МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Cоликамский государственный педагогический институт»
Кафедра медико-биологических дисциплин и физического воспитания <...> Н. Ю. Сугробова
Тетрадь для практических работ
по ботанике с основами экологии
растений
Учебно-методическое пособие
Соликамск
СГПИ
2012
1
Практическая работа №1
УДК 58
ББК 28.5я73
С 89
Тема: «Микроскоп. <...> Растительная клетка»
Рецензенты:
Чугайнова Л. В., доцент кафедры медико-биологических дисциплин и физического воспитания, кандидат биологических наук;
Нарыкова Г. В., доцент кафедры теории и истории педагогики,
кандидат педагогических наук
Задание 1. <...> С 89 Сугробова, Н. Ю.
Тетрадь для практических работ по ботанике с основами
экологии растений [Текст]: учебно-методическое пособие / <...> © ФГБОУ ВПО «Cоликамский государственный
педагогический институт СГПИ», 2012. <...> 1) Изучите строение клетки эпидермиса сочной чешуи луковицы лука. <...> Ход работы:
и бритвой сделать через нее несколько поперечных срезов. <...> б) зарисовать крахмальные (простые, сложные, полусложные) и алейроновые зерна в клетке. <...> Клетки кожицы сочной чешуи лука
Задание 4. <...> Изготовьте временные препараты для обнаружения
крахмальных и белковых (алейроновых) зерен. <...> а) верхушку побега элодеи и отметьте конус нарастания
зачатки листьев; <...> На постоянном препарате поперечного среза многолетней
ветки липы найдите эпидерму, перидерму, паренхиму первичной коры, луб, камбий, древесину и сердцевину. <...> Практическая работа № 3
Тема: «Корень и корневые системы»
Задание 1. <...> Изучите метаморфозы корня: корнеплоды, корневые шишки (корнеклубни), воздушные корни,
втягивающие корни, столбовидные корни, досковидные
корни, ходульные корни, дыхательные корни, микоризу,
бактериальные клубеньки, гаустории. <...> Определите, какие корни (и их участки), а также
другие части растения принимают участие в образовании
метаморфоза. <...> Таблица 1
Метаморфозы корня <...>
Тетрадь_для_практических_работ_по_ботанике_с_основами_экологии_растений_.pdf
УДК 58
ББК 28.5ÿ73
С 89
Рецензенты:
Чугайнова Л. В., доцент кафедры медико-биологических дисциплин
и физического воспитания, кандидат биологических наук;
Нарыкова Г. В., доцент кафедры теории и истории педагогики,
кандидат педагогических наук
С 89 Сугробова, Í. Þ.
Тетрадь для практических работ по ботанике с основами
экологии растений [Текст]: учебно-методическое пособие /
Н. Ю. Сугробова; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт». – Соликамск: СГПИ, 2012.
– 104 ñ.
Тетрадь предназначена для студентов, обучающихся по направлению
«Педагогическое образование», профиль «Начальное
образование».
Тетрадь содержит разработку занятий по анатомии, морфологии,
систематике растений с учетом экологических особенностей.
Тетрадь дополняет знания студентов по теоретической части
курса, формирует практические навыки, навыки самостоятельной
работы.
Задание 2. Изучите методику изготовления временных
препаратов. Запишите в тетради методику изготовления
временных препаратов.
Задание 1. Познакомьтесь с устройством микроскопа
и правилами работы с ним. Запишите в тетрадь правила
работы с микроскопом.
Практическая работа ¹1
Тема: «Микроскоп. Растительная клетка»
© Í.Þ. Сугробова, 2012.
© ФГБОУ ВПО «Cîëèêàìñêèé государственный
педагогический институт СГПИ», 2012.
2
3
Стр.2
Содержание
Практическая работа №1
Тема: «Микроскоп. Растительная клетка»...............................3
Практическая работа № 2
Тема: «Растительные ткани»........................................................6
Практическая работа № 3
Тема: «Корень и корневые системы».........................................9
Практическая работа № 4
Тема: «Внешнее и внутреннее строение листьев»...............12
Практическая работа № 5
Тема: «Побег и его видоизменения»........................................17
Практическая работа №6
Тема «Водоросли».........................................................................22
Практическая работа № 7
Тема: «Грибы»................................................................................30
Практическая работа № 8
Тема: «Лишайники».....................................................................40
Практическая работа № 9
Тема: «Мхи»....................................................................................43
Практическая работа № 10
Тема: «Папоротники. Хвощи. Плауны»..................................46
Практическая работа № 11
Тема: «Голосеменные растения»...............................................53
Практическая работа № 12
Тема: «Систематика Покрытосеменных,
или Цветковых растений»............................................58
Список литературы.............................................................................62
Приложение №1. Цветы-«часы» (указатели времени) ..........63
Приложение №2. Определение погоды по поведению
некоторых животных и растений...............68
Приложение №3. Использование в питании
растительных ресурсов............................69
Приложение № 4. Несъедобные грибы.................................72
Приложение № 5. Ядовитые растения...................................74
Приложение № 6. Лекарственные растения........................81
Содержание.........................................................................................102
102
Для записей
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
103
Стр.52