fOSf
Акулова Крестина Юрьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ
ГОТОВНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации, на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре физического воспитания Липецкого
государственного педагогического университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, доцент
Черняев Валерий Васильевич
доктор педагогических наук, профессор
Виленский Михаил Яковлевич
Т000005036
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
КАНДИДА Г педагогических наук, профессор
Гониянц Степан Александрович
Ведущая организация: Московский городской педагогический университет
Защита состоится «АС/» €&&/&£.
2006г.
часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
Москва, Сиреневый бульвар, д.4,ауд. 603
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФКа
Автореферат разослан « »
2006г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.п.н., доцент
/t^T
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Реализации гуманитарного потенциала
физической культуры в значительной мере способствует ориентация его
содержания на формирование разносторонней личности студента, в
мотивационно-ценностном сознании которого важная роль
отводится
самопознанию психофизических особенностей своего организма.
В ходе самопознания происходит выработка проектов и программ
формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающей среды обитания,
формируется «Я - концепция», ориентированная на ценности физической
культуры (М.Я. Виленский). В основе физической культуры личности лежит
органическое единство таких составляющих, как физическое совершенство,
мотивационно-ценностные ориентации и физкультурно-снортивная деятельность,
где самопознание выступает основой и начальной ступенью в их формировании.
Некоторые авторы (И.М. Быховская, Н.Н. Визитей) считают, что проблема
физической культуры личности идентична проблеме человеческой телесности и
эти понятия следует использовать как равнозначные. Тело находится в
самодвижении, развивается, благодаря этому приобретает способность к
самоопределению, замечает себя, становится для самого себя предметом,
разворачивается в соответствующем качестве, взаимодействует с другими
субъектами, другим телом,
рассматривались
Методологические аспекты физической культуры личности студента
в исследованиях М.Я. Виленского, B.C. Макеевой,
В.А. Петькова, Т.В. Скобликовой, Г.М. Соловьева, В.В. Черняева и др.
Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической
культуре,
их
физического
самовоспитания,
саморазвития
и
самосовершенствования нашло отражение в работах В.А. Бауэра, В.А. Беляевой,
А.А. Внукова, Р.Ф. Кабирова, Р.З. Мартузане, Т.К. Тихоновой и др.
Гуманитарно-ориентированное образование направлено на воспитание
студента как субъекта собстйеготой-; физической- ;кузц]туры, способного к
самопознанию. В этом случае | личность ,воспринимает образование в сфере
Стр.3
4
физической культуры как составляющую собственного стиля жизни,
способствующую целям личностного роста.
Вместе с тем, теорией и практикой высшего образования пока не в полной
мере осмыслены и раскрыты возможности самопознания в процессе физического
воспитания. Некоторые аспекты этой проблемы рассматривались в работах
М.Я. Виленского, В.И. Ильинича, Л.И. Лубышевой, B.C. Макеевой,
Л.П. Матвеева, В.А. Петькова, Г.М. Соловьева, В.В. Черняева и др.
Несмотря на усиливающееся внимание к вопросам физической культуры
личности, фактически отсутствуют работы, исследующие формирование
готовности к самопознанию студентов, в которых была бы представлена
целостная характеристика реализации процесса самопознания, что ограничивает
гуманитарный потенциал физической культуры.
В настоящее время обозначились противоречия между:
- широкими возможностями процесса физического воспитания для
всестороннего самопознания личности и ограниченным его использованием в
практической деятельности при освоении программы по физической культуре в
вузе;
- актуализацией самопознания студентов в процессе физического
воспитания в вузе и отсутствием разработанных педагогических условий по
формированию готовности к его осуществлению;
- стремлением студентов познавать себя и отсутствием научнообоснованного
педагогического руководства этим процессом.
Объект
исследования:
гуманитарно-ориентированный
процесс
физического воспитания студентов в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия, актуализирующие
готовность студентов к самопознанию в процессе физического воспитания в вузе.
Это определило проблему исследования: каковы педагогические условия,
обеспечивающие формирование готовности студентов к самопознанию.
Гипотеза исследования: формирование готовности к самопознанию у
студентов в процессе физического воспитания будет более эффективным, если:
Стр.4
5
- осуществить реализацию гуманитарно-ориентированного содержания
образования по физической культуре;
- разработать и апробировать структурно-функциональную модель
формирования готовности студентов к самопознанию;
- содержание образования по физической культуре ориентировать на
формирование индивидуально-психологических качеств и свойств личности,
определяющих готовность к самопознанию;
- определить критерии и уровни диагностирования готовности к
самопознанию в процессе физического воспитания;
выявить педагогические условия, ориентирующие студентов на
самопознание в процессе физического воспитания.
Цель исследования: выявить методическое обеспечение и педагогические
условия готовности студентов к самопознанию в процессе физического
воспитания.
Исходя из проблемы, объекта и предмета определены следующие задачи
исследования:
- определить сущность, содержание, структуру, критерии и уровни развития
самопознания в процессе физического воспитания;
- выявить факторы, влияющие на процесс готовности студентов к
самопознанию;
- выявить средства, формы и методы, обеспечивающие готовность
студентов к процессу самопознания;
- разработать и экспериментально обосновать педагогические условия,
определяющие эффективность самопознания студентов в процессе физического
воспитания.
Для решения поставленных задач использовалось следующая совокупность
методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской,
социологической,
исследования;
психолого-педагогической
моделирование;
ретроспективный
литературы по
анализ
проблеме
собственной
Стр.5