Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Гуманитарные науки в Сибири

Гуманитарные науки в Сибири №3 2009

0   0
Страниц142
ID202508
АннотацияВ журнале печатаются результаты оригинальных научных исследований и обзорные статья по наиболее актуальным проблемам отечественной истории, археологии, этнографии, источниковедения, историографии, публикуются материалы этнографических, археографических экспедиций, социологических обследований и опросов, осуществляется публикация ранее не введенных в научный оборот архивных документов, дается информация о новых изданиях, научных конгрессах, конференциях, семинарах. Периодичность выпуска – 4 раза в год. Базовые рубрики журнала: «Отечественная история», «Археография и источниковедение», «Книжная культура», «Этнография», «Археология и первобытное искусство», «Документальные страницы». Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК). Соучредители издания – Сибирское отделение РАН и Институт истории СО РАН.
Гуманитарные науки в Сибири : Всероссийский научный журнал .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 1959 .— 2009 .— №3 .— 142 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202508 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Филипповская община г. Тюмени и Братский двор . <...> Амурские средники в третьей четверти ХХ в. по материалам Собрания рукописей и старопечатных книг Института истории СО РАН . <...> Одежда бурят в первой половине XIX в. <...> Уровни этнического самосознания татар Западной Сибири . <...> Этническая генеалогия бурят: современное состояние бытования и изучения . <...> Животные и птицы в мифах алтайцев в сравнительном освещении . <...> Сходство и различия композиционных и ритмических структур в песнях обских и томских чатов . <...> Казахское шежире как фольклорная категория исторического источника . <...> В.Е. ЛАРИЧЕВ НЕОЛИТ СИБИРИ: КИТОЙСКОЕ ВРЕМЯ (опыт реконструкции календарных систем в культуре постпалеолитической эпохи Восточной Сибири) Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск e-mail: alkin-s@yandex.ru Галилео Галилею и 400-летнему юбилею открытия им эры телескопической астрономии посвящаю Исследования астроархеологов по проблемам истоков протонаук естественно-научного разряда позволили прийти к выводу о том, что зарождение астрономии, а с нею и календаристики (систем счисления времени) восходит к древнекаменному веку. <...> Е.П. МАТОЧКИН АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНЕЕ НАСЛЕДИЕ И АРХЕОАРТ СИБИРИ Национальный музей Республики Алтай им. <...> Археоарт – наиболее заметное явление в изобразительном искусстве Сибири последних десятилетий. <...> Однако значительно глубже ее архаичный образ восстал в творчестве первого профессионального художника из коренных народов Сибири – Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос (1870–1937). <...> Вместе с тем художник попытался дать в ней целостное представление о жизни ранних кочевников Алтая и показать ту роль, которую играет наследие скифов в его творчестве и в современном менталитете алтайцев. <...> В результате «погружения» в архаику родились серии картин о язычестве алтайцев, о героях эпических сказаний, а также два значительных по количеству произведений цикла 1979–2005 гг. <...> Археоарт в искусстве Рыбакова // Памятники археологии <...>
Гуманитарные_науки_в_Сибири_№3_2009.pdf
Российская академия наук Сибирское отделение ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ Серия: Отечественная история ¹ 3, 2009 ã. АСТРОАРХЕОЛОГИЯ И ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО Ларичев В.Е. Неолит Сибири: китойское время (опыт реконструкции календарных систем в культуре постпалеолитической эпохи Западной Ñèáèðè) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Маточкин Å.Ï. Археология, древнее наследие и археоарт Сибири . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 АРХЕОГРАФИЯ И КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА Журова Ë.È. Сочинения Максима Грека в системе Алтайского (Ñèáèðñêîãî) сборника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Титова Ë.Â. Дьякон Федор и народная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Першина Ì.Â. Филипповская община ã. Тюмени и Братский двор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Журавель Î.Ä. К изучению старообрядческой агиографии: ситуация преставления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Зольникова Н.Д. Амурские средники в третьей четверти ХХ в. по материалам Собрания рукописей и старопечатных книг Института истории СО РАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Эрлих В.А. Издание трудов по древней и средневековой истории зарубежных стран в Сибири и на Дальнем Востоке: конец XVIII – начало ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Моисеева И.П. Издательская деятельность и библиотечное дело в казачьих войсках Дальнего Востока: вторая половина XIX – начало ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Яковенко А.