Н а у ч н ы й ж у р н а л
Орловского государственного
технического университета
Выходит четыре раза в год
№4/20 (551) 2008
(октябрь-декабрь)
Редакционный совет:
Голенков В.А., председатель
Радченко С.Ю., зам. председателя
Борзенков М.И.
Колчунов В.И.
Попова Л.В.
Степанов Ю.С.
Главный редактор серии:
Колчунов В.И.
Заместители
главного редактора серии:
Гончаров Ю.И., д.т.н.
Колесникова Т.Н., д. арх.
Коробко В.И., д.т.н.
Данилевич Д.В., к.т.н.
Редколлегия:
Бондаренко В.М., акад. РААСН, д.т.н.
Зорин В.А., д.т.н.
Карпенко Н.И., акад. РААСН, д.т.н.
Коробко А.В., д.т.н.
Король Е.А., чл.-корр. РААСН, д.т.н.
Меркулов С.И., д.т.н.
Новиков А.Н., д.т.н.
Ольков Я.И., акад. РААСН, д.т.н.
Римшин В.И., чл.-корр. РААСН, д.т.н.
Серпик И.Н., д.т.н.
Турков А.В., к.т.н.
Федоров В.С., чл.-корр. РААСН, д.т.н.
Чернышов Е.М., акад. РААСН, д.т.н.
Ответственный за выпуск:
Никулин А.И., к.т.н.
Адрес редколлегии серии:
302020, Россия, г. Орел,
Наугорское шоссе, 29.
Редколлегия журнала
«Известия ОрелГТУ» Серия
«Строительство. Транспорт».
Тел./факс: 8 (4862) 41-98-05;
www.ostu.ru
E-mail: antc@ostu.ru
Зарегистрировано в Министерстве
РФ по делам печати, телерадиовещания
и средств массовой информации.
Свидетельство: ПИ № 7715496
от 20 мая 2003 г.
Подписной индекс 86294 по объединенному
каталогу «Пресса России»
© ОрелГТУ, 2008
Научный журнал «Известия ОрелГТУ». Серия «Строительство. Транспорт» входит в перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней
кандидата и доктора технических наук.
ИЗВЕСТИЯ ОрелГТУ
Серия «Строительство. Транспорт»
Содержание
Теория инженерных сооружений.
Строительные конструкции
Горшенин В.П. Методика обоснования проектного решения системы централизованного
теплоснабжения (СЦТ).................................................................................. 2
Колчунов Вл.И., Сафонов А.Г. Построение расчета железобетонных конструкций
на кручение с изгибом.....................................................................................................
7
Леденёв В.В., Струлёв В.М., Азама Нилас. Осадка и несущая способность
песчаного основания рамных фундаментов.............................................................. 14
Меркулов С.И., Дворников В.М., Татаренков А.И. Расчет усиленных внецентренно
сжатых железобетонных конструкций с учетом специфических особенностей
их работы........................................................................................................................... 18
Поветкин С.В. Циклическая долговечность сортовой клееной древесины при
изгибе.................................................................................................................................. 24
Скляднев А.И., Рогатовских Т.М. Совершенствование метода расчёта сжатоизогнутых
перфорированных стержней с учётом пластических свойств стали. 28
Сливец К.В. Экспериментальные и теоретические исследования работы гибкой
подпорной стенки............................................................................................................. 32
Струлёв В.М., Черкашин А.Б. Несущая способность и осадка моделей фундаментов
на армированном основании......................................................................................... 39
Трещев А.А., Корнеев А.В. Модель деформирования титановых сплавов в
процессе насыщения водородом.................................................................................. 42
Турков А.В. Оценка степени податливости заделки балок по результатам
динамических испытаний............................................................................................... 46
Черныш А.С., Калачук Т.Г., Ашихмин П.С. Исследование работы сваи-инъектора
в армированном геомассиве.......................................................................................... 49
Безопасность зданий и сооружений
Кодыш Э.Н. Сохранение работоспособности каркасных многоэтажных зданий
при запроектных воздействиях..................................................................................... 54
Тур В.В., Марковский Д.М. Планирование количества испытаний при оценке
надежности железобетонных конструкций................................................................. 57
Архитектура и градостроительство
Михайленко Т.Г. О безопасности типовой застройки Курска начала XIX века...... 66
