Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Путь красноречия (88,00 руб.)

0   0
Первый авторИмам Али
АвторыЧерниенко Тарас
ИздательствоМ.: Фонд исследований исламской культуры
Страниц384
ID200632
АннотацияПервый полный перевод на русский язык книги, которая по своему значению в мусульманском мире, особенно в шиитской среде, уступает только Священному Корану. «Нахдж-уль-балага» (Путь красноречия) сегодня изучается во всех арабских гуманитарных вузах, поскольку язык этой книги — образец высокого стиля «садж’», или рифмованной прозы. Этот сборник делится на три части: проповеди (хутбы), письма и афоризмы (мудрые изречения) соответственно. Они были произнесены или написаны собственноручно имамом Али в различное время и при различных обстоятельствах, но на одном историческом фоне — в период первой политической смуты, охватившей исламское государство через два десятилетия после кончины Пророка.
ISBN978-5-85247-411-7
Имам Али. Путь красноречия / пер. Т. Черниенко; Имам Али .— Москва : Фонд исследований исламской культуры, 2007 .— 384 с. : ил. — ISBN 978-5-85247-411-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/200632 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Имам Али Путь красноречия / Имам Али ; пер. с араб., предисл. и коммент. <...> «Нахдж-уль-балага» (Путь красноречия) сегодня изучается во всех арабских гуманитарных вузах, поскольку язык этой книги — образец высокого стиля «садж’», или рифмованной прозы. <...> Те нравственные ценности и понятия совести, справедливости, честности, бескорыстия, к которым взывает имам со страниц, кропотливо собранных из различных авторитетных преданий (хадисов) средневековым ученым-богословом Шарифом ар-Рази, актуальны для человека любой национальности и любого вероисповедания, независимо от страны его проживания и эпохи, свидетелем которой он является. <...> Эта борьба, расколовшая общину мусульман (умму) на два лагеря — сторонников имама (шиитов) и сторонников самопровозглашенного халифа-узурпатора Муавии, — вошла в историю не просто как борьба за обладание властью, но как битва во имя торжества принципа справедливости, как противостояние Божьего и человеческого. <...> История отделения шиитской ветви Ислама уходит корнями в тот день, когда Пророк Мухаммад покинул наш мир и в общине возник вопрос о преемнике. <...> То, что вошло в состав составленного Шарифом ар-Рази сборника, который вы сейчас держите в руках, — лишь те их фрагменты, которые заключают в себе прямую речь Али бин Аби Талиба (как полностью звучит его имя). <...> Первое в религии — Его познание; совершенство Его познания — Его признание (признание его истинности); совершенство признания Его (истинности) — Единобожие; совершенство Единобожия Его — искренность (признание его исключительности); совершенство искренности (признание его исключительности) — удаление от Него всех атрибутов описания, ибо свидетельствует каждое описание, что оно не есть описуемое, и каждое описуемое — что оно не есть описание, а кто описал Аллаха — Превелик Он, — тот сравнил Его, кто же сравнил Его, тот удвоил его, кто же удвоил его, тот разделил Его на части, кто же разделил Его на части, тот отстранился <...>
Путь_красноречия.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.359
Стр.360
Стр.361
Стр.362
Стр.363
Стр.364
Стр.365
Стр.366
Стр.367
Стр.368
Стр.369
Стр.370
Стр.371
Стр.372
Стр.373
Стр.374
Стр.375
Стр.376
Стр.377
Стр.378
Стр.379
Стр.380
Стр.381
Путь_красноречия.pdf
ФОНД ИССЛЕДОВАНИЙ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Имам Али ПУТЬ КРАСНОРЕЧИЯ Перевод с арабского и комментарии Тараса Черниенко МОСКВА Издательская фирма «Восточная литература» РАН 2007
Стр.1
УДК 284 ББК 86.38 И50 Imam Ali bin Abi Talib (600–661) Nahj al-Balaghah ﺔﻏﻼﺒﻟا ﺞﻬﻧ Имам Али Путь красноречия / Имам Али ; пер. с араб., предисл. и коммент. Т. Черниенко ; Фонд исследований исламской культуры. — М. : Вост. лит. 2007. — 381 с. — ISBN 978-5-02-036331-1 (в пер.). Первый полный перевод на русский язык книги, которая по своему значению в мусульманском мире, особенно в шиитской среде, уступает только Священному Корану. «Нахдж-уль-балага» (Путь красноречия) сегодня изучается во всех арабских гуманитарных вузах, поскольку язык этой книги — образец высокого стиля «садж’», или рифмованной прозы. Этот сборник делится на три части: проповеди (хутбы), письма и афоризмы (мудрые изречения) соответственно. Они были произнесены или написаны собственноручно имамом Али в различное время и при различных обстоятельствах, но на одном историческом фоне — в период первой политической смуты, охватившей исламское государство через два десятилетия после кончины Пророка. © Фонд исследований исламской культуры, 2007 ISBN 978-5-02-036331-1 2 © Редакционно-издательское оформление. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2007
Стр.2
Содержание Предисловие ............................................................................................................. ХУТБЫ Хутба 1 Сотворение мира ...................................................................................................... Сотворение ангелов ................................................................................................. Сотворение Адама — да будет над ним мир! ........................................................ 8 8 9 Избрание пророков .................................................................................................. 10 Пришествие Пророка ............................................................................................... 10 Коран и законодательные предписания (шариат) ................................................ 11 О хаджже .................................................................................................................. 11 Хутба 2 Произнесена по возвращении из Сиффина. В ней описываются состояние людей до наступления эры Последнего Пророчества, качества Людей Дома Пророка и черты характера остальных людей ................. 12 Хутба 3 Также известная как аш-Шикшикиййа. В ней Его Светлость (А) критикует институт халифата, затем выражает свое терпение создавшимся положением и описывает присягу, приносимую ему последователями ...................................................................................................... 13 Хутба 4 Являет собой одну из изящнейших речей хазрата Али (А), в которой он увещевает людей, предостерегая их от заблуждений ..................... 16 Хутба 5 Произнесена, когда скончался Посланник Аллаха — да благословит Аллах его и его род и да приветствует, — и обратились к хазрату Али (А) Аббас Ибн аль-Мутталиб и Абу Суфиан Ибн Харб, дабы принести ему присягу как халифу ..................... 16 Хутба 6 Произнесена после того, как Его Светлости рекомендовали не преследовать Талху ибн Убайдаллаха и Зубайра ибн аль-Аввама за вооруженное восстание; в ней описывается, что предательство не свойственно Его Светлости — да будет над ним мир! .................................... 17 Хутба 7 О тех, кто следует за сатаной .................................................................................. 17 Хутба 8 В ней описываются события, связанные с аз-Зубайром; и Его Светлость призывает его принести присягу повторно ............................... 18 Хутба 9 В ней говорится о состоянии Его Светлости и его врагов (считается, что подразумеваются люди Джамала) ................................................ 18 359 3
Стр.359
