной педагогики (Л.И.Божович, 1968; В.С.Мухина,
1980; А.В.Запорожец, 1986; Р.С.Немов, 1990; Т.А.Репина, 1993; Е.В. Демидова, 2005).
Методы исследования
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психологопедагогической
литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Психодиагностическое тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математико-статистической обработки полученных результатов.
Организация исследования. Решение поставленных задач проходило в 4
этапа в период с 2002 - 2007 гг.
Первый этап (2002 -2003 гг.) был посвящен анализу и обобщению научнометодической
и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние
исследуемой проблемы; обоснованию темы; определению объекта и предмета
исследования; его цели и задач; разработке гипотезы; подбору соответствующих
методов исследования.
На втором этапе (2003-2004 гг.) проводился предварительный эксперимент, в
ходе которого первоначально был выявлен психологический пол ребёнка с помощью
методики С.Бема и представления ребёнка о своём половом образе с использованием
методики Белопольской «Половозрастная идентификация».
Выявлялось отношение родителей к воспитанию ребёнка с учётом половой
принадлежности и их представления о полоролевой модели поведения ребёнка, и
мнение специалистов по вопросу организации занятий с дошкольниками с учётом
пола ребёнка.
Стр.5