В. Отдельные оттиски рецензий и откликов на произведения печати как феномен книжной культуры Сибири в конце XIX – начале ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Бадлаева Ò.Â. Библиотечное дело Прибайкалья в условиях Дальневосточной республики (1920–1922 ãã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ Бадмаев À.À. Одежда бурят в первой половине XIX â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Баранцева Н.А. Немцы юга Средней Сибири: основные тенденции этносоциального развития конца XIX – первой трети ХХ в.. 50 Охотников À.Þ. Немцы Cåâåðíîé Êóëóíäû: особенности этноконфессиональных процессов в 1950–1960-õ ãã. . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Корусенко Ñ.Í. Уровни этнического самосознания татар Западной Сибири . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Николаев Â.Â. Типы семьи у коренного населения предгорий Cåâåðíîãî Алтая (ÕÕ â.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Гончарова Г.С. Студенческая семья и отношение учащейся молодежи к семейным ценностям (на материалах социологического исследования молодежи в Республике Саха (ßêóòèÿ)) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Абрамова М.А. Отношение молодежи к своему материальному положению и деньгам (на материалах всероссийских опросов и социологического исследования молодежи Республики Саха (ßêóòèÿ)) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Жигунова М.А. Идентичность и этнокультурные предпочтения современных русских Сибири (на материалах эмпирических исследований) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Тадина Í.À. Возрождения зайсаната в Республике Àëòàé: взгляд сквозь собственную этническую идентичность . . . . . . . . . . . . . . 77 Бадмаев Á.Á. Этническая генеалогия áóðÿò: современное состояние бытования и изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 СИБИРСКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА Арбачакова Ë.Í. Из опыта расшифровки шорских героических сказаний в исполнении Â.Å. Таннагашева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Ойноткинова Í.Ð. Животные и птицы в мифах алтайцев в сравнительном освещении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Сыченко Ã.Á. Ôîëüêëîð, ìóçûêà, ïîýçèÿ? (ê проблеме «шаманского ôîëüêëîðà») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Леонова Í.Â. Фольклорно-этнографические традиции казаков Алтая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Капицына Í.Ñ. Сходство и различия композиционных и ритмических структур в песнях обских и томских чатов . . . . . . . . . . . . . . 101 Нурсан Àëèìáàé. Казахское шежире как фольклорная категория исторического источника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 СООБЩЕНИЯ, РЕЦЕНЗИИ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Старухин Í.À. Проблемы изучения творческого наследия старообрядческого писателя Ã.À. Страхова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Никулин Ï.Ô. Экономическая природа и модернизация крестьянского хозяйства Западной Сибири начала ХХ â. . . . . . . . . . . . . . . 115 Альшевская Í.Î. Книжная торговля как элемент книжной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Лизунова È.Â. Развитие рынка прессы в регионах России в начале XXI столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Пыльнева Ë.Ë. Национальные композиторские школы Cèáèðè: к постановке проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Кузьмина Å.Í. «Ãýñýð, Àëìà, ãàðóäè-ïòèöà…» (ê 100-ëåòíåìó юбилею À.È. Óëàíîâà) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Бауло À.Â. Рецензия на монографию «Î÷åðêè истории Хакасии (ñ древнейших времен до ñîâðåìåííîñòè)» (Àáàêàí, 2008) . . . . . 129 Журавель О.Д. «Книга Степенная царского родословия и русское историческое сознание» (Международная научная конференция, Ëîñ-Àíäæåëåñ, 26–28 февраля 2009 ã.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Щеглова Ò.Ê. VII международная научная конференция «Этнография Алтая и сопредельных территорий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Томилов Í.À. Этноархеология Ñèáèðè. Международные научные семинары в Àëìàòû, Омске и Красноярске . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Памяти Ивана Афанасьевича Молетотова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 © Сибирское отделение ÐÀÍ, 2009 © Издательство СО ÐÀÍ, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
Стр.1