Хутба 10 Подразумевается сатана как аллегория группы отступников .............................. 18 Хутба 11 В ней Али обращается к своему сыну Мухаммаду бин аль-Ханафии, вручая ему знамя в день «Верблюжьей битвы» .................................................... 19 Хутба 12 Произнесена, когда Его Светлости была дарована Аллахом победа в «Верблюжьей битве», и сказал [по этому поводу] некто из его сподвижников: «О, если бы кто-то из моих братьев был свидетелем того, как помог тебе Аллах победить твоих врагов!» ........................................... 19 Хутба 13 Осуждение жителей Басры после «Верблюжьей битвы» ..................................... 19 Хутба 14 Произнесена по тому же поводу ............................................................................. 20 Хутба 15 В ней отрицается распределение Усманом земельных наделов .......................... 20 Хутба 16 После того как люди принесли Его Светлости присягу в Медине, он (А) осведомляет их о том, каково положение их дел, и разделяет на группы ........... 20 Хутба 17 В ней описываются люди, стремящиеся к правлению, но недостойные его. Также названы две группы людей, вызывающих наибольшее недовольство Аллаха ....................................................................................................................... 22 Хутба 18 По поводу разногласий факихов в их фетвах. Здесь Повелитель Верующих порицает «людей мнения» и обобщает значение суждения на основании Корана ............................................................................................... 23 Хутба 19 В ней Повелитель Верующих обратился к Аш’асу бин Кайсу с минбара мечети в Куфе, и было в его речи нечто, вызвавшее протест Аш’асы, который сказал: «О Повелитель Верующих, эти твои слова — против тебя, а не в твою пользу», и низвел на него взор Повелитель Верующих, и произнес ................... 24 Хутба 20 Содержит предостережение от небрежения и призыв искать прибежище у Аллаха .................................................................................................................... 24 Хутба 21 Слово о просвещении и мудрости .......................................................................... 25 Хутба 22 Произнесена Его Светлостью, когда он узнал о тех, кто нарушил присягу ....... 25 Хутба 23 Включает наставление бедным вести аскетичный образ жизни и назидание богатым быть милосердными ................................................................................. 26 Хутба 24 В этом обращении Его Светлости содержится призыв к сражению, подчинению повелениям Аллаха и наставление, как обеспечить победу в сражении ............. 27 360
Стр.360
Хутба 25 До Его Светлости дошли сообщения о том, что люди Муавии оккупируют города, и его офицеры в Йемене — Убайдуллах ибн Аббас и Саид ибн Нимран — возвратились после поражения, нанесенного им Бусром ибн Аби Артатом. И тогда Его Светлость поднялся на минбар, опечаленный нерадивостью своих людей в отношении джихада и их несогласием с его (А) мнением, и сказал .................................................................................................... 28 Хутба 26 В ней описываются арабы до периода Пророчества, а затем — их состояние до принесения присяги Его Светлости............................................. 29 Хутба 27 Его Светлость произнес эту речь, вдохновляя людей, узнавших о походе армии Муавии на аль-Анбар и не вступивших в сражение. Его Светлость указывает на преимущества джихада, воодушевляет людей, упоминает о собственном владении военной наукой и предупреждает о последствиях тех, кто откажется подчиниться ...................................................... 30 Хутба 28 Она являет собой часть хутбы, начинающейся словами «Слава Аллаху, Который не скупится на милости», и содержит одиннадцать предостережений ..................................................................................................... 31 Хутба 29 Его Светлость побуждает своих колеблющихся сподвижников к действиям в тот момент, когда Даххак бин Кайс, сподвижник Муавии, напал на паломников к Дому Господа после инцидента «хакамайн» ............................ 33 Хутба 30 Об убийстве Усмана. Его Светлость выражает суждение об Усмане, о самом себе, о людях, совершивших убийство Усмана, и своей непричастности к этому убийству .......................................................................... 33 Хутба 31 Обращена Его Светлостью к Абдуллаху бин Аббасу, отправившего его к Зубайру, дабы уговорить того покориться до начала «Верблюжьей битвы» .............................................................................................. 34 Хутба 32 В ней Его Светлость выражает пренебрежение ко времени, в котором он (А) живет, разделяет людей на пять категорий, после чего провозглашает аскетичное отношение к миру ................................... 34 Хутба 33 Произнесена Его Светлостью при выступлении на Басру; в ней он говорит о мудрости ниспослания посланников, указывает на свои достоинства и порицает хариджитов ...................................... 36 Хутба 34 Произнесена Его Светлостью, когда он (А), освободившись от хариджитов, призвал людей выступить на Сирию; в этой речи он говорит о том, что разочарован людьми и призывает их быть стойкими .................................... 37 Хутба 35 Произнесена после тяжбы [о халифате] и того, как дошли до Его Светлости сведения об инциденте «хакамайн»; в ней прославляется Всевышний 361
Стр.361
за все испытания, что были Им ниспосланы, после чего разъясняются причины этих испытаний ........................................................................................ 38 Хутба 36 Устрашение людей из Нахравана ........................................................................... 39 Хутба 37 Проповедь, в которой упоминаются достоинства его (А) — да будет над ним мир; произнесена после событий в Нахраване ....................................... 39 Хутба 38 В ней объяснено, почему сомнение именуется сомнением, а потом разъясняется положение сомневающихся людей .................................................. 40 Хутба 39 Произнесена Его Светлостью (А), когда ему стало известно о выступлении Нумана бин Башира, сподвижника Муавии, на Айн-ут-Тамр; в ней он стыдит людей и вдохновляет их на сражение .................................................................... 40 Хутба 40 О хариджитах; произнесена, когда Его Светлость услышал их клич «Нет суждения, кроме как у Аллаха» ..................................................................... 41 Хутба 41 В ней Его Светлость осуждает предательство и предостерегает от него ............ 41 Хутба 42 В ней Его Светлость предостерегает от суетных измышлений и чрезмерных надежд на земную жизнь ................................................................ 42 Хутба 43 Произнесена, когда указали сподвижники Его Светлости на необходимость приготовлений к войне с аш-Шамом (Сирией) и он (А) послал Джарира ибн Абдаллаха аль-Баджали к Муавии, который отказался присягнуть на верность ............................................................................................................... 42 Хутба 44 Однажды Маскала ибн Хубайра аш-Шайбани приобрел некоторых пленников из племени Бани Наджия у одного из подчиненных Повелителя Верующих и освободил их, но, когда тот потребовал выплатить их цену, он отказался и убежал в Сирию к Муавии, по поводу чего Повелитель Верующих сказал ...................................................... 43 Хутба 45 Является частью длинной хутбы, которая произнесена в День Разговения и в которой восхваляется Аллах и принижается значение дольнего мира ......... 43 Хутба 46 Произнесена Его Светлостью перед выступлением на Сирию; это молитва, с которой он, вдев ногу в стремя, обратился к Господу ....................................... 44 Хутба 47 Упоминание о Куфе ................................................................................................. 44 Хутба 48 Произнесена во время похода на Сирию; говорят, что Его Светлость произнес ее, отправляясь из Куфы по направлению к Сиффину ......................... 44 362
Стр.362
