Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПережигина Н. В.
АвторыСолондаев В. К., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц112
ID200123
АннотацияМатериал изложен по принципу актуализации межпредметных связен в аспекте целостного подхода к развитию ребенка. Пособие составлено на основе материалов авторских популяционных нейропсихологических исследований и длительной практики консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов специальности Психология
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология», «Детская нейропсихология», блоки ОПД и СД), очной формы обучения. Представляет интерес также для практических психологов.
ISBN978-5-8397-0472-5
УДК159.9
ББКЮ98я73
Пережигина, Н. В. Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития : учеб. пособие / В. К. Солондаев; Яросл. гос. ун-т; Н. В. Пережигина .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 112 с. — ISBN 5-8397-0472-5 .— ISBN 978-5-8397-0472-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/200123 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.В. Пережигина, В.К. Солондаев Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2006 1 УДК 159.9 ББК Ю 98я73 П 27 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> В.А. Урываев, кандидат психологических наук; кафедра педагогики и психологии с курсом ФПК(п) Ярославской государственной медицинской академии П 27 Пережигина, Н.В. Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития: учеб. пособие / Н.В. Пережигина, <...> Пособие составлено на основе материалов авторских популяционных нейропсихологических исследований и длительной практики консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии. <...> Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология», «Детская нейропсихология», блоки ОПД и СД), очной формы обучения. <...> Общая характеристика специальной психологии Исторически специальная психология складывалась как прикладная дисциплина, занимающаяся вопросами развития детей с различными расстройствами (детский церебральный паралич, расстройства зрения, слуха, речи, психические расстройства). <...> Е.Л. Гончарова (2002) определяет специальную психологию как область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых в особых формах психологического сопровождения и реабилитации средствами образования. <...> Именно в связи с этим положением становится понятным значение четких представлений о норме психического развития. <...> Однако вопросы нормы развития настолько объемны, что требуют отдельного изложения. <...> У любого ребенка освоение общечеловеческого опыта осуществляется средствами образования. <...> Взрослый не может <...>
Проблемы_нормы_и_патологии_психического_и_моторного_развития.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Н.В. Пережигина, В.К. Солондаев Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2006 1
Стр.1
УДК 159.9 ББК Ю 98я73 П 27 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензенты: В.А. Урываев, кандидат психологических наук; кафедра педагогики и психологии с курсом ФПК(п) Ярославской государственной медицинской академии Пережигина, Н.В. Проблемы нормы и патологии психичеП 27 ского и моторного развития: учеб. пособие / Н.В. Пережигина, В.К. Солондаев ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 111 с. ISBN 5-8397-0472-5 Материал изложен по принципу актуализации межпредметных связей в аспекте целостного подхода к развитию ребенка. Пособие составлено на основе материалов авторских популяционных нейропсихологических исследований и длительной практики консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология», «Детская нейропсихология», блоки ОПД и СД), очной формы обучения. Представляет интерес также для практических психологов. УДК 159.9 ББК Ю 98я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2006 ISBN 5-8397-0472-5 2 © Н.В. Пережигина, В.К. Солондаев, 2006
Стр.2
Часть I. Специальная психология Глава 1. Общая характеристика специальной психологии Исторически специальная психология складывалась как прикладная дисциплина, занимающаяся вопросами развития детей с различными расстройствами (детский церебральный паралич, расстройства зрения, слуха, речи, психические расстройства). Можно сказать, что специальная психология находится на стыке медицины, дефектологии (специальной педагогики), возрастной и педагогической психологии, психологии развития, нейропсихологии (И.М. Бгажнокова, М.С. Певзнер, М.И. Земцова, С.Д. Забрамная и др.). Но такое определение не слишком хорошо работает в практике, оно не позволяет четко отделить предметную область специальной психологии от области, например, педагогической психологии. Мы рассмотрим некоторые подходы к определению специальной психологии, чтобы более отчетливо обозначить границы этой только становящейся отрасли психологии. Е.Л. Гончарова (2002) определяет специальную психологию как область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых в особых формах психологического сопровождения и реабилитации средствами образования. Хотя определение специальной психологии через психологию развития не кажется авторам наилучшим решением, такое определение достаточно корректно, поскольку подчеркивает наличие собственного предмета специальной психологии, отличного от предмета специальной педагогики. Но связь специальной психологии и специальной педагогики наиболее ярко проявляется именно в практике образования. Поэтому нам важно раскрыть одно из центральных понятий специальной педагогики – «реабилитация средствами образования». Дети с нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психоло3
Стр.3
Оглавление Часть I. Специальная психология................................................. 3 Глава 1. Общая характеристика специальной психологии ....... 3 Глава 2. Выявление отклонений в психическом развитии ....... 13 Глава 3. Закономерности развития в неблагоприятных условиях .............................................................................. 15 3.1. Общие закономерности развития ...................................... 16 3.2. Особенности развития при дизонтогенезе ........................ 19 Глава 4. Организация психиатрической помощи ...................... 37 Глава 5. Психические расстройства у детей ............................ 43 Литература по специальной психологии ................................... 52 Часть II. Нейропсихология моторного развития .................... 55 Глава 1. Накопление незрелости в развитии моторных функций в детском возрасте как системная проблема .................................................. 55 1.1. Исследование (1992 г.) готовности к обучению в школе детей 1985 года рождения ............................... 57 1.2. Особенности моторного статуса детей 1983 – 1989 годов рождения по данным нейропсихологических исследований в детском саду ................................................................ 62 1.3. Нейропсихологические исследования моторного статуса младших школьников 1995 – 1997 годов рождения .......................................... 63 Глава 2. Проблемы системного подхода к анализу нарушений моторного развития ........................................................ 66 2.1. Постановка проблемы факторов ........................................ 66 2.2. Закон строгой комплементарности биологического и социального факторов в общем развитии человека. Роль периодов сензитивности в интеграции факторов развития .......................................................... 68 109
Стр.109
2.3. Что такое сензитивный период с точки зрения нормативности взаимодействия факторов ................... 75 2.4. Уровни построения движений как этапы формирования моторики ............................................... 80 2.5. Принципиальные и необходимые положения в подходе к диагностике и построению коррекции дефицитов развития высших психических функций в онтогенезе .......................................................................................... 89 2.6. Фактор воспитания и его отражение в народных традициях ........................................................................ 94 Глава 3. Описание моторного развития детей старшего дошкольного возраста с примерным подбором развивающих двигательных игр ...................................... 96 3.1. Характеристика моторного развития детей подготовительной к школе группы детского сада ...... 96 3.2. Примерный план развивающих двигательных игр с детьми раннего возраста в порядке предпочтительного обращения к ним ........................ 100 3.3. Примерный план игр, развивающих вариативность и семантику движения (включение одного и того же движения в различный контекст или ситуацию), цепочки связей различных движений между собой . 103 Литература по нейропсихологии моторного развития ........ 107 110
Стр.110

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