УДК 37.01(47) (091)
Статья раскрывает основные принципы системы воспитания в их историческом
развитии от этапа возникновения древнего государства Киевская Русь до
периода возникновения капиталистических отношений, в частности на Кубани.
Основное внимание автор уделяет целям воспитания и образования на разных
этапах существования российского государства.
Ключевые слова и фразы: история государства; история педагогических идей;
воспитание; жизнь ребёнка; реформы; благотворительность; просвещение на
Кубани.
Ирина Владимировна Касьянова
Кафедра политологии и права
Кубанский государственный технологический университет
iri3897@yandex.ru
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РОССИИ
В ХVI-ХVII веках, начинали складываться нормы российской государственности: государство
воспринималось как большая семья и для того, чтобы государство было крепким необходимо было укрепить
семью, в связи с этим понятна позиция о. Георгия. Домострой задался этой задачей - задачей укрепления
семьи и представляет собой картину устройства русского быта. Цель «Домостроя» - укрепить волю
старшего, он в этом точно соответствовал задачам русской жизни, которая вся была подчинена одному
процессу - выработке сильной воли. Сурово звучат сложившиеся при «Домострое» пословицы: «Наказуй
детей в юности, успокоют тя на старости», «За битого двух небитых дают», «Корми сытным куском, учи -
крепким дубком», «Не станешь учить, когда поперёк лавки ложиться, - во всю вытянется, не выучишь», «Учи
сына жезлом, в разум войдёт - не попомнит отца злом» [2, с. 545].
Средневековый человек не ощущал психофизических отличий детства, это можно понять, рассмотрев
портрет императора России Павла I: перед нами предстанет не маленький мальчик, - перед нами маленький
взрослый. Это закономерность, - ребенок изображался как маленького возраста взрослый, таково мнение,
изложенное в статье Л. П. Потоцкой. Однако это видно и из тех книг, которые издавались на Руси: это -
«Путь к благонравию» (1793 г.), «Время промышленное веселое и нравоучительное, или Сказки
новомышленные в пользу малых детей» (1770), «Наставник, или Всеобщая система воспитания...» (1789) [3,
с. 302]. Сказки детям рассказывали родители, нянюшки, бабушки. Достаточно вспомнить детство русского
поэта А. С. Пушкина. Причем, богатая фантазия народа создавала причудливые, по-настоящему говорящие
сказочные образы.
В любом государстве имеется свой подход к оценке и сохранению своего общества и его будущего - детей
[5]. Всё многообразие проблем, решаемых государством можно рассмотреть в свете основных: 1) охрана
жизни ребёнка; 2) сохранность семьи, как основы воспроизводства детей; 3) сохранность духовного
здоровья детей от воздействия на них негативных факторов жизни; 4) целесообразность применения и
эффективность мер правового воздействия на детей за противоправное поведение.
На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпевало значительные изменения.
Следует отметить, что российские законы времён «Русской правды» рассматривали жену и детей как
несомненную собственность мужчины, так, если человек совершал преступление, его семья: жена и дети
страдали вместе с ним, рассматривались как единое целое. Такое положение сохранялось до принятия
Соборного Уложения 1649 года, в тексте которого появилась попытка урегулировать отношения между
родителями и детьми. В тексте этого документа сказано: «буде, которая жена про измену межа своего или
дети про измену же отца своего не ведали, а их за то не казнить и никакова наказания им не чините». В
нравственном смысле такое указание неизмеримо выше жестокостей более раннего и средневекового
европейского законодательства, однако, наряду с таким указанием закона, в том же XVII в. существовала,
как вид наказания, ссылка лица, совершившего преступление, вместе с женой и детьми» [Там же].
Согласно Уложению царя Алексея Михайловича 1649 г. (гл. 23, ст. 3), если отец или мать убивали сына
или дочь, то их наказывали тюрьмой сроком на один год. И конкретно утверждалось, что «.. .а смертию отца
или матери за сына или дочь не казнить».
Для того, чтобы полностью представить себе почему отличаются при всём благодатном отношении к
детству подход к детям на Руси от подхода западного воспитания, следует рассмотреть нравственный идеал
Древней Руси. Большим подспорьем для подобного изучения служит любимейшее и авторитетнейшее чтение в
Древней Руси, а в последствии у старообрядцев - «Измарагд». Он был более распространённым и
авторитетным источником, даже нежели «Домострой». Д. Лихачёв свидетельствует, что В. П. АндриановаПеретц
исследовала нравственные идеалы Древней Руси по «Измарагду», однако не напечатала его [4, с. 70].
Огромная роль в создании идеала нравственного человека состоит в идее самоотречения, ухода от суеты, от
мира, удаления от житейских забот, помогавшим русскому человеку переносить лишения, удары невзгоды,
Стр.1