Хутба 49 В ней собраны описания атрибутов Господних и Знания Божественного .......... 45 Хутба 50 В ней объясняются те проступки, что разрушают окружающий мир ................. 45 Хутба 51 Произнесена [в тот момент], когда люди Муавии взяли верх над сторонниками Повелителя Верующих у разлива Евфрата в Сиффине и перекрыли доступ к воде .................................................................. 46 Хутба 52 Об аскетичном отношении к миру, воздаянии аскету в этом мире и в будущем (другая версия хутбы, приведенной ранее) ..................................... 46 Хутба 53 Упоминание о Дне Жертвоприношения и качествах животного для жертвы ................................................................................................................ 47 Хутба 54 В ней Его Светлость описывает состояние своих сподвижников в Сиффине, когда слишком затянулось их нежелание сражаться с людьми Аш-Шама ................................................................................................. 47 Хутба 55 Произнесена, когда люди Повелителя Верующих проявили нетерпение из-за задержки разрешения вступить в сражение в Сиффине .............................. 48 Хутба 56 В ней Его Светлость описывает сподвижников Посланника Аллаха; произнесена в день сражения в Сиффине, когда он (А) призвал людей к примирению .......................................................................................................... 48 Хутба 57 Описание человека негодного и достоинств Его Светлости — да будет над ним мир! ............................................................................................. 49 Хутба 58 Его Светлость обратился с ней к хариджитам, когда они стали отрицать всякое руководство, утверждая: «Нет суждения, кроме как у Аллаха!» ............. 49 Хутба 59 С ней Его Светлость обратился к людям, когда призывал к сражению с хариджитами, но в ответ услышал: «Хариджиты уже перешли мост в Нахраване!» ........................................................................................................... 50 Хутба 60 Произнес ее Повелитель Верующих, когда услышал весть о полной победе над хариджитами ..................................................................................................... 50 Хутба 61 Повелитель Верующих также сказал ..................................................................... 50 Хутба 62 Произнесена, когда Повелителя Верующих предупредили о возможности покушения на него ......................................................................... 50 Хутба 63 Предупреждение не обольщаться здешним миром ............................................... 51 363
Стр.363
Хутба 64 О стремлении к праведным поступкам .................................................................. 51 Хутба 65 Содержит тонкое исследование Божественного знания ....................................... 52 Хутба 66 О воинских навыках; сообщается, что Повелитель Верующих произнес ее перед своими сподвижниками в ночь первой встречи [с врагом] в Сиффине ................................................................................................................ 52 Хутба 67 Сообщают, что когда до Повелителя Верующих — да будет над ним мир — дошло известие о «событиях под навесом» после смерти Посланника Аллаха — да благословит Аллах его и его род и да приветствует, — то он (А) — да будет над ним мир — спросил: «Что сказали [по этому поводу] ансары?» Ему передали их слова «Да будет из нашего числа [один] повелитель и из вашего числа [другой] повелитель», на что Его Светлость — да будет над ним мир — сказал .............................................................................. 53 Хутба 68 Произнесена, когда Его Светлость назначил правителем Египта Мухаммада ибн Абу Бакра, а тот был убит в результате переворота ................. 54 Хутба 69 Предупреждение некоторым сподвижникам ......................................................... 54 Хутба 70 Произнесена на заре того дня, когда Повелитель Верующих был смертельно ранен мечом ......................................................................................... 55 Хутба 71 Произнесена в порицание жителей Ирака. В ней Его Светлость предупреждает, что не стоит покидать поле боя в тот миг, когда помощь вот-вот должна подоспеть, после чего описывает, как люди сочли его слова ложными ............. 55 Хутба 72 В ней Его Светлость научил людей молиться о Пророке — да благословит Аллах его и род его — и привел описания атрибутов Аллаха Всевышнего и личности Пророка ............................................................. 56 Хутба 73 Произнесена по поводу Марвана ибн аль-Хакама ................................................ 57 Хутба 74 Произнесена, когда совет принял решение присягнуть Усману .......................... 57 Хутба 75 Произнесена, когда до Повелителя Верующих дошли слухи о том, что Омейяды подозревают его в причастности к пролитию крови Усмана ....................................................................................... 57 Хутба 76 О стремлении к праведным поступкам .................................................................. 58 Хутба 77 Произнесена, когда Саид ибн аль-Ас отказал в законном праве Его Светлости ........................................................................................................... 58 364
Стр.364
Хутба 78 Состоит из слов, с которыми он (А) — да будет над ним мир — обращался к Господу с молитвой ........................................................................... 59 Хутба 79 Его Светлость — да будет над ним мир — произнес ее, обращаясь к некоторым своим сподвижникам, когда призвал их выступить против хариджитов, и один из них, основываясь на знании астрологии, сказал ему: «Если выступишь ты, о Повелитель Верующих, в это время, я боюсь, ты не достигнешь успеха» ....................................................................................... 59 Хутба 80 Произнесена Его Светлостью после окончания «Верблюжьей битвы»; в ней описывается характер женщин и объясняется ограниченный набор их обязанностей ....................................................................................................... 60 Хутба 81 Об аскетичном отношении к жизни ....................................................................... 60 Хутба 82 Описание здешнего мира ........................................................................................ 60 Хутба 83 Это удивительная речь, именуемая «Аль-Гарра». В ней содержатся описание божественных атрибутов, заповеди богобоязненности и отстранения от мирских благ, затем — то, что касается наступления Дня Воскресения, затем — предупреждение людям о тех мирских ловушках, в которых они оказались; после всего этого проявляется Его — да будет над ним мир — преимущество в искусстве поминания Всевышнего Создателя .......................... 61 Хутба 84 Упоминание об Амре ибн аль-Асе ......................................................................... 67 Хутба 85 В ней содержится описание восьми атрибутов Величия Господнего ................. 67 Хутба 86 Содержит описание атрибутов Истинного Бога — Превелик Он, затем — увещевание людей быть богобоязненными и благоразумными .......................... 68 Хутба 87 В ней содержатся описание характера праведных и грешных, указание на место праведных наследников Пророка (итрат-ут-тайиба) и проводятся грешные измышления некоторых людей ............................................................... 69 Хутба 88 В ней содержится описание причин, ведущих людей к гибели ........................... 71 Хутба 89 О Величайшем Посланнике — да благословит Аллах его и род его — и о передаче его воли имамом (А) .......................................................................... 72 Хутба 90 Включает в себя описание предвечности Создателя и величия Его творений и завершается увещеванием ............................................................ 73 Хутба 91 Известна также как «хутба призраков» и относится к числу наиболее возвышенных речей Его Светлости (А) ................................................................. 73 365
Стр.365
