Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Педагогические условия фомирования у студентов готовности к самопознанию в процессе физического воспитания (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАкулова
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205116
АннотацияЦель исследования: выявить методическое обеспечение и педагогические условия готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания.
Акулова, К.Ю. Педагогические условия фомирования у студентов готовности к самопознанию в процессе физического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук / К.Ю. Акулова .— Москва : РГУФКСиТ, 2006 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205116 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

fOSf Акулова Крестина Юрьевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации, на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006 Работа выполнена на кафедре физического воспитания Липецкого государственного педагогического университета Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Черняев Валерий Васильевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич КАНДИДА Г педагогических Т000005036 наук, профессор Гониянц Степан Александрович ЦОБ по ФКиС РГАФК Ведущая организация: Московский городской педагогический университет Защита состоится «АС/» €&&/&£. диссертационного <...> Реализации гуманитарного потенциала физической культуры в значительной мере способствует ориентация его содержания на формирование мотивационно-ценностном разносторонней сознании которого личности важная студента, роль в отводится самопознанию психофизических особенностей своего организма. <...> В ходе самопознания происходит выработка проектов и программ формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающей среды обитания, формируется «Я - концепция», ориентированная на ценности физической культуры (М.Я. Виленский). <...> В основе физической культуры личности лежит органическое единство таких составляющих, как физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации и физкультурно-снортивная деятельность, где самопознание выступает основой и начальной ступенью в их формировании. <...> Некоторые авторы (И.М. Быховская, Н.Н. Визитей) считают, что проблема физической культуры личности идентична проблеме человеческой телесности и эти понятия следует использовать как равнозначные. <...> Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов <...>
Педагогические_условия_фомирования_у_студентов_готовности_к_самопознанию_в_процессе_физического_воспитания.pdf
fOSf Акулова Крестина Юрьевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации, на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
Стр.1
Работа выполнена на кафедре физического воспитания Липецкого государственного педагогического университета Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент Черняев Валерий Васильевич доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич Т000005036 ЦОБ по ФКиС РГАФК КАНДИДА Г педагогических наук, профессор Гониянц Степан Александрович Ведущая организация: Московский городской педагогический университет Защита состоится «АС/» €&&/&£. 2006г. часов на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д.4,ауд. 603 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФКа Автореферат разослан « » 2006г. Ученый секретарь диссертационного совета к.п.н., доцент /t^T Чеботарева И.В.
Стр.2
3 Общая характеристика работы Актуальность исследования. Реализации гуманитарного потенциала физической культуры в значительной мере способствует ориентация его содержания на формирование разносторонней личности студента, в мотивационно-ценностном сознании которого важная роль отводится самопознанию психофизических особенностей своего организма. В ходе самопознания происходит выработка проектов и программ формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающей среды обитания, формируется «Я - концепция», ориентированная на ценности физической культуры (М.Я. Виленский). В основе физической культуры личности лежит органическое единство таких составляющих, как физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации и физкультурно-снортивная деятельность, где самопознание выступает основой и начальной ступенью в их формировании. Некоторые авторы (И.М. Быховская, Н.Н. Визитей) считают, что проблема физической культуры личности идентична проблеме человеческой телесности и эти понятия следует использовать как равнозначные. Тело находится в самодвижении, развивается, благодаря этому приобретает способность к самоопределению, замечает себя, становится для самого себя предметом, разворачивается в соответствующем качестве, взаимодействует с другими субъектами, другим телом, рассматривались Методологические аспекты физической культуры личности студента в исследованиях М.Я. Виленского, B.C. Макеевой, В.А. Петькова, Т.В. Скобликовой, Г.М. Соловьева, В.В. Черняева и др. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, их физического самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования нашло отражение в работах В.А. Бауэра, В.А. Беляевой, А.А. Внукова, Р.Ф. Кабирова, Р.З. Мартузане, Т.К. Тихоновой и др. Гуманитарно-ориентированное образование направлено на воспитание студента как субъекта собстйеготой-; физической- ;кузц]туры, способного к самопознанию. В этом случае | личность ,воспринимает образование в сфере
Стр.3
4 физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, способствующую целям личностного роста. Вместе с тем, теорией и практикой высшего образования пока не в полной мере осмыслены и раскрыты возможности самопознания в процессе физического воспитания. Некоторые аспекты этой проблемы рассматривались в работах М.Я. Виленского, В.И. Ильинича, Л.И. Лубышевой, B.C. Макеевой, Л.П. Матвеева, В.А. Петькова, Г.М. Соловьева, В.В. Черняева и др. Несмотря на усиливающееся внимание к вопросам физической культуры личности, фактически отсутствуют работы, исследующие формирование готовности к самопознанию студентов, в которых была бы представлена целостная характеристика реализации процесса самопознания, что ограничивает гуманитарный потенциал физической культуры. В настоящее время обозначились противоречия между: - широкими возможностями процесса физического воспитания для всестороннего самопознания личности и ограниченным его использованием в практической деятельности при освоении программы по физической культуре в вузе; - актуализацией самопознания студентов в процессе физического воспитания в вузе и отсутствием разработанных педагогических условий по формированию готовности к его осуществлению; - стремлением студентов познавать себя и отсутствием научнообоснованного педагогического руководства этим процессом. Объект исследования: гуманитарно-ориентированный процесс физического воспитания студентов в вузе. Предмет исследования: педагогические условия, актуализирующие готовность студентов к самопознанию в процессе физического воспитания в вузе. Это определило проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов к самопознанию. Гипотеза исследования: формирование готовности к самопознанию у студентов в процессе физического воспитания будет более эффективным, если:
Стр.4
5 - осуществить реализацию гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре; - разработать и апробировать структурно-функциональную модель формирования готовности студентов к самопознанию; - содержание образования по физической культуре ориентировать на формирование индивидуально-психологических качеств и свойств личности, определяющих готовность к самопознанию; - определить критерии и уровни диагностирования готовности к самопознанию в процессе физического воспитания; выявить педагогические условия, ориентирующие студентов на самопознание в процессе физического воспитания. Цель исследования: выявить методическое обеспечение и педагогические условия готовности студентов к самопознанию в процессе физического воспитания. Исходя из проблемы, объекта и предмета определены следующие задачи исследования: - определить сущность, содержание, структуру, критерии и уровни развития самопознания в процессе физического воспитания; - выявить факторы, влияющие на процесс готовности студентов к самопознанию; - выявить средства, формы и методы, обеспечивающие готовность студентов к процессу самопознания; - разработать и экспериментально обосновать педагогические условия, определяющие эффективность самопознания студентов в процессе физического воспитания. Для решения поставленных задач использовалось следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской, социологической, исследования; психолого-педагогической моделирование; ретроспективный литературы по анализ проблеме собственной
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.