Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Театрон

Театрон №1 2008 (290,00 руб.)

0   0
Страниц128
ID198139
АннотацияНаучный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства
Театрон : научный альманах .— Санкт-Петербург : Издательство СПбГАТИ, 2008 .— 2008 .— №1 .— 128 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/198139 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Начало профессиональной театральной школы: Школа актерского мастерства (ШАМ) и Курсы мастерства сценических постановок (Курмасцеп) ......................... 85 Аудиторный практикум Алфёрова Л. Д. <...> Как и место народных собраний, «Театрон» открыт не только для сотрудников академии, но и для всех, кто избрал полем своей деятельности театральную науку и театральную педагогику. <...> Но сам по себе театральный предмет, при всей его неоспоримой важности, критерием быть не может: он и предметом-то становится постольку, поскольку театр ему подражает. <...> Если и поскольку театр, при всем бесконечном разнообразии его форм, остается театром, для теории театральная эволюция должна выглядеть как прорастание сквозь века некоего единого зерна в сменяющих одна другую или соседствующих «моделях» спектакля, театральный генезис оборачивается генезисом театрального произведения, а части и структура театра вовсе не то, что части и структура спектакля. <...> Против такого смертельного оскорбления восстает в первую очередь театральный предмет, обладающий всеми атрибутами органичности (если, конечно, это понятие можно применять к истории). <...> Но синкретичность театрального предмета вовсе не гарантия синкретичности театрального произведения: спектакль подражает жизни не буквально. <...> Но если столь важные части спектакля так спокойно изымаются или не включаются вовсе, вправе ли мы толковать о сколько-нибудь серьезной связи между этими и другими частями театрального произведения? <...> Спектакль может обойтись без декораций; так называемый драматический спектакль (и не только он) может обойтись без шумов и музыки, но нигде и никогда никакой спектакль не может обойтись без трех сил — актера, его сценической роли, что бы она собою ни представляла, 5 Театрон [1•2008] и театральных зрителей. <...> Всякая иная локальная часть системы спектакля может наличествовать, а может и отсутствовать. <...> Инвариант системы спектакля включает в себя части пространственно-временные <...>
Театрон_№1_2008.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.124
Театрон_№1_2008.pdf
театрон Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства Научный альманах 2008 ¹1 Выходит два раза в год Редакционная коллегия и Экспертный совет: Барбой Þ. Ì. (председатель Экспертного совета) Барсова Ë. Ã. Богданов И. А. Галендеев В. Н. Гительман Л. И. Клитин Ñ. Ñ. Красовский Ю. М. Кулиш А. П. (главный редактор) Титова Ã. Â. Цимбалова С. И. (ответственный секретарь) Чепуров À. À. Шор Þ. Ì. Адрес редакции: 191028, Càíêò-Ïåòåðáóðã, Моховая óë., дом 34 E-mail: teatron@tart.spb.ru Редактор Е. В. Миненко Эскиз обложки, макет и компьютерная верстка À. Ì. Исаев При перепечатке ссылка на журнал обязательна. ISSN 19987099 © Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Стр.1
Содержание От редакции.......................................................................................................................3 Теория и методология Барбой Ю. М. Система и структура спектакля......................................................4 Историческая перспектива Таранова Е. П. Скромный псевдоним «А.» .......................................................... 17 Театральные системы Ульянова А. Б. Теоретические статьи и практические опыты Адольфа Аппиа: 1900–1904 ........................................ 25 Джурова Т. С. Театральность и реконструкция: два сезона «Старинного театра».............................................................................. 32 Театр и драматургия Пригожина Л. Г. На пути к «Тени»: Акимов и Шварц..................................... 44 Некрасова И. А. Французская католическая драма в XVII веке.................. 54 История спектакля Титова Г. В. «Фамиракифарэд» в Камерном театре: Таиров, Экстер, Анненский ...................................................................................... 66 Виды театра Йеринг Г., Марсо М. Всемирное искусство пантомимы: Диалог. Перевод с немецкого Е. В. Марковой ................................................... 74 Театральная педагогика Красовский Ю. М. Начало профессиональной театральной школы: Школа актерского мастерства (ШАМ) и Курсы мастерства сценических постановок (Курмасцеп) ......................... 85 Аудиторный практикум Алфёрова Л. Д. Речевой образ спектакля ............................................................. 97 Садовникова Л. А. Мазурка в бальной культуре XIX века. Методика преподавания .......................................................................................... 104 Мастера Баженова В. Г. О Владиславе Борисовиче Пази ............................................. 114 Авторы номера............................................................................................................. 124