Хутба 92 Произнесена, когда пожелали люди присягнуть Его Светлости ......................... 82 Хутба 93 В ней Его Светлость возвещает о своем обладании благодатью и знанием и объясняет суть заблуждения Омейядов ............................................ 82 Хутба 94 В ней Его Светлость описывает Всевышнего Аллаха, затем разъясняет суть достоинств Благородного Пророка (С) и Людей Его Дома (А), после чего увещевает людей ................................................................................... 83 Хутба 95 В ней Его Светлость утверждает достоинство Благородного Посланника (С) ................................................................................ 84 Хутба 96 О Всевышнем Аллахе и Его Благородном Посланнике ....................................... 85 Хутба 97 Его Светлость упоминает своих сподвижников и сподвижников Благородного Посланника (С) ................................................................................ 85 Хутба 98 Его Светлость указывает в ней на притеснения Омейядов .................................. 87 Хутба 99 Об отрешении о мирских благ ................................................................................ 87 Хутба 100 О посланнике Аллаха (С) и Людях Его Дома (А) ................................................. 88 Хутба 101 Это одна из проповедей, включающих описание битвы ...................................... 89 Хутба 102 Продолжает ту же тему и содержит упоминание о Судном Дне и будущей участи людей ......................................................................................... 89 Хутба 103 Об отрешенности от мира ....................................................................................... 90 Хутба 104 Выше приводилась выдержка из другой версии этой хутбы, которая посвящена состоянию людей в эпоху джахилии и исполнению Пророком (С) его миссии по распространению Послания Всевышнего ............. 91 Хутба 105 О некоторых качествах Благородного Пророка, предупреждении Омейядам и увещевании людей .............................................................................. 92 Хутба 106 В ней Его Светлость (А) объясняет достоинства Ислама, упоминает о Благородном Посланнике (С), после чего стыдит своих сподвижников ......... 93 Хутба 107 Произнесена в один из дней битвы в Сиффине ..................................................... 94 Хутба 108 Относится к числу хутб, посвященных превратностям времени ......................... 95 366
Стр.366
Хутба 109 Объяснение могущества Аллаха, Его уникальности в мощи и вопросе о Воскресении ......................................................................................... 96 Хутба 110 О столпах исламской религии ................................................................................. 100 Хутба 111 В порицание здешнего мира ................................................................................... 100 Хутба 112 Упоминаются в ней ангел смерти и отход души в мир иной и неспособность сотворенного существа к описанию Всевышнего Аллаха ................................................................................................. 102 Хутба 113 О порицании этого мира .......................................................................................... 103 Хутба 114 Содержит обращенные к людям увещевания ........................................................ 104 Хутба 115 Просьба о ниспослании дождя ................................................................................ 106 Хутба 116 В ней Его Светлость (А) наставляет своих сподвижников .................................. 107 Хутба 117 В ней Его Светлость (А) порицает проявляющих скаредность, как имущественную, так и душевную .................................................................... 108 Хутба 118 В ней Его Светлость (А) упоминает праведников из числа своих сподвижников ................................................................................. 108 Хутба 119 Его Светлость (А) собрал людей, призывая их к джихаду, но они долго молчали, и тогда Его Светлость (А) спросил: «Что это с вами, вы что, оглохли?» И сказала группа из их числа: «О Повелитель Верующих, если ты отправишься, то и мы последуем за тобой». Тогда он — да будет над ним мир — сказал ..................... 108 Хутба 120 В ней Его Светлость (А) напоминает о своих достоинствах и обращается к людям с увещеваниями ................................................................. 109 Хутба 121 Произнесена после ночи «аль-Харир». Однажды предстал перед Его Светлостью (А) один из его сподвижников и сказал: «Сначала ты запретил третейский суд, а затем повелел нам судить им, и неведомо нам, какое из повелений более верно?» Тогда он — да будет над ним мир — ударил одной рукой по другой и сказал ...................... 109 Хутба 122 Произнесена, когда хариджиты продолжали упорствовать в своем отрицании третейского суда; и Его Светлость — да будет над ним мир — отправился в их лагерь и сказал ................................... 110 367
Стр.367
Хутба 123 Его Светлость (А) произнес ее, обращаясь к своим сподвижникам на поле битвы в Сиффине ....................................................................................... 111 Хутба 124 В ней Его Светлость (А) призывает своих сподвижников к сражению .............. 112 Хутба 125 О третейском суде. Произнесена Его Светлостью (А) после того, как он услышал об инциденте «хакамайн» ............................................................ 113 Хутба 126 Произнесена, когда Его Светлость (А) упрекнули за равномерное распределение имущества Бейт-уль-Мал .............................................................. 114 Хутба 127 В ней Его Светлость (А) объясняет некоторые положения религии, объясняет хариджитам их заблуждения и разоблачает инцидент «хакамайн» .................... 114 Хутба 128 Произнесена Его Светлостью (А), когда ему сообщили о вооруженных столкновениях в Басре ............................................................................................. 116 Хутба 129 Упоминание о мерах и весах ................................................................................... 117 Хутба 130 Адресована Абу Зарру — да будет милостив к нему Аллах, — когда того сослали в Ар-Рабзу ................................................................................ 117 Хутба 131 В ней Его Светлость (А) описывает причины, по которым он требует власти, и описывает характер истинного имама ................................ 118 Хутба 132 Наставление людям и призыв к отрешению от мирской суеты ........................... 118 Хутба 133 В ней Его Светлость (А) возвеличивает Аллаха — Преславен Он, — а также упоминает о Коране, Пророке (С) и обращается с увещеванием к людям ..................................................................................................................... 119 Хутба 134 Произнесена Его Светлостью (А), когда Умар бин аль-Хаттаб испросил его совет о выступлении в поход на Рум (Византию) ........................................... 120 Хутба 135 Произнесена, когда произошел спор между ним (А) и Усманом, и сказал аль-Мугира бин аль-Ахнас Усману: «Лучше я поговорю с ним вместо тебя», и тогда Али — да будет над ним мир — объяснил аль-Мугире .......................... 121 Хутба 136 О присяге на верность ............................................................................................. 121 Хутба 137 О Талхе и Зубайре и присяге на верность Его Светлости (А) .............................. 122 Хутба 138 В ней Его Светлость (А) вспоминает о сражениях ............................................... 122 368
Стр.368
