Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати
имени Ивана Федерова <...> А.Ф. Коган
Экономика книжной
торговли
Учебное пособие
Допущено УМО по образованию в области полиграфии
и книжного дела для студентов вузов, обучающихся
по специальности 030903.65 — Книгораспространение
Москва
2011
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
УДК 338.45:655.42
ББК 76.18
К 57
Рецензенты: <...> ISBN 978-5-8122-1152-3
В учебном пособии «Экономика книжной торговли», подготовленном в Московском государственном университете печати имени Ивана Федорова, рассмотрены
основные экономические особенности книжной торговли и характерные для нее
экономические закономерности. <...> Предприятие книжной торговли — основной хозяйствующий
субъект сферы обращения книжной продукции............................102 <...> Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика»,
«Логистика в книжном деле», «Технология книгораспространения»,
«Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения», «Менеджмент в книжном деле», «Маркетинг в книжном
деле», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в книжном деле», «Логистика в книжном деле», «Правовые основы книжного дела», «Предпринимательство в книжном деле». <...> Рассмотрите также случай, когда цена продажи возросла до 110 руб. <...> Эластичность спроса
Спрос зависит не только от цены продажи, но также от доходов
потребителей, их вкусов и ожиданий, цен на товары-заменители (субституты), цен на дополняющие (комплиментарные) товары, количества покупателей, месторасположения фирмы и других факторов. <...> На практике наиболее доступен для оценки
коэффициент эластичности спроса по цене (или просто эластичность
спроса по цене) и эластичность спроса по доходу. <...> Для большинства товаров эластичность спроса по цене меньше
нуля, что означает выполнение закона спроса. <...> Полезно также установить источники роста цены, которыми
могут <...>
Экономика_книжной_торговли_учебное_пособие._.pdf
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати
имени Ивана Федерова
А.Ф. Коган
Экономика книжной
торговли
Учебное пособие
Допущено УМО по образованию в области полиграфии
и книжного дела для студентов вузов, обучающихся
по специальности 030903.65 — Книгораспространение
Москва
2011
Стр.1
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
УДК 338.45:655.42
ББК 76.18
К 57
Рецензенты:
Л.П. Дашков, доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции
и технологии торговли Российского университета кооперации,
заслуженный работник высшей школы РФ;
Н.Г. Каменская, доцент кафедры книжного бизнеса МГУП им. Ивана Федорова.
Коган А.Ф.
К 57 Эконимика книжной торговли : учеб. пособие / А.Ф. Коган;
Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М. :
МГУП им. Ивана Федорова, 2011. — 412 с.
ISBN 978-5-8122-1152-3
В учебном пособии «Экономика книжной торговли», подготовленном в Московском
государственном университете печати имени Ивана Федорова, рассмотрены
основные экономические особенности книжной торговли и характерные для нее
экономические закономерности. Приведены показатели, характеризующие эффективность
предприятий книжной торговли, принципы и методы их расчета и планирования.
Большое внимание уделяется примерам из практики. Рассматриваются
вопросы ценообразования и специфики электронной книжной торговли. Пособие
преднозначено для студентов, обучающихся по специальности «Книгораспространение»
также будет полезно руководителям и экономистам фирм книготоргового бизнеса.
Печатается
в авторской редакции
УДК 338.45:655.42
ББК 76.18
ISBN 978-5-8122-1152-3
Коган А.Ф., 2011
Московский государственный
университет печати
имени Ивана Федорова, 2011
2
Стр.2
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................6
ГЛАВА 1. Базовые понятия экономической науки ..............................7
1.1. Сущность экономической деятельности .....................................8
1.2. Рыночная экономика. Бизнес и предпринимательство............16
1.3. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие.............18
1.4. Эластичность спроса ...................................................................27
1.5. Поведение потребителей.............................................................30
ГЛАВА 2. Фирма в рыночной экономике ...........................................44
2.1. Основные закономерности производства..................................45
2.2. Предприятие (фирма) в рыночной экономике..........................47
2.3. Теории фирмы..............................................................................48
2.4. Принципы классификации фирм................................................57
2.5. Ресурсы и капитал фирмы ..........................................................63
2.6. Источники роста капитала фирмы.............................................66
2.7. Доход, издержки, прибыль фирмы ............................................68
2.8. Масштаб фирмы...........................................................................72
2.9. Рынок............................................................................................75
2.10. Особенности отраслевых рынков.............................................76
ГЛАВА 3. Предприятие книжной торговли........................................85
3.1. Торговля — экономическая деятельность
в сфере обращения..............................................................................86
3.2. Книжная торговля........................................................................91
3.3. Книготорговый бизнес................................................................98
3.4. Предприятие книжной торговли — основной хозяйствующий
субъект сферы обращения книжной продукции............................102
3.5. Классификация предприятий книжной торговли
по организационно-экономическим признакам.............................104
3.6. Инструменты государственного регулирования.
