Летописание
появляется на Руси после введения христианства, тогда же когда появились жития Святых. <...> В двенадцать - тринадцать лет ребенок приобщался
к деятельности взрослых. <...> До введения христианства дети всему учились, наблюдая за взрослыми. <...> Начало обучению было положено с
введением на Руси христианства. <...> Обязательным с введением христианства стало изучение латинского и греческого языка. <...> В восьмой заповеди христианской - «Не укради» рассматриваются все
ситуации, в которых человек может проявить себя вором. <...> К 18-му веку относится появление первого детского журнала в России - «Детское чтение
для сердца и разума», издаваемого в типографии Н.Новикова <...> М.И.Демков (1859-1935 гг.), написавший ряд учебников для учительских институтов, тесно связавший свою жизнь с подготовкой учителей, писал о том периоде так: «Св. <...> «То бы наша полезная честь, - настаивает он, еже бы нам всех окрестных государств всякими добродетелями и
добронравием превызти», «Нам ни золотом, ни серебром, ниже накладными волосами подобает
себя украшати, но благочестивою правою христианскою верою, книжным учением, грамматическим, и риторским и философским разумом». <...> Щербины приведен любопытнейший
случай, характеризующий отношения между полами в Черномории. <...> «22-го декабря 1794 г. архиепископ Феодосии Иов писал Головатому, что в апреле этого
года казаку Самойле Голованченко отдана была, по его просьбе, его законная жена - Авдотья
Юрьева, находившаяся три года замужем за боспорским купцом - Пантелеем Востропловым и
прижившая с ним мальчика и девочку. <...> Впоследствии оказалось, что Голованченко продал свою
жену второму мужу за 250 руб., и «дал тому, второму мужу, Востроплову, уступчую, засвидетельствованную войска Чернроморского полковым старшиною Иваном Станкевичем, и босфорским городовым магистратом, такую, что он, Востроплов, сию Авдотью сыщет, то должна
быть за ним вечно, и на него он, Голованченко, нигде искать не будет» [7]. <...> Традицией в казачьих семьях <...>
О_христианском_отношении_к_детям.pdf
О ХРИСТИАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К ДЕТЯМ
И.В. Касьянова
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры политологии и права Кубанского государственного
технологического университета
Вся история и организация защиты детей в России представляет собой единство усилий
различных социальных классов, групп, противоборствующих движений. Л.П. Потоцкая замечает,
что возникновение детской литературы, как особого феномена со своими авторами, книгами
и читателями, относится ко второй половине XVIII века [1]. Это касается не только книг, но и
всего, что связанно с ребенком и его воспитанием: игрушками, играми, методами воспитания и
т.д. Причины следует искать в истории естественных отношений. Все, что связано с ребенком,
это понимание определенных принципов воспитания, развития подрастающих поколений и забота
о них.
Изучение отношения к детству с древнейших времен многое объясняет в современных
представлениях о ребенке и его воспитании, заботе о нем. Песня, игрушка, книжка создаются
на того ребенка, какого видит общество.
В статьях Л.П. Потоцкой воспроизводится картина того, каково было представление о
детстве с древности на Руси. Об этом можно почерпнуть сведения в летописях. Летописание
появляется на Руси после введения христианства, тогда же когда появились жития Святых.
Идея братства лежит в основе организации древнерусского бытия. «Значимость идеи братства
определила важную роль в русском обществе, которую играла дружина» [2]. По требованию
дружины князь Игорь идет вторично за данью к древлянам. Дружина выбирает себе княЗем в
Новгород малолетнего Владимира. Дружина играет важную роль в воспитании ребенка. У кого
на Руси рождался сын, отец клал перед, новорожденным меч и говорил, что никакого другого
имущества не оставляет ему, только этот меч. При исполнении ребенку семи лет мальчика сажали
на коня и стригли волосы. С этот момента его воспитанием занимались мужчины. Это
касалось детей знатных родов.
Дружину составляли отроки и молодые люди. Семь лет в Древней Руси - это возраст переходный
между детством и юностью, взрослостью. Не случайно в наше время сохранился
именно этот возраст, как возраст освоения грамоты и приобщения к зрелой мудрости старейшин
рода, - это с тех самых пор! Семь лет - это возраст, который рассматривают все жития
Святых. И еще эта дата встречается в легендах о потерчатах. Потерчата - это дети, умершие
при рождении, родившиеся мертвыми или некрещеные. Хочется обратить внимание, что в легендах
это понятия - синонимы. По поверью, потерчата до семи лет лежат в земле, а потом, в
последний раз пролетают над землей с криком-просьбой о даче ему имени, - т.е. с просьбой о
крещении. Увидевший душу, должен быстро ее перекрестить и крикнуть ее имя, если этого не
произойдет, то потерчата становятся нечистой силой.
В семь лет кончался период детства. В двенадцать - тринадцать лет ребенок приобщался
к деятельности взрослых. В этом возрасте уже вступали в брак. Этот возраст считался брачным
до указа Петра I 1704 года о запрещении дворянам вступать в брак до 20 лет - мужчинам, до 17
- женщинам. Но крестьянские браки не подлежали рассмотрению царского указа. Однако,
можно обратить внимание на тот факт, что многие из канонизированных Святых именно в этом
возрасте покидают свой дом, чтобы посвятить себя святому делу, служению. В тринадцать лет
Владимир Мономах повел свою дружину в поход. Можно сказать, что детство заканчивалось
на Руси довольно рано, как только ребенок мог обслуживать сам себя.
До введения христианства дети всему учились, наблюдая за взрослыми. От взрослых дети
овладевали трудовыми и интеллектуальными навыками. Начало обучению было положено с
введением на Руси христианства. Князь Владимир приказал забирать детей из знатных семей
для обучения грамоте. Продолжил его дело Ярослав Мудрый. Он создал при храмах школы.
Обязательным было лишь умение читать, а писать умели далеко не все. Дело обучения было
Стр.1