Хутба 139 Произнесена во время совета (после смерти второго халифа Умара бин аль-Хаттаба) .......................................................................................... 123 Хутба 140 Предостерегает от осуждения людей ..................................................................... 123 Хутба 141 Предостерегает от слушания сплетен и объясняет разницу между истиной и ложью .......................................................................................... 124 Хутба 142 О незаслуженном добре .......................................................................................... 124 Хутба 143 Молитва о ниспослании дождя. В ней содержится указание рабам Божьим на необходимость снискания милости Аллаха, если благодать дождя прекратила изливаться на них ................................................................................. 125 Хутба 144 О ниспослании пророков ......................................................................................... 126 Хутба 145 Крушение мира ........................................................................................................ 127 Хутба 146 Произнесена, когда Умар бин аль-Хаттаб испрашивал совета о его собственном выступлении в поход против Персии ................................... 127 Хутба 147 Цель ниспослания пророков ............................................................................... 128 Хутба 148 Упоминание о жителях Басры, а также о Талхе и Зубайре ................................ 130 Хутба 149 Произнесена перед его (А) мученической кончиной — да будет над ним мир ............................................................................................... 130 Хутба 150 В ней Его Светлость (А) призывает к сражениям и описывает группу людей заблуждающихся .................................................... 131 Хутба 151 Предостережение от смуты ................................................................................ 132 Хутба 152 Об описании атрибутов Аллаха Всевышнего и атрибутов имамов ..................... 133 Хутба 153 Описание заблуждающихся .................................................................................... 134 Хутба 154 В ней упоминаются достоинства Людей Дома Пророка (С) ................................ 135 Хутба 155 В ней упоминается чудо сотворения летучей мыши ............................................ 136 Хутба 156 Речь, обращенная к жителям Басры в ответ на требование возмездия за кровопролитие ..................................................................................................... 137 369
Стр.369
Хутба 157 Призыв людей к богобоязненности ........................................................................ 139 Хутба 158 В ней Его Светлость (А) описывает достоинства Величайшего Пророка (С), затем — достоинства Корана, а после — состояние государства Омейядов ........................................................................... 140 Хутба 159 Его Светлость (А) объясняет свою доброту к людям, вверенным ему на попечение .................................................................................. 141 Хутба 160 Величие Аллаха ........................................................................................................ 141 Хутба 161 Описание Пророка (С), Людей Его Дома (А) и последователей Его религии; в ней также содержится заповедь богобоязненности ........................................... 145 Хутба 162 Обращена к некоему из сподвижников; тот обратился к нему (А) с вопросом: «Как ваш народ не допустил вас до этого положения (халифата), в то время как вы его наиболее достойны?» .......................................................... 146 Хутба 163 Создатель, Превеликий и Возвышенный ............................................................... 146 Хутба 164 Когда собрались к нему (А) люди с жалобами на Усмана и попросили его (А) заступиться за них, Его Светлость (А) вошел к Усману и сказал ........................ 148 Хутба 165 В ней упоминается чудо сотворения павлина ....................................................... 149 Хутба 166 Содержит совет быть любезными с окружающими .............................................. 151 Хутба 167 Произнесена в начале халифата Повелителя Верующих — да будет над ним мир ............................................................................................... 152 Хутба 168 После того, как Его Светлость (А) был приведен к присяге, сказали ему (А) некие из сподвижников: «О, если бы ты покарал людей, что подняли руку на Усмана!» На что он — да будет над ним мир — сказал ... 153 Хутба 169 Произнесена во время выступления людей Джамала в Басру ............................. 153 Хутба 170 О необходимости следовать истине при приведении доводов. Обратился к Повелителю Верующих (А) один из арабов, направленный группой жителей Басры при приближении его — да будет над ним мир — к ее пределам, дабы узнать непосредственно из его (А) уст правду о его отношении к участникам «Верблюжьей битвы» и устранить сомнение сердец их. Он (А) — да будет над ним мир — объяснил [этому человеку] свою позицию так, что стала ясна его (А) правота, и приказал: «Принеси присягу!», — а тот ответил: «Я только посланник своего 370
Стр.370
народа и ничего не должен делать, покуда не вернусь к ним». И Повелитель Верующих — да будет над ним мир — сказал ............................. 154 Хутба 171 Призывает к сражению с людьми из Сиффина ..................................................... 154 Хутба 172 О консультативном совете и «Верблюжьей битве» .............................................. 155 Хутба 173 О Посланнике Аллаха — да благословит Аллах его и его род, — о том, кто наиболее достоин быть халифом, и о ничтожности мирских благ .......... 156 Хутба 174 О Талхе бин Убайдаллахе. Произнесена во время выхода Талхи и Зубайра из Басры на сражение с Повелителем Верующих (А) .............. 157 Хутба 175 В ней Повелитель Верующих обращается с увещеванием к людям и разъясняет свою (А) близость к Посланнику Аллаха (С) .................................. 158 Хутба 176 В ней Повелитель Верующих (А) увещевает людей и разъясняет преимущества Корана, а также удерживает их от нововведений ........................ 158 Хутба 177 О двух арбитрах ....................................................................................................... 162 Хутба 178 О свидетельстве и богобоязненности; произнесена, как говорят, в начале его (А) халифата .................................................................. 162 Хутба 179 О том, как спросил его (А) Зилиб аль-Йамани: «Видел ли ты Господа своего, о Повелитель Верующих?» И сказал он — да будет над ним мир: «Ужели стану поклоняться тому, чего не вижу?» И [Зилиб аль-Йамани] спросил: «Как же ты видишь Его?» И он — да будет над ним мир — ответил ........ 163 Хутба 180 Порицание взбунтовавшихся сподвижников ........................................................ 163 Хутба 181 Повелитель Верующих (А) послал одного из своих сподвижников, чтобы узнать новости о воинах в Куфе, которые замыслили присоединиться к хариджитам, но были в страхе перед ним — да будет над ним мир. И когда человек возвратился, он (А) спросил его: «Успокоились ли они и укрепились или струсили и возмутились?» И сказал человек: «Они возмутились, о Повелитель Верующих», тогда он — да будет над ним мир — сказал .............................................................................. 164 Хутба 182 Со слов Науфа аль-Бикали сообщается: «Обратился к нам Повелитель Верующих — да будет над ним мир — с этой хутбой в Куфе, стоя на камне, который поставил для него Джаада бин Хубайра аль-Макзуми. Повелитель Верующих (А) был в шерстяном рубище, ремень его меча сделан из пальмовых листьев, равно как и его сандалии, и на лбу его (А) было пятно от множества земных поклонов. И сказал он — да будет над ним мир» ............................................................................................. 164 371
Стр.371