Налогообложение книготорговых предприятий............................109
3.7. Правовая среда книжной торговли ..........................................112
3
Стр.3
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
ГЛАВА 4. Книжный рынок.................................................................119
4.1. Особенности книжного рынка..................................................119
4.2. Предложение на книжном рынке.............................................124
4.3. Товарные сегменты книжного рынка ......................................134
4.4. Спрос на книжном рынке..........................................................137
4.5. Сезонность предложения и спроса на книжном рынке..........144
4.6. Границы книжного рынка.........................................................146
ГЛАВА 5. Экономические характеристики рыночного поведения
книготоргового предприятия..............................................................152
5.1. Ресурсная модель предприятия книжной торговли................153
5.2. Товарооборот книготоргового предприятия...........................155
5.3. Экономическое значение и виды товарных запасов ..............165
5.4. Расходы книготоргового предприятия ....................................170
5.5. Валовой доход, прибыль и рентабельность — показатели
эффективности книготоргового предприятия................................182
ГЛАВА 6. Анализ экономической деятельности книготоргового
предприятия..........................................................................................201
6.1. Принципы анализа экономической деятельности
книготоргового предприятия...........................................................202
6.2. Анализ товарооборота...............................................................205
6.3. Анализ товарных запасов..........................................................229
6.4. Анализ издержек книготоргового предприятия .....................245
6.5. Анализ валового дохода и прибыли книготоргового
предприятия ......................................................................................255
ГЛАВА 7. Планирование на книготорговом предприятии..............265
7.1. Принципы планирования экономической деятельности
книготоргового предприятия...........................................................266
7.2. Планирование товарооборота...................................................272
7.3. Планирование товарных запасов..............................................283
7.4. Планирование расходов книготоргового предприятия..........289
7.5. Планирование валового дохода и прибыли ............................292
ГЛАВА 8. Ресурсы книготоргового предприятия ............................300
8.1. Ресурсы книготоргового предприятия.....................................301
8.2. Основные фонды книготоргового предприятия ....................302
4
Стр.4
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
8.3. Нематериальные активы книготоргового предприятия.........322
8.4. Оборотные фонды и фонды обращения. .................................327
8.5. Трудовые ресурсы книготоргового предприятия...................330
ГЛАВА 9. Цены и ценообразование в книжной торговле ..............341
9.1. Экономическая сущность и виды цены...................................342
9.2. Состав и структура цены в книжной торговле........................348
9.3. Анализ цен и торговых надбавок в книжной торговле..........354
9.4. Ценовая политика и стратегия предприятия книжной
торговли. Ценообразование.............................................................360
9.5. Скидки и неценовые методы стимулирования в книжной
торговле.............................................................................................371
ГЛАВА 10. Экономика электронной книжной торговли.................377
10.1. Электронная коммерция и торговля как часть сетевой
экономики..........................................................................................378
10.2. Электронная книжная торговля..............................................390
10.3. Анализ эффективности работы книжного
интернет-магазина............................................................................399
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................................................406
5
Стр.5
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Softwa
http://www.foxitsoftware.com For evaluation on
ВВЕДЕНИЕ
Пособие «Экономика книжной торговли» предназначено для цикла
экономических дисциплин специальности «Книгораспространение».
Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика»,
«Логистика в книжном деле», «Технология книгораспространения»,
«Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения»,
«Менеджмент в книжном деле», «Маркетинг в книжном
деле», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в книжном деле», «Логистика
в книжном деле», «Правовые основы книжного дела», «Предпринимательство
в книжном деле».
Первые две главы курса являются своего рода введением в современную
экономику, в котором рассматриваются базовые понятия
экономической науки, наиболее существенные для освоения курса.
Остальные главы пособия посвящены экономическим особенностям
книжной торговли.
Научную основу курса составляют положения и концепции экономической
науки в применении к процессам характерным для книготоргового
предприятия, их проявление и практическое использование
в книжной торговле. Изучение курса базируется на обобщении
практического опыта книготорговой отрасли, анализе статистических
материалов. Объектами изучения являются:
формы проявления экономических законов развития общества
в сферах производства и обращения книжных товаров в условиях
ограниченности ресурсов и конкуренции, механизм их реализации;
совокупность экономических отношений, возникающих в
процессе продвижения книжных товаров от производителей к потребителям,
которые рассматриваются, как субъекты рыночной
экономики.
6
Стр.6