Техника и технология, № 6, 2010
Машиностроение и машиноведение
Машиноведение,
системы приводов и детали машин
Попов А.В., кандидат технических наук,
доцент Волгоградского государственного технического университета
ПЛАВНО РЕГУЛИРУЕМАЯ ТРАНСМИССИЯ
ДЛЯ МИНИ-ТРАКТОРА
Плавное регулирование передаточного отношения трансмиссии и оптимальный выбор
скоростного режима является эффективным направлением повышения производительности
машин и снижения эксплуатационных затрат. <...> В настоящее время бесступенчатые трансмиссии представлены, главным образом, сложными и дорогими приводами, что ограничивает их применение в маломощных машинах для
малых предприятий и фермерских хозяйств. <...> РФ № 2204750)
имеет в своей основе сферические механизмы 1 и 2, которые преобразуют равномерное движение ведущего вала 3 в регулируемое колебательное движение наружного кольца и цапфы <...> Колебания от двух преобразующих механизмов выпрямляются
механизмами свободного хода 5 и суммируются через зубчатую передачу 6 на пару ведомых
валов 7 с маховиками 8, расположенными перпендикулярно оси вращения ведущего вала 3
и раздающих вращающий момент по бортам машины. <...> Управлением механизмом регулировки 9, 10, 11 через винтовое устройство 12, осуществляется плавное изменение угла наклона сразу двух сферических механизмов, а, следовательно, и передаточного отношения трансмиссии. <...> Передаточная функция одинакова для каждого из преобразующих механизмов и определяется выражением:
θ = arctg(tg α · cos φ), <...> Чем меньше угол α, тем больше
передаточное отношение трансмиссии – плавно изменяя его (регулирующий механизм это
позволяет при вращении ведущего вала), увеличивают передаточное отношение и осуществляют бесступенчатое регулирование частоты вращения ведомых валов, вплоть до полной остановки (α = 0), т. е. реализуется режим муфты сцепления. <...> Дополнительное (постоянное) передаточное отношение трансмиссии осуществляется в зубчатых передачах. <...> 8
Техника и технология <...>
Техника_и_технология_№6_2010.pdf
Техника
и
технология
,
№
6,
201
0
Машиностроение и машиноведение
Машиноведение,
системы приводов и детали машин
Попов А.В., кандидат технических наук,
доцент Волгоградского государственного
технического университета
ПЛАВНО РЕГУЛИРУЕМАЯ ТРАНСМИССИЯ
ДЛЯ МИНИ-ТРАКТОРА
Плавное регулирование передаточного отношения трансмиссии и оптимальный выбор
скоростного режима является эффективным направлением повышения производительности
машин и снижения эксплуатационных затрат.
В настоящее время бесступенчатые трансмиссии представлены, главным образом, сложными
и дорогими приводами, что ограничивает их применение в маломощных машинах для
малых предприятий и фермерских хозяйств.
Разработанная механическая бесступенчатая трансмиссия (рис. 1) (пат. РФ № 2204750)
имеет в своей основе сферические механизмы 1 и 2, которые преобразуют равномерное движение
ведущего вала 3 в регулируемое колебательное движение наружного кольца и цапфы
4. По отношению друг к другу названные механизмы движутся в противофазе и приводятся
от одного ведущего вала 3. Колебания от двух преобразующих механизмов выпрямляются
механизмами свободного хода 5 и суммируются через зубчатую передачу 6 на пару ведомых
валов 7 с маховиками 8, расположенными перпендикулярно оси вращения ведущего вала 3
и раздающих вращающий момент по бортам машины.
Управлением механизмом регулировки 9, 10, 11 через винтовое устройство 12, осуществляется
плавное изменение угла наклона сразу двух сферических механизмов, а, следовательно,
и передаточного отношения трансмиссии.
Передаточная функция одинакова для каждого из преобразующих механизмов и определяется
выражением:
θ = arctg(tg α · cos φ),
(1)
где θ – угол поворота выходного звена (цапфы) преобразующего механизма; α – заданный
угол наклона внутреннего кольца (+α – для первого механизма, – α – для второго); φ –
угол поворота ведущего вала.
Как следует из выражения (1), линейные размеры не входят в передаточную функцию,
а, следовательно, не влияют на преобразование движения. Чем меньше угол α, тем больше
передаточное отношение трансмиссии – плавно изменяя его (регулирующий механизм это
позволяет при вращении ведущего вала), увеличивают передаточное отношение и осуществляют
бесступенчатое регулирование частоты вращения ведомых валов, вплоть до полной остановки
(α = 0), т. е. реализуется режим муфты сцепления. Дополнительное (постоянное) передаточное
отношение трансмиссии осуществляется в зубчатых передачах.
7
Стр.1