Хутба 183 О могуществе Аллаха, достоинстве Корана и заповеди богобоязненности ....... 168 Хутба 184 Обращена к хариджиту аль-Бурджа бин Масхара ат-Таи, когда тот произнес: «Нет суждения, кроме как у Аллаха» ..................................................................... 170 Хутба 185 В ней Его Светлость (А) прославляет Всевышнего Аллаха, описывает исключительность достоинства Его Посланника и повествует о Его творениях в животном мире ................................................... 170 Хутба 186 О Таухиде (Единстве Аллаха); в этой хутбе содержатся основы знания, которого нет ни в одной другой хутбе ................................................................... 173 Хутба 187 Упоминание о превратностях времени .................................................................. 176 Хутба 188 Заповедание разных вещей ..................................................................................... 176 Хутба 189 О вере и обязательности хиджры ........................................................................... 177 Хутба 190 В ней Его Светлость (А) прославляет Аллаха, возвеличивает Его Пророка и призывает к богобоязненности ...................................................... 178 Хутба 191 В ней Его Светлость (А) прославляет Аллаха и восхваляет Его Пророка (С) и заповедует аскетизм и богобоязненность .............................. 180 Хутба 192 Также известна как «Аль-Каси’а» (хутба унижения); в ней отражено унижение Иблиса — да проклянет его Аллах, за его самопревознесение и отказ поклоняться Адаму — да будет над ним мир; он, поистине, первый, кто открыто выказал неповиновение и последовал за своим тщеславием; содержится в этой хутбе предупреждение людям не следовать его путем ............................................................................................ 181 Хутба 193 В ней Его Светлость (А) описывает состояние праведников. Сообщается, что один из сподвижников Повелителя Верующих — да будет над ним мир — по имени Хаммам, человек набожный, обратился к нему: «О Повелитель Верующих, опиши мне праведных людей так, как будто я сам взираю на них». Повелитель Верующих — да будет над ним мир — помедлил с ответом, а потом сказал: «О Хаммам, бойся Аллаха и твори добро, и „поистине, Аллах — с теми, кто богобоязнен и добродетелен“» (Коран 16:128). Хамам не удовлетворился этим ответом, заклиная его говорить дальше, и тогда он (А) восславил Аллаха, вознес Ему хвалу, и послал приветствия Пророку — да благословит Аллах его и его род — и произнес такую речь ................................ 193 Хутба 194 Описание лицемеров ................................................................................................ 195 372
Стр.372
Хутба 195 В ней Его Светлость (А) славит Аллаха и восхваляет Его Пророка (С), затем обращается к людям, увещевая их ............................................................... 196 Хутба 196 ................................................................................................................. 197 Хутба 197 В ней Его Светлость (А) объясняет, почему он достоин того, чтобы его изречения, повеления и запрещения принимались безоговорочно .......... 198 Хутба 198 В ней Его Светлость (А) указывает на то, что Божественное знание охватывает любые мелочи и детали, затем призывает к богобоязненности и объясняет преимущества Ислама и Корана ........................................................ 199 Хутба 199 Посредством ее Его Светлость (А) давал советы своим сподвижникам ............. 201 Хутба 200 О Муавии .................................................................................................................. 203 Хутба 201 В ней Его Светлость (А) призывает людей следовать ясным путем ................... 203 Хутба 202 Произнесена Его Светлостью (А) на похоронах Госпожи женщин Фатимы — да будет над ней мир — в форме обращения к Посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует — на его могиле ............................ 203 Хутба 203 Об аскетичном отношении к здешнему миру и стяжании мира загробного ......................................................................................................... 204 Хутба 204 Много раз подобные речи произносил Его Светлость (А) своим сподвижникам ............................................................................................... 204 Хутба 205 Произнесена Его Светлостью (А) после того, как Талха и Зубайр, присягнув ему на верность, пожаловались, что он (А), став халифом, не советуется с ними и не ищет их помощи .......................................................... 205 Хутба 206 Произнесена, когда Его Светлость (А) услышал, как во дни сражения в Сиффине некоторые из его сподвижников оскорбляют сирийцев ................... 206 Хутба 207 В некоторые дни битвы в Сиффине Его Светлость (А) видел сына своего Хасана — да будет над ним мир — рвущимся в бой ............................................ 206 Хутба 208 Его Светлость (А) произнес ее, когда сподвижники стали недовольны методами его (А) правления .................................................................................... 206 Хутба 209 Произнесена в Басре, когда Его Светлость (А) пришел навестить своего сподвижника Алу бен Зияда Аль-Хариси, дабы справиться о его здоровье, и увидел, сколь просторно его жилище ................................................................. 207 373
Стр.373
Хутба 210 Произнесена, когда Его Светлость (А) спросили о вымышленных хадисах, имеющих хождение среди людей ........................................................................... 207 Хутба 211 Об удивительном творении бытия ......................................................................... 209 Хутба 212 В ней Его Светлость (А) призывал людей на джихад с людьми аш-Шама ................................................................................................................... 210 Хутба 213 Прославление Аллаха и величание Его .................................................................. 210 Хутба 214 Описание ценности Посланника (С), описание ученых и заповедь богобоязненности .................................................................................. 210 Хутба 215 Молитва, которую Повелитель Верующих (А) часто произносил ...................... 211 Хутба 216 С ней Его Светлость (А) обратился в день битвы в Сиффине ............................. 212 Хутба 217 Жалоба на притеснения курайшитов ..................................................................... 214 Хутба 218 Упоминание о тех, кто направляется в Басру, чтобы сразиться с ним (А) — да будет над ним мир ............................................................................................... 215 Хутба 219 Произнесена, когда Повелитель Верующих — да будет над ним мир — проходил мимо тел Талхи бин Абдаллаха и Абдуррахмана бин Аттаба бин Асида, которые были убиты в день «Верблюжьей битвы» ........................... 215 Хутба 220 Описание следующего по пути к Аллаху — Преславен Он ................................. 215 Хутба 221 Сказал он (А) после прочтения стиха: «Обуяла вас страсть к приумножению, покуда могилы вы не узрели» (Коран 102:1–2) ....................... 216 Хутба 222 Произнесена после прочтения стиха: «Восхваляют Его утром и вечером люди, коих торговля их от поминания Аллаха не отвращает» (Коран 24:36–37) ...................................................................................................... 218 Хутба 223 Произнесена после прочтения стиха: «О человек, что ввело тебя в заблуждение о твоем Господе Щедрейшем?» (Коран 82:6) ............................. 219 Хутба 224 Об отстранении от притеснения ............................................................................. 221 Хутба 225 Молитва о благосостоянии ...................................................................................... 222 Хутба 226 Об отстранении от мира .......................................................................................... 222 374
Стр.374
