Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБагина
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц24
ID205118
АннотацияЦель работы - разработка формы и средства физического воспитания, обеспечивающие формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Багина, А.Н. Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Н. Багина .— Москва : РГУФКСиТ, 2007 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205118 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи БАГИНА АННА НИКОЛАЕВНА Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007 2 Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор Топышев Олег Павлович кандидат педагогических наук, профессор Никитина Елена Дмитриевна Ведущая организация - Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Защита состоится « 22 » июня 200 7 года в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета К. <...> Процесс полоролевой социализации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, 1987; Д.Н.Исаев, 1988; И.С.Кон, 1988; <...> В.Е.Каган, 1991; Н.Е.Татаринцева, 1999; С.О.Филиппова, 2001); эмоциональный половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, 1986; Л.Е.Семёнова, 1999); поведенческий — усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, 1981; Т.А.Репина, 1993; И.И.Таран, 2004). <...> В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. <...> В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими <...>
Формирование_моделей_полоролевого_поведения_детей_4-6_лет_средствами_физического_воспитания,_спортивной_тренировки,_оздоровительной_и_адаптивной_физической_культуры..pdf
На правах рукописи БАГИНА АННА НИКОЛАЕВНА Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор Топышев Олег Павлович кандидат педагогических наук, профессор Никитина Елена Дмитриевна Ведущая организация - Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Защита состоится « 22 » июня 200 7 года в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета К. 311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105005, г. Москва, Сиреневый бульвар 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК. Автореферат разослан «_ХЛ> wvz^_ Учёный секретарь диссертационного совета ••II I Hil l ••" • •••• • •"• ' "-' • «•— — Т000005108 ЦОБ по ФКиС РГАФК 200 У г. И.В. Чеботарева
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Процесс полоролевой социализации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, 1987; Д.Н.Исаев, 1988; И.С.Кон, 1988; В.Е.Каган, 1991; Н.Е.Татаринцева, 1999; С.О.Филиппова, 2001); эмоциональный - половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, 1986; Л.Е.Семёнова, 1999); поведенческий — усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, 1981; Т.А.Репина, 1993; И.И.Таран, 2004). Возраст и половая принадлежность — важнейшие индивидуальные особенности человека (Б.Г.Ананьев, 1980). В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими ролями. Полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, так как накопленный ценный опыт игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни, вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В.Абраменкова, 1987; И.С.Лаптева, 1997; Г.Н.Михайлович, 1998; И.В.Смирнова, 1999). Физическое воспитание дошкольников, как и всё дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на условного ребёнка, а не «мальчика» и «девочку» (Н.А.Бочарова, 1997; Г.В.Вержибок, 1997; А.М.Демиденко, 1998; Н.Б.Котелевская, 2000). Физическое воспитание в большинстве дошкольных учреждений не имеет различий для мальчиков и девочек: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика. О половых различиях вспоминают-тогда, когда необходимо тестировать уровень физической ^одггУ£с^енноста^ детей (Н.Е.Соколова, 1998; С.Филиипова, 2001; И.И.Таран, 20о5)1" №*^ ^j,W-' \ ^l2Z-:' """"
Стр.3
4 В настоящее время, по мнению психологов и педагогов, настала необходимость поиска эффективных путей, методов и средств, способствующих формированию представлений о типичной модели поведения сотрудничества и взаимодействия между мальчиками и девочками. При этом физическое воспитание имеет определённые возможности для формирования личности будущих мужчин и женщин. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разработки средств и методов физического воспитания, способствующих формированию моделей полоролевого поведения. Объект исследования: процесс формирования основ полоролевого поведения детей 4-6 летнего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. Предмет исследования: способы и средства физического воспитания дошкольников для формирования полоролевого поведения. Гипотеза исследования: физическое воспитание обладает возможностями формирования полоролевого поведения детей дошкольного возраста при учёте индивидуально-типологических особенностей детей разного пола и соответствующих педагогических условиях. Цель исследования: разработка формы и средства физического воспитания, обеспечивающие формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. Задачи исследования: 1. Провести логико-содержательный анализ научной литературы о типах полоролевого поведения детей и их представлениях о своём половом образе. 2. Определить содержание представлений родителей о полоролевых моделях поведения детей и мнений специалистов по вопросам организации занятий по физическому воспитанию дошкольников с учётом пола ребёнка. 3. Выявить признаки проявления полоролевого поведения детей и взаимосвязь между ними. 4. Экспериментально проверить эффективность педагогического воздействия средств физического воспитания на формирование полоролевого поведения детей. 5. Разработать практические рекомендации по использованию результатов исследования в ДОУ, а также при подготовке специалистов в ИФК.
Стр.4
5 Теоретико-методологической основой исследования являются современные представления о физкультурных занятиях в детском саду (Е.Н.Вавилова, 1980; И.В.Смирнова, 1999; Л.И.Пензулаева, 2001, С.О.Филиппова, 2001); положение о решающей роли воспитания и обучения в развитии личности (Л.С.Выготский, 1996); положения теории физической культуры о единстве нравственного и физического в формировании личности (А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, 1985; А.В.Запорожец, 1986; Л.П.Матвеев, 2003). Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды в области детской психологии и дошкольной педагогики (Л.И.Божович, 1968; В.С.Мухина, 1980; А.В.Запорожец, 1986; Р.С.Немов, 1990; Т.А.Репина, 1993; Е.В. Демидова, 2005). Методы исследования 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психологопедагогической литературы. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Психодиагностическое тестирование. 4. Педагогический эксперимент. 5. Методы математико-статистической обработки полученных результатов. Организация исследования. Решение поставленных задач проходило в 4 этапа в период с 2002 - 2007 гг. Первый этап (2002 -2003 гг.) был посвящен анализу и обобщению научнометодической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы; обоснованию темы; определению объекта и предмета исследования; его цели и задач; разработке гипотезы; подбору соответствующих методов исследования. На втором этапе (2003-2004 гг.) проводился предварительный эксперимент, в ходе которого первоначально был выявлен психологический пол ребёнка с помощью методики С.Бема и представления ребёнка о своём половом образе с использованием методики Белопольской «Половозрастная идентификация». Выявлялось отношение родителей к воспитанию ребёнка с учётом половой принадлежности и их представления о полоролевой модели поведения ребёнка, и мнение специалистов по вопросу организации занятий с дошкольниками с учётом пола ребёнка.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