Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Суфизм (154,00 руб.)

0   0
Первый авторЧиттик Уильям Кларк
АвторыРоманов М. Г., Эшотс Я.
ИздательствоМ.: Фонд исследований исламской культуры
Страниц248
ID200647
АннотацияВ книге известного американского ученого-исламоведа Уильяма Читтика рассказывается о суфизме — мистическом течении в исламе, зародившемся в VIII в. Давая обзор суфийской традиции, автор старается показать, как основные элементы суфийской доктрины проявлялись в различных исторических обстоятельствах. С этой целью в книгу включено большое количество цитат из первоисточников.
ISBN978-5-02-036498-1
Читтик, У. К. Суфизм : руководство для начинающего / пер.: М. Г. Романов, Я. Эшотс; У. К. Читтик .— Москва : Фонд исследований исламской культуры, 2012 .— 248 с. : ил. — ISBN 978-5-02-036498-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/200647 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эшотс Published by arrangement with Oneworld Publications, Oxford, England Читтик У. <...> Давая обзор суфийской традиции, автор старается показать, как основные элементы суфийской доктрины проявлялись в различных исторических обстоятельствах. <...> Американский ученый-исламовед Уильям Читтик является одним из крупнейших современных западных специалистов по суфизму (исламскому мистицизму) — и, возможно, самым известным из них. <...> В 1974 году он защищает в Тегеранском университете докторскую диссертацию, которая посвящена ‘Абд ар-Рахману Джами как комментатору Ибн ‘Араби (см. список работ). <...> За время своего пребывания в Иране Читтик прекрасно овладевает персидским и арабским языками и основательно изучает персидскую классическую литературу (под руководством Бади‘ аз-Замана Фурузанфарра и Джалал ад-Дина Хумаи) и исламскую философию и суфизм (под руководством Сеййида Джалал ад-Дина Аштийани, Тосихико Идзуцу и Анри 5 Корбена). <...> Ряд его статей об Ибн ‘Араби и его школе2, однако, адресован более узкому кругу специалистов — на данный момент 1 «Когда я пишу книгу, я адресую ее молодым людям, в особенности молодым мусульманам, родившимся в Соединенных Штатах, в равнодушных к религии семьях, желающим узнать, что на самом деле представляет собой ислам» (Tehran Times. <...> 70–111; “Ibn ‘Arabî” and “The School of Ibn ‘Arabî”, in History of Islamic Philosophy, S.H. <...> 497–523; “The Central Point: Qûnawî's Role in the School of Ibn ‘Arabî”, Journal of the Muhyiddin IbnArabi Society. <...> 6 он, очевидно, является лучшим знатоком Ибн ‘Араби в Америке, если не на Западе в целом. <...> В 1995 году в московском издательстве «Ладомир» под названием «В поисках скрытого смысла: духовное учение Руми» вышел русский перевод книги Читтика “The Sufi Path of Love”, выполненный М.Т. Степанянц и А.В. Смирновым. <...> The Sufi Path of Love: The Spiritual Teachings of Rumi. <...> The Sufi Path of Knowledge: Ibn al-'Arabi's Metaphysics of Imagination. <...> Faith and Practice of Islam: Three <...>
Суфизм.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.244
Стр.245
Стр.246
Суфизм.pdf
СУФИЗМ Руководство для начинающего Уильям Читтик МОСКВА Издательская фирма «Восточная литература» 2012
Стр.3
УДК 28 ББК 86.38 Ч-69 Издание на русском языке подготовлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры Перевод с английского: М.Г. Романов, Я. Эшотс Научный редактор Я. Эшотс Published by arrangement with Oneworld Publications, Oxford, England Читтик У. Суфизм : руководство для начинающего / У. Читтик ; пер. с англ. М.Г. Романов, Я. Эшотс. — М. : Вост. лит., 2012. — 245 с. — ISBN 978-5-02-036498-1 (в пер.) В книге известного американского ученого-исламоведа Уильяма Читтика рассказывается о суфизме — мистическом течении в исламе, зародившемся в VIII в. Давая обзор суфийской традиции, автор старается показать, как основные элементы суфийской доктрины проявлялись в различных исторических обстоятельствах. С этой целью в книгу включено большое количество цитат из первоисточников. ISBN 978-5-02-036498-1 © William C. Chittick, 2000 © Фонд исследований исламской культуры, перевод с английского, 2012 © Издательская фирма «Восточная литература», 2012
Стр.4
Об авторе Американский ученый-исламовед Уильям Читтик является одним из крупнейших современных западных специалистов по суфизму (исламскому мистицизму) — и, возможно, самым известным из них. Его перу принадлежат более двадцати книг и более ста научных статей. Уильям Кларк Читтик родился в 1943 году в Милфорде (штат Коннектикут). Изучал историю в колледже Вустер (штат Огайо), где получил степень бакалавра. Некоторое время учился в Американском университете в Бейруте. Там он познакомился с иранским ученым С.Х. Насром. Это знакомство, очевидно, сыграло ключевую роль в его дальнейшей судьбе: по совету Насра Читтик в 1966 году отправляется в Иран для изучения персидского языка и литературы и исламской философии и остается в этой стране до января 1979 года. В 1974 году он защищает в Тегеранском университете докторскую диссертацию, которая посвящена ‘Абд ар-Рахману Джами как комментатору Ибн ‘Араби (см. список работ). В течение ряда лет он преподает сравнительное религиоведение в техническом университете Арйамехр в Тегеране, затем, недолго до отъезда, становится научным сотрудником Иранской академии философии. За время своего пребывания в Иране Читтик прекрасно овладевает персидским и арабским языками и основательно изучает персидскую классическую литературу (под руководством Бади‘ аз-Замана Фурузанфарра и Джалал ад-Дина Хумаи) и исламскую философию и суфизм (под руководством Сеййида Джалал ад-Дина Аштийани, Тосихико Идзуцу и Анри 5