Хутба 227 Его Светлость (А) обращается к Аллаху, чтобы Он наставил его (А) ................ 223 Хутба 228 В ней подразумевается некто из его (А) сподвижников ....................................... 223 Хутба 229 В ней описывается присяга Повелителя Верующих (А) при вступлении в должность халифа ..................................................................... 224 Хутба 230 О целях загробной жизни ........................................................................................ 224 Хутба 231 Произнесена в Зикаре по пути в Басру; упоминает о ней аль-Вакиди в книге «Аль-Джамал» ............................................................................................ 225 Хутба 232 Произнесена в адрес Абдаллаха бин Замаа по поводу того, что Абдаллах бин Замаа, будучи сподвижником Повелителя Верующих (А), явился к нему (А) в период его (А) халифата, требуя деньги .............................. 226 Хутба 233 Произнесена после того, как один из сподвижников Повелителя Верующих пытался произнести речь, но не сумел сделать этого подобающим образом, а речь была о достоинствах Людей Дома Пророка (С) и о бесчестье эпохи ........ 226 Хутба 234 Сообщает Зилиб аль-Йамами со слов Ахмада бин Кутайбы, а тот со слов Абдаллаха бин Йазида, а тот со слов Малика бин Дихйи: «Вот, были мы вместе с Повелителем Верующих — да будет над ним мир, — когда было упомянуто о различиях между людьми, и он (А) сказал» ........................................................................................................ 226 Хутба 235 Произнесена, когда он (А) был занят омовением тела Пророка — да благословит его Аллах и род его — и его (С) последним приготовлением ......... 227 Хутба 236 Здесь приводится воспоминание о том, что произошло с Повелителем Верующих — да будет над ним мир — после хиджры Пророка — да благословит Аллах его и его род — и до их (С) воссоединения ..................... 227 Хутба 237 О стремлении действовать ...................................................................................... 228 Хутба 238 О двух арбитрах и недостатках людей аш-Шама .................................................. 228 Хутба 239 Упоминание о роде Мухаммада — да благословит Аллах его и его род ............ 229 Хутба 240 Адресована Абдаллаху бин Аббасу; однажды явился он к Повелителю Верующих (А) с письмом от Усмана. Усман находился в окружении и просил Повелителя Верующих (А) уйти в свое поместье в Йанбу, для того чтобы утихли страсти вокруг спора о халифате; раньше Усман уже обращался с этой просьбой, и ответил ему он (А) — да будет над ним мир ....................................... 229 375
Стр.375
Хутба 241 Призыв к джихаду .................................................................................................... 229 ПИСЬМА 1. Письмо Адресовано жителям Куфы и написано Его Светлостью (А) во время перехода из Медины в Басру ................................................................... 230 2. Письмо Адресовано им же, после победы над Басрой ....................................................... 230 3. Письмо Адресовано судье Шурайху ибн аль-Харису. Сообщается, что Шурайх ибн аль-Харис, занимая должность судьи Повелителя Верующих — да будет над ним мир, — приобрел дом за 80 динаров. Когда сведения об этом достигли Его Светлости (А), он (А) призвал к себе Шурайха и сказал ............................... 231 4. Письмо Адресовано некоторым командирам его (А) армии .............................................. 232 5. Письмо Адресовано аш-Асу бин Кайсу, наместнику Азербайджана ................................ 232 6. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 232 7. Письмо Адресовано ему же .................................................................................................. 233 8. Письмо Адресовано Джариру бин Абдалле аль-Баджали, которого Его Светлость (А) послал к Муавии ....................................................................... 233 9. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 233 10. Письмо Адресовано ему же .................................................................................................. 234 11. Заповедь Посредством ее Его Светлость (А) напутствовал свою армию ........................... 235 12. Заповедь Посредством ее Его Светлость (А) наставлял Макиля бин Кайса ар-Рияхи, когда направил того в Сирию во главе трехтысячного передового отряда ........ 236 13. Письмо Адресовано двум командирам его (А) армии ........................................................ 236 14. Заповедь Наставление армии перед сражением в Сиффине ................................................. 236 15. Молитва Он — да будет над ним мир — произносил ее, когда встречался с врагом в сражении ................................................................................................. 237 16. Заповедь Наставление сподвижникам перед началом войны .............................................. 237 376
Стр.376
17. Письмо Адресовано Муавии в ответ на его письмо ........................................................... 237 18. Письмо Адресовано Абдаллаху бин Аббасу, наместнику Басры ...................................... 238 19. Письмо Адресовано одному из его (А) наместников .......................................................... 239 20. Письмо Адресовано Зияду, сыну своего отца, заместителю наместника Басры Абдаллаха бин Аббаса, в то время, как Абдаллах был назначен Его Светлостью (А) наместником также и над окрестностями Ахваза, Фарса, Кермана и проч. ........................................................................................... 239 21. Письмо Также адресовано Зияду .......................................................................................... 239 22. Письмо Адресовано Абдаллаху бин Аббасу — да будет милостив к нему Всевышний Аллах, — который, бывало, говорил: «Не получал я столько пользы даже от речей Посланника Аллаха — да благословит Аллах его и его род — как от этих речей!» ................................. 240 23. Завещание Произнесено незадолго до мученической смерти как завещание, когда его (А) ударил мечом Ибн Мульджам — да проклянет его Аллах ........................................................................................... 240 24. Завещание Написано для распорядителя его (А) имуществом, по возвращении из Сиффина .................................................................................. 241 25. Заповедь Его Светлость (А) писал ее для тех, кого назначал он распорядителями благотворительных средств (садака). Как сказал Сайид ар-Рази: «Мы привели здесь отдельные ее части, дабы было известно, что он — да будет над ним мир — устанавливал истину и являл примеры справедливости равно в большом и малом, в общем и частном» .............................................................. 242 26. Заповедь Адресована одному из наместников Его Светлости (А), посланному собирать подати .................................................................................. 243 27. Заповедь Адресована Мухаммаду Абу Бакру — да будет доволен им Аллах, — когда он (А) назначил его правителем Египта ...................................................... 244 28. Письмо Написано как ответ на письмо Муавии; как сказал Сайид ар-Рази, это — один из наилучших образцов переписки .................................................... 245 29. Письмо Адресовано жителям Басры .................................................................................... 248 30. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 248 377
Стр.377