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СИБИРИ» Издается с января 1994 ã. Выходит четыре раза в год У ч р е д и т е л è: Сибирское отделение ÐÀÍ; Институт истории СО РАН РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Чл.-кор. РАН В.А. Ламин (председатель совета, Новосибирск), академик РАН В.В. Алексеев (Екатеринбург), ÷ë.-êîð. РАН Á.Â. Базаров (Óëàí-Óäý), доктор ×. Дашдаваа (Óëàí-Áàòîð, Ìîíãîëèÿ), ä-ð èñò. наук Í.È. Дроздов (Êðàñíîÿðñê), ä-ð èñò. наук Â.Ï. Зиновьев (Òîìñê), ä-ð èñò. наук Â.À. Ильиных (Íîâîñèáèðñê), ä-ð èñò. наук О.Н. Катионов (Новосибирск), д-р ист. наук Ю.Ф. Кирюшин (Барнаул), академик РАН В.И. Молодин (Новосибирск), академик РАН Н.Н. Покровский (Новосибирск), чл.-кор. РАН Е.К. Ромодановская (Новосибирск), д-р ист. наук Н.А. Томилов (Омск), доктор Е.Б. Сыдыков (г. Семей, Республика Казахстан), д-р ист. наук М.В.Шиловский (Новосибирск), д-р ист. наук А.Х. Элерт (Новосибирск) РЕДКОЛЛЕГИЯ Главный редактор д-р ист. наук В.А. Ильиных Ответственный секретарь канд. ист. наук Д.А. Ананьев Ä-ð èñò. наук Í.Í. Аблажей (çàì. ãë. ðåäàêòîðà), êàíä. èñò. наук Ñ.Í. Андреенков, ä-ð èñò. наук Ñ.Ñ. Áóêèí, ä-ð èñò. наук Í.Ñ. Гурьянова, ä-ð èñò. наук Â.È. Èñàåâ, ä-ð èñò. наук Â.À. Èñóïîâ, ä-ð èñò. наук Ñ.À. Красильников, ä-ð èñò. наук Ë.Â. Êóðàñ, ä-ð èñò. наук Â.Å. Ëàðè÷åâ, ä-ð èñò. наук Ñ.Í. Ëþòîâ, ä-ð èñò. наук Í.Ï. Матханова, ä-ð èñò. наук Ñ.Ï. Íåñòåðîâ, ä-ð èñò. наук À.Ë. Посадсков, êàíä. èñò. наук Â.Ì. Рынков (çàì. ãë. редактора) А д р е с р е д а к ц и è: 630090 Новосибирск, óë. Николаева, 8, Институт истории СО ÐÀÍ, ê. 301, òåë. 330–24–31. http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru agro@history.nsc.ru З а в.ре дакцией Смирнова Вера Ивановна Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ 17.06.93 ã. ¹ 0110807 Редактор В.И. Смирнова Компьютерная верстка и макет Е.Н. Зимина Подписано к печати 20.09.09. Формат 60×84 1/8. Офсетная ïå÷àòü. Óñë. ïå÷. ë. 17,0. Ó÷.-èçä. ë. 17,0. Тираж 500 ýêç. Издательство СО РАН, 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2 Заказ ¹ 301
Стр.2
Гуманитарные науки в Ñèáèðè, ¹ 3, 2009 ã. 3 АСТРОАРХЕОЛОГИЯ И ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО В.Е. ЛАРИЧЕВ НЕОЛИТ СИБИРИ: КИТОЙСКОЕ ВРЕМЯ (опыт реконструкции календарных систем в культуре постпалеолитической эпохи Восточной Сибири) Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск e-mail: alkin-s@yandex.ru Галилео Галилею и 400-летнему юбилею открытия им эры телескопической астрономии посвящаю Исследования астроархеологов по проблемам истоков протонаук естественно-научного разряда позволили прийти к выводу о том, что зарождение астрономии, а с нею и календаристики (систем счисления времени) восходит к древнекаменному веку. Критики такой концепции недоумевают: допустим, это так, но куда же исчезло познанное в Небе, если в культурах постледникового времени, в новокаменном веке, а затем и в эпоху палеометалла следы такого рода знаний отсутствуют? Автор раскрывает причину заблуждения – следы эти не отсутствуют; знатоки древностей их попросту не замечают, превратно толкуя должные факты. Ключевые слова: история астрономии и календаристики, объекты искусства с числовыми знаковыми «записями», мировоззрение, мифология, религия и протонауки. Вводные замечания. В связи с 400-летним юбилеем начала развития телескопической астрономии Генеральная ассамблея ООН и ЮНЕСКО объявили 2009 г. годом астрономии, осенив его девизом «Вселенная – для âàñ!». Но этот год «îñåíèëî» и еще одно событие – покаяние Ватикана перед Галилео Галилеем – тем, кто 400 лет назад впервые направил в Небо трубку с линзами сконструированного им телескопа. Увиденные на Луне горы, «моря», ущелья и долины, а около Юпитера обращающиеся вокруг планеты-спутники произвели в умах землян мировоззренческий переворот, а у служителей «святого престола» и самого папы вызвали такого накала негодование, что оно чуть не стоило жизни великому физику, механику и философу эпохи Возрождения. К чему, в конечном счете, привели еретическая дерзость и упрямство Галилео Галилея в отстаивании своих взглядов на Вселенную, можно судить по программам изучения космоса современных астрономов и механиков-инженеров, конструкторов ракет для межпланетных полетов. Постановка проблемы и программная цель исследования. Методическая установка. Первые страницы традиционной истории астрономии свидетельствуют о том, что у Галилео Галилея были вели© Ларичев Â.Å., 2009 кие предтечи во взглядах на Вселенную в древних культурах Средиземноморья (Египет, Греция и Рим), Ближнего и Среднего Востока (Шумер, Вавилония и Персия), Индии и Средней Азии (протогосударственные объединения кочевых племен индоариев), а также Китая. В этих регионах юга Евразии и севера Африки, где зарождались земледелие и государственность, историки науки отыскивали до недавних пор «родину астрономии». В реальности дело обстояло иначе и обосновывают то представители новой науки об интеллектуальной и духовной сторонах бытия творцов культур первобытности – астроархеологии [1; 2, ñ. IX–X; 3; 4, с. 38–69; 5]. Концепция такая отвергается представителями традиционной археологии, озабоченными в основном изучением материальной составляющей древних культур. Претензий они предъявляют две: – астроархеологи переоценивают интеллект, духовность и жизненные устремления первобытного человека, задавленного сложностями решения «продовольственной проблемы» и обеспечения выживания при весьма слабой своей технической вооруженности и в условиях общей примитивности бытия; – если все же допустить невероятное – высокий уровень познаний палеолитического человека в аст
Стр.3