Стр.5
Корбена). Кроме того, здесь он встречает свою будущую супругу — японку Сасико Мурата, впоследствии ставшую выдающимся ученым-исламоведом и соавтором ряда его книг. После возвращения в США в течение трех лет он работает младшим редактором «Иранской Энциклопедии» («Encyclopedia Iranica», www.iranica.com), а в 1983 году становится профессором кафедры религиоведения университета Стони Брук (штат Нью-Йорк, www.stonybrook.edu), где продолжает работать до настоящего времени. По собственному признанию Читтика, подавляющее большинство его работ — прежде всего это касается именно его книг — адресовано в первую очередь молодым американцам с мусульманскими корнями1. Ввиду этого он старается писать просто и понятно — при этом он, как правило, не выдвигает себя на первый план и не пытается во что бы то ни стало втиснуть средневековую мусульманскую мысль в прокрустово ложе наших современных представлений. Пожалуй, эти два момента — обращение к современной молодежной (разумеется в первую очередь американской) аудитории и предоставление рассматриваемым им авторам возможности подробно говорить от первого лица (вследствие чего, как правило, не менее половины книги состоит из цитат) — представляются мне самыми характерными для метода работы Читтика. Ряд его статей об Ибн ‘Араби и его школе2, однако, адресован более узкому кругу специалистов — на данный момент 1 «Когда я пишу книгу, я адресую ее молодым людям, в особенности молодым мусульманам, родившимся в Соединенных Штатах, в равнодушных к религии семьях, желающим узнать, что на самом деле представляет собой ислам» (Tehran Times. 2008, June 14). 2 Из них, наиболее существенными представляются следующие: “The Five Divine Presences: From al-Qûnawî to al-Qaysarî”, The Muslim World 72 (1982), p. 107–128; “Rûmî and Wahdat al-wujûd”, in Poetry and Mysticism in Islam: The Heritage of Rûmî. A. Banani, R. Hovanisian, and G. Sabagh (eds.). Cambridge, England: Cambridge University Press 1994, p. 70–111; “Ibn ‘Arabî” and “The School of Ibn ‘Arabî”, in History of Islamic Philosophy, S.H. Nasr and O. Leaman (eds.), London: Routledge 1996, p. 497–523; “The Central Point: Qûnawî's Role in the School of Ibn ‘Arabî”, Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. № 35 (2004), p. 25–45; “Ibn ‘Arabi”. Stanford Encyclopedia of Philosophy (www.plato.stanford.edu/archives/fall2008/entries/ibn-arabi) 2008. 6
Стр.6
он, очевидно, является лучшим знатоком Ибн ‘Араби в Америке, если не на Западе в целом. Читтик не создал — и не пытался создать — каких-либо собственных философских теорий, в свете которых он предлагал бы читателю по-новому взглянуть на историю суфизма и исламской философии. Цель своей работы он видит в том, чтобы донести до современного читателя в как можно менее искаженном виде мысли и образы, созданные великими философами, мистиками и поэтами средневекового мусульманского Востока. Ввиду этой фундаментальной установки, которой Читтик тщательно следует на протяжении всей своей научной карьеры, его можно с полным правом отнести к так называемой традиционалистской школе, возглавляемой в настоящее время его учителем С.Х. Насром. В 1995 году в московском издательстве «Ладомир» под названием «В поисках скрытого смысла: духовное учение Руми» вышел русский перевод книги Читтика “The Sufi Path of Love”, выполненный М.Т. Степанянц и А.В. Смирновым. Спустя шестнадцать лет выходит вторая его книга. (В издательстве «Ладомир», по моим сведениям, в настоящее время готовится к изданию русский перевод еще одной его книги — “The Vision of Islam”.) Можно сказать, что знакомство русскоязычного читателя с Читтиком состоялось: остается лишь пожелать, чтобы и в России в скором времени появились свои Читтики. Я. Эшотс 7
Стр.7
Содержание Об авторе 5 Основные работы Уильяма Читтика 8 От переводчиков 10 Предисловие 11 Примечание о первоисточниках 14 1. Суфийский путь 16 2. Суфийская традиция 41 3. Имя и истина 62 4. Самопомощь 73 5. Поминание Бога 89 6. Путь любви 102 7. Непрекращающийся танец 120
Стр.244
8. Образы блаженства 152 9. Падение Адама 170 10. Парадокс завесы 203 Рекомендуемая литература 227 Указатели Указатель имен и географических названий 232 Указатель терминов 236 Указатель хадисов 241 Указатель цитированных сур и айатов Корана и аллюзий на суры и айаты Корана 242
Стр.245
Научное издание Уильям Читтик СУФИЗМ Редактор Г.О. Ковтунович Художник Э.Л. Эрман Технический редактор О.В. Волкова Корректор Н.О. Хотинский
Стр.246