Стр.2
От редакции Перед вами «Театрон» — первое пери одическое издание СанктПетербургской государственной академии театрального искусства. Впрочем, если быть точным, попытки создания регулярных сборников предпринимались и раньше. Обратимся к истории вопроса. Шестьдесят семь лет назад, в 1941 году, были выпущены «За писки Ленинградского театрального ин ститута», в предисловии к которым их ре дактор С. С. Мокульский замечал, что этим изданием вуз «начинает публикацию сво их научных трудов, отражающих многооб разную научнометодическую и научно исследовательскую работу, проводимую кафедрами». В военные и послевоенные годы выход «Записок» был прерван и про должился лишь на рубеже 1950–1960х го дов (два выпуска). В 1960–1970е годы вы ходила серия тематических сборников «Театр и драматургия», в следующее деся тилетие — «Сценическая педагогика» (1973, 1976 и 1988). И вновь — двадцати летняя пауза. Между тем потребность в из дании, которое не только объединяло бы деятельность всех кафедр, но и оператив но информировало о результатах этой де ятельности, стало бы пространством для обмена опытом, мнениями, идеями, назре ла давно. Тем более что профессорами и пре подавателями академии накоплен поисти не уникальный педагогический опыт, а их научный потенциал сегодня чрезвычайно высок. Достаточно сказать, что за послед ние пять лет их силами выпущено около ста монографий, учебников и учебных по собий, а в минувшем году они приняли участие почти в сорока международных и всероссийских научных и научнопрак тических конференциях. В первом выпуске альманаха поме щены работы признанных мэтров театро ведения и театральной педагогики, а так же недавних и сегодняшних аспирантов. Здесь соседствуют темы, связанные с те орией, историей отечественного и зару бежного театра, историей театральной критики. Статьи преподавателей практических кафедр знакомят с историей нашего учеб ного заведения, разрабатывают методичес кие принципы обучения сценической речи и танцу, отдают дань памяти ушедшим мастерам. Таким образом, в «Театроне» отраже но многообразие научных, педагогичес ких, творческих интересов преподавателей академии. Древнегреческое слово «театрон» (ÈÝáôñïõ) многозначное. Это и театр, как место представлений, народных собраний, и само зрелище, и зрители, а в словосоче таниях — поле деятельности, поприще. Как и место народных собраний, «Теат рон» открыт не только для сотрудников академии, но и для всех, кто избрал полем своей деятельности театральную науку и театральную педагогику. 3
Стр.3
Театрон [1•2008] Авторы номера АЛФЁРОВА Любовь Дмитриевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи СанктПетер бургской государственной академии театрального искусства. БАЖЕНОВА Виолетта Георгиевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматического театра СанктПе тербургской государственной академии театрального искусства. БАРБОЙ Юрий Михайлович — доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетер бургской государственной академии театрального искусства. ДЖУРОВА Татьяна Сергеевна — кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора театра Российского института истории искусств КРАСОВСКИЙ Юрий Михайлович — кандидат искусствоведения, профессор кафедры драматического театра Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства. МАРКОВА Елена Викторовна — кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства. НЕКРАСОВА Инна Анатольевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежного искусства СанктПе тербургской государственной академии театрального искусства. ПРИГОЖИНА Лариса Георгиевна — кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетер бургской государственной академии театрального искусства. САДОВНИКОВА Людмила Анатольевна — старший преподаватель кафедры пластического воспитания СанктПетербург ской государственной академии театрального искусства, балетмейстер Санкт Петербургской Детской филармонии. ТАРАНОВА Елена Павловна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского театра СанктПетербург ской государственной академии театрального искусства. ТИТОВА Галина Владимировна — доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетер бургской государственной академии театрального искусства. УЛЬЯНОВА Анна Борисовна — старший преподаватель кафедры иностранных языков СанктПетербургской государственной академии театрального искусства. 124
Стр.124