31. Заповедь Адресована Хасану бин Али — да будет мир над ними обоими, — написана в лагере Хадирин при выступлении из Сиффина ................................. 249 32. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 258 33. Письмо Адресовано Кусаму бин аль-Аббасу, назначенному им (А) правителем Мекки ................................................................................................... 258 34. Письмо Адресовано Мухаммаду бин Аби Бакру. Али (А) стало известно о том, что Мухаммад (С) разгневался из-за того, что Али (А) заменил его Маликом аль-Аштаром на посту правителя Египта (а тот по пути скончался) ........................................................................................ 259 35. Письмо Адресовано Абдаллаху бин аль-Аббасу и написано после убийства Мухаммада бин Аби Бакра ...................................................................................... 259 36. Письмо Ответ Али (А) на письмо его брата Акиля бин Аби Талиба, в котором упоминается об армии, направленной Повелителем Верующих (А) сражаться с врагом .................................................. 260 37. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 261 38. Письмо Адресовано жителям Египта, когда Али (А) назначал аль-Аштара наместником ........................................................................ 261 39. Письмо Адресовано Амру бин аль-Асу ............................................................................... 261 40. Письмо Адресовано одному из наместников ...................................................................... 262 41. Письмо Адресовано одному из наместников ...................................................................... 262 42. Письмо Адресовано Умару бин Аби Салама аль-Макзуми, который был поставлен Повелителем Верующих (А) правителем Бахрейна, но потом смещен и заменен ан-Нуманом бин Аджланом аз-Зураки ................................................................... 263 43. Письмо Адресовано Маскале бин Хубайре Аш-Шайбани, наместнику Ардашир Хурры (Иран) ...................................................................... 264 44. Письмо Адресовано Зияду бин Абихи, когда достигло Его Светлости (А) известие о том, что Муавия написал письмо Зияду, желая обманом заполучить его в союзники и приписав ему кровное родство с собой .......................................................................................... 264 378
Стр.378
45. Письмо Адресовано Усману Ибн Хунайфу аль-Ансари, который был наместником Его Светлости (А) в Басре, и написано тогда, когда он (А) узнал, что люди пригласили Усмана на гулянье и он пришел .............................................................................................................. 265 46. Письмо Адресовано одному из наместников ...................................................................... 267 47. Заповедь Адресована Хасану и Хусейну — да будет мир над ними обоими — после того как получил он (А) удар от Ибн Мульджама — да проклянет его Аллах ........................................................................................... 268 48. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 269 49. Письмо Также адресовано Муавии ...................................................................................... 269 50. Письмо Адресовано армейским командирам ...................................................................... 269 51. Письмо Адресовано сборщикам налогов ............................................................................. 270 52. Письмо Адресовано правителям разных городов и объясняет значение молитвы .......... 271 53. Письмо Адресовано Малику аль-Аштару ан-Нахаи, когда Его Светлость (А) поставил его над Египтом и окрестностями, сместив прежнего правителя, Мухаммада бин Аби Бакра; это письмо является самым длинным и содержащим наибольшее количество примечательных мест ..................................................... 271 54. Письмо Адресовано Талхе и Зубайру (направлено через Имрана ибн аль-Хусейна альХузаи). Абу Джафар аль-Искафи упоминает это письмо в своей книге «Аль-Макамат» в связи с выдающимися качествами Повелителя Верующих (да будет над ним мир!) ........................................................................................... 284 55. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 284 56. Заповедь Его Светлость (А) напутствовал ею Шариха бин Хани (аль-Мазхиджи), когда поставил его во главе войска, выступающего в аш-Шам ........................................................................................ 285 57. Письмо Адресовано жителям Куфы и написано во время перехода из Медины в Басру ................................................................................................... 285 58. Письмо Его Светлость (А) написал его жителям различных земель, повествуя о том, что произошло между ним и людьми из Сиффина .................. 285 59. Письмо Адресовано аль-Асваду бин Кутбе, правителю Хулвана ..................................... 286 379
Стр.379
60. Письмо Адресовано наместникам, через области которых проходила армия .................. 286 61. Письмо Адресовано Кумайлю бин Зияду ан-Нахаи, правителю Хита, и выражает недовольство его неспособностью удержать вражеское войско от грабежей ......... 287 62. Письмо Адресовано жителям Египта и отправлено с Маликом аль-Аштаром, когда того поставили управлять ими ..................................................................... 287 63. Письмо Адресовано Абу Мусе (Абдаллаху бин Кайсу) аль-Ашари, правителю Куфы, когда до Его Светлости (А) дошли сведения, что тот отговаривал людей от участия в «Верблюжьей битве», когда Повелитель Верующих (А) призвал их сражаться вместе с ним ............... 288 64. Письмо Адресовано Муавии, ответное ................................................................................ 289 65. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 290 66. Письмо Адресовано Абдаллаху ибн аль-Аббасу (ранее это письмо уже приводилось в несколько ином виде) .............................. 291 67. Письмо Адресовано Кусаму ибн аль-Аббасу, правителю Мекки ...................................... 291 68. Письмо Адресовано Салману аль-Фарси и написано до вступления Его Светлости (А) в должность халифа ................................................................. 291 69. Письмо Адресовано аль-Харису (ибн Абдаллаху аль-Авару) аль-Хамдани ..................... 292 70. Письмо Адресовано Сахлю бин Хунайфе аль-Ансари, наместнику Медины, и посвящено некоторым жителям Медины, присоединившимся к Муавии ................................................................................................................... 293 71. Письмо Адресовано аль-Мунзиру бин аль-Джаруду аль-Абди, который в некоторых делах не оправдал оказанного ему доверия ..................................... 293 72. Письмо Адресовано Абдаллаху бин аль-Аббасу ................................................................ 294 73. Письмо Адресовано Муавии ................................................................................................. 294 74. Документ [Это договор] между племенами Рабиа и Йеменом; написан рукою Хишама бин аль-Калби ................................................................. 295 75. Письмо Адресовано Муавии; написано сразу после того, как была принесена присяга Повелителю Верующих; упоминает о нем аль-Вакиди в книге «Аль-Джамал» .............................................................. 295 380
Стр.380
76. Заповедь Дана Абдаллаху бин аль-Аббасу во время назначения его правителем Басры .............................................................................................. 295 77. Заповедь Дана Абдаллаху бин аль-Аббасу, когда он был направлен к хариджитам .................................................................. 296 78. Письмо Адресовано Абу Мусе аль-Ашари в ответ на его письмо о двоевластии; Саид бин Йахйа аль-Умави упоминает его в своей книге «Аль-Магази» ........... 296 79. Письмо Написано по вступлении в должность халифа и адресовано боевым командирам .......................................................................... 296 МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ....................................................................................... 297 381
Стр.381