Строительные технологии и материалы
Ерофеев В.Т., Леснов В.В., Асташов М.А. Дисперсно-армированные каркасные
бетоны............................................................................................................................... 70
Кольцов П.М., Киселева О.А. О технологическом режиме модификации ламината.. 75
Автомобили, строительные машины,
сервис и ремонт
Анисимов П.В., Мевлидинов З.А., Егорин А.В. Особенности водного режима
земляного полотна автомобильных дорог на деформированных участках
дорожных одежд............................................................................................................. 78
Углова Е.В., Николенко Д.А., Конорев А.С. Методика оценки динамических
перегрузок......................................................................................................................... 82
Стр.1
Известия ОрелГТУ. Серия «Строительство. Транспорт»
ТЕОРИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
УДК 697.34: 697.4.003.1
В.П. ГОРШЕНИН
МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО
РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ (СЦТ)
Показано, что процедура обоснования проектного решения СЦТ по своей сути сводится
к анализу его экономической и энергетической эффективности. Предложена совокупность
операций, позволяющая обосновать проектное решение СЦТ. Проанализированы показатели
для оценки экономической и энергетической эффективности проектного решения СЦТ
и ее отдельных элементов.
Задача обоснования проектного решения системы централизованного теплоснабжения
(СЦТ) рассматривается нами как задача системного анализа и решается в рамках системного
подхода [1]. В рамках данного подхода СЦТ рассматривается в виде системы, состоящей из
двух основных циркуляционных колец и совокупности сопутствующих и промежуточных
циркуляционных колец.
Первое основное циркуляционное кольцо представляет собой совокупность газоходов
котельной установки и замыкается на окружающую среду. Второе основное циркуляционное
кольцо представляет собой расчетный контур тепловой сети.
Сопутствующие циркуляционные кольца представляют собой расчетный контур систем
отопления, подсоединенных к тепловой сети по независимой схеме (через теплообменник).
Промежуточные (рядовые) циркуляционные кольца выделяются в рамках второго основного
кольца, и в них замыкающими элементами являются зависимо подсоединенные системы
отопления и теплообменники независимо подсоединенных систем отопления.
Обоснование проектного решения СЦТ проводится в рамках анализа его энергетической
и экономической эффективности.
Повышение энергетической эффективности отдельных элементов СЦТ (котлов, тепловой
сети, теплообменников, систем водяного отопления, зданий) направлено на снижение потребления
и потерь ими энергетических ресурсов: топлива, тепловой и электрической энергии.
Снижение расхода энергетических ресурсов в СЦТ осуществляется за счет увеличения
уровня теплозащиты зданий и теплопроводов тепловой сети, уменьшения конечного значения
температуры и значения скорости движения теплоносителей и сопровождается ростом затрат
материальных ресурсов (строительных и теплоизоляционных материалов, металла).
Минимизация суммарных затрат энергетических и материальных ресурсов на поддержание
требуемого теплового состояния внутренней среды зданий и сооружений обеспечивается
в рамках метода технико-экономической оптимизации путем решения соответствующих
частных оптимизационных задач [2-5]. В результате решения этих задач определяются
оптимальные значения сопротивлений теплопередачи Roi непрозрачных участков наружных
ограждений зданий и слоя изоляции теплопроводов тепловой сети, а также оптимальные
значения перепада энтальпии Ik и скорости движения k теплоносителей в циркуляционных
кольцах системы теплоснабжения (k – номер циркуляционного кольца). Оптимизация
мощности СЦТ обеспечивает экономически целесообразные размеры тепловой сети,
что позволяет улучшить условия ее эксплуатации и качество ее ремонтов.
Поэтому оценка экономической эффективности проектного решения СЦТ должна
проводиться при условии, что оно является оптимальным.
Обоснование проектного решения СЦТ осуществляется в четыре этапа:
2
Известия ОрелГТУ №4/20 (551) 2008 (октябрь-декабрь)
Стр.2