Д.Ф. Полознев
Основные направления
музейной деятельности
(Раздел «Основы менеджмента и маркетинга в музейном деле»)
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2006
УДК 069.6
ББК Ч771я73
П 52
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова
П 52
Полознев, Д.Ф. Основные направления музейной деятельности: метод. указания / Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. <...> Методические указания описывают общие подходы к управленческой деятельности, отмечают особенности менеджмента в некоммерческом секторе и в музейном деле. <...> Приводятся конкретные примеры опыта
из отечественной и зарубежной практики, приемы, методы и техники музейного менеджмента и маркетинга. <...> УДК 069.6
ББК Ч771я73
© Ярославский государственный
университет, 2006
© Д.Ф. Полознев, 2006
2
Тема 1
Определение целей, задач и методов работы
в курсе музейного менеджмента и маркетинга
Кто может – делает. <...> Курс обучает будущих музейных специалистов знаниям и навыкам менеджеров социокультурной сферы; базируется на отечественном и зарубежном опыте общего менеджмента, менеджмента в
сфере культуры и музейного менеджмента. <...> Опыт преподавания показывает, что студенты слабо владеют
методами научно-исследовательской работы, что существует разрыв в представлениях студентов о том, что научная работа (диплом) строится по тем же правилам, что социокультурное проектирование (управленческое планирование). <...> Приоритетом в рамках курса является помощь студентам в овладении методами и инструментами социокультурного проектирования для их текущей научной работы и будущей профессиональной деятельности. <...> Ключевым приемом и главным средством достижения целей
современного менеджмента является проектирование будущего:
товаров, услуг, продуктов, технологий, социальной среды. <...> Предметом
культурного менеджмента являются ценности и ценностные ориентации <...>
Основные_направления_музейной_деятельности_(раздел_Основы_менеджмента_и_маркетинга_в_музейном_деле).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Д.Ф. Полознев
Основные направления
музейной деятельности
(Раздел «Основы менеджмента и маркетинга в музейном деле»)
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 069.6
ББК Ч771я73
П 52
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Полознев, Д.Ф. Основные направления музейной деятельноП
52
сти: метод. указания / Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль:
ЯрГУ, 2006. – 75 с.
Методические указания описывают общие подходы к управленческой
деятельности, отмечают особенности менеджмента в некоммерческом
секторе и в музейном деле. Дают представление о понятийном
аппарате, объясняют используемые термины, показывают
последовательность этапов и действий по разработке и реализации
управленческих решений. Приводятся конкретные примеры опыта
из отечественной и зарубежной практики, приемы, методы и техники
музейного менеджмента и маркетинга.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
031502 Музеология (дисциплина "Основные направления и формы
музейной деятельности", блок ОПД), очной формы обучения.
УДК 069.6
ББК Ч771я73
© Ярославский государственный
университет, 2006
© Д.Ф. Полознев, 2006
2
Стр.2
Содержание
Тема 1. Определение целей, задач и методов работы в курсе
музейного менеджмента и маркетинга ............................................... 3
Тема 2. Опыт и результаты развития музейного дела к рубежу
XX – XXI веков. Предмет музейной деятельности: знаки
и символы. Модели музея. Место и роль музея
в современной социокультурной ситуации ....................................... 8
Тема 3. Понятийный аппарат современного менеджмента.
Функции, уровни, типы и стили руководства ................................ 11
Тема 4. Понятийный аппарат современного менеджмента.
Социокультурные основы менеджмента. Общественные
ценности как основание и предмет менеджмента.
Национальные модели менеджмента ................................................ 15
Тема 5. Структура музейного менеджмента. Понятие миссии музея ....... 17
Тема 6. Механизмы анализа и оценки социокультурной ситуации.
ПЭСТ– и СВОТ-анализ. Стратегия развития, перспективное
и текущее планирование. Эффективность и результативность
деятельности .......................................................................................... 20
Тема 7. Нормативная база деятельности музея............................................ 25
Тема 8. Организационная структура и штаты музея.
Управление персоналом. Корпоративные ценности.
Мотивация деятельности .................................................................... 28
Тема 9. Понятие ресурсной базы. Бюджет музея. Многоканальное
финансирование. Понятие о фандрейзинге и спонсоринге ......... 31
Тема 10. Проектная деятельность в музейном деле ..................................... 33
Тема 11. Музейный маркетинг ......................................................................... 35
Тема 12. PR-сопровождение музейных программ. Реклама музея ............ 37
Приложения ......................................................................................................... 41
74
Стр.74
Д.Ф. Полознев
Основные направления
музейной деятельности
(Раздел «Основы менеджмента
и маркетинга в музейном деле»)
77
Стр.77