Современные гуманитарные исследования, № 3, 2011
Исторические науки и археология
Отечественная история
Васькин А.А.,1 член Союза писателей
Москвы
ПО ПУШКИНСКОЙ МОСКВЕ.
«В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я...»
(БОЛЬШОЙ ХАРИТОНЬЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК, ДОМ 21)
«Они жили теперь в порядочном деревянном доме,
Юсуповском, рядом с домом самого князя, большого
туза. Сергей Львович был доволен этим
соседством. Князь, впрочем, редко показывался
в Москве. Раз только летом видел Сергей Львович
его приезд, видел, как суетился камердинер, открывали
окна, несли вещи, и вслед за тем грузный человек
с толстыми губами и печальными нерусскими глазами,
не глядя по сторонам, прошел в свой дом. Потом
князь как-то раз заметил Надежду Осиповну и поклонился
ей широко, не то на азиатский, не то на
самый европейский манер. Вслед за тем он прислал
своего управителя сказать Пушкиным, что дети могут
гулять в саду, когда захотят. Князь был известный
женский любитель, и Надежде Осиповне было
приятно его внимание. Вскоре он уехал».
Юрий Тынянов. «Пушкин»
Дворец Юсуповых – старейшее на сегодняшний день московское здание, связанное
с жизнью Пушкина. Воснове дворца – палаты XVI–XVII вв. Существующее ныне строение
сформировалось в результате неоднократных реконструкций и перестроек из двух первоначально
самостоятельных корпусов – восточного со столовой палатой и западного.
Композиция этого интереснейшего памятника московского гражданского зодчества связана
с «хоромным» принципом построения. Обращает на себя внимание живописная группировка
отдельных разновеликих объемов, крытых порознь кровлями различной высоты
и формы, то заслоняющих друг друга, то открывающих новые завораживающие виды.
На второй этаж дворца ведет наружная лестница, что было характерным архитектурным
приемом XVI–XVIIвв. Это относится и к столовой палате – обязательному для подобных
зданий парадному помещению. Нетрудно уловить в ней элементы, восходящие к Грановитой
палате Московского Кремля. Высокий свод, освещенный с обеих сторон многочисленными
окнами, напоминает гигантский купол.
1 Васькин Александр Анатольевич – историк Москвы, писатель, журналист, лауреат Горьковской литературной
премии 2008 г. в номинации «По Руси» (краеведение). Автор книг «Спасти Пушкинскую
площадь», «Я не люблю московской жизни», или Что осталось от пушкинской Москвы»,
«ОтВолхонки до Знаменки», «От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа», «Монастыри Москвы»,
«Московский университет на Моховой» и других, а также более ста публикаций, исследований,
очерков на тему исторического прошлого российской столицы. Эта статья является началом
серии публикаций о пушкинской Москве.
8
Стр.1
Современные гуманитарные исследования, № 3, 2011
Реконструкция 1892 г. (арх. Н.В. Султанов) в дань существовавшей тогда моде стилизовала
здание «под старину», что заметно проявилось в пышном декоре, обильно покрывшем
стены, в узорчатой кровле с флюгерами, оконницах и других элементах. В конце XIX в. западный
корпус был надстроен третьим этажом (архитектор В.Д. Померанцев). Постройки
заднего двора относятся к 1895 г., стилизованная чугунная ограда – к 1913 г.
В результате реставрации, длившейся с начала 1980-хгг. по 2008 г., восстановлены уникальные
изразцовые печи начала XVIII в., стилизованные росписи, выполненные в конце
XIX в. по эскизам художника Ф.Г. Солнцева, воссозданы паркетные и каменные полы и некогда
полностью утраченные оконные витражи. Восстановлено и кровельное покрытие с декоративными
дымниками.
Первым известным по документам владельцем палат был богатый купец Чирьев, обосновавшийся
в Москве в 1670-х гг. Затем хозяевами палат последовательно являлись сподвижники
Петра I или вельможи, к ним приближенные: в начале XVIII в. палаты принадлежали
дипломату, вице-канцлеру П.П. Шафирову, отправленному впоследствии за казнокрадство
в ссылку. В 1723 г. конфискованные у Шафирова палаты перешли к графу П.А. Толстому,
управляющему Тайной канцелярией, вынесшей приговор сыну царя Петра Алексею.
Толстого, в свою очередь, также сослали – на Соловки, в 1727 г. А хозяином здесь стал
Алексей Волков, обер-секретарь Военной коллегии и ближайший помощник А.Д. Меншикова
– новоиспеченного генералиссимуса и фактического правителя России с 1725 по 1727 гг.
при малолетнем Петре II (вспоминаются пушкинские строки о Меншикове из «Полтавы»:
«Счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
Но распоряжался палатами Волков недолго – как только звезда Меншикова закатилась,
сгустились тучи и над обер-секретарем. И вот уже князь Григорий Юсупов челом бьет Петру
II, буквально выпрашивая себе волковские палаты. А Волкова в своем доносе-прошении
он называет «согласником» во всех «непорядочных и худых проступках князя Меншикова».
Прошение князя было удовлетворено. С 1727 г. Юсуповы владели палатами без малого два
века – до 1917 г.
При Советской власти во дворце Юсуповых располагался президиум Академии сельскохозяйственных
наук, здесь находился кабинет Николая Вавилова, а затем – Трофима Лысенко.
Потомок Григория Юсупова, дипломат, коллекционер и меценат, владелец усадьбы Архангельское
князь Николай Борисович Юсупов (1750–1831) остался в истории как влиятельнейший
вельможа при четырех царствованиях – от Екатерины II до Николая I. Юсупов часто
бывал за границей, при Екатерине II служил посланником в Сардинии, Неаполе, Венеции,
водил знакомство с Бомарше и Вольтером. А потому и собрание юсуповское наполнено было
в большинстве своем иноземными предметами искусства – редкими и дорогими книгами,
скульптурой, бесценными полотнами Рембрандта, Тьеполо, Ван-Дейка, Лоррена и других
мастеров (многое из этого потомки князя успели вывезти из России в 1917 г.). Неудивительно,
что среди многочисленных должностей Николая Борисовича было начальство над Эрмитажем
и Оружейной палатой.
В 1810 г. Юсупов прикупил у Голицыных подмосковное Архангельское, написав при
этом, что «Архангельское – не есть доходная деревня, а расходная, и для веселия, а не для
прибыли, то стараться в ранжереях, парниках, и грядках то заводить, что редко, и чтобы все
было лучше, нежели у других… фрукты держать для продажи, хотя мало прибыли, но из них
несколько сортов стараться иметь, чтобы щеголять и их показывать». Усадьба в Архангельском
со всеми ее садами превратилась при Юсупове в подлинное собрание шедевров многих
видов искусства.
Богатейший человек своего времени, Юсупов владел не только драгоценными предметами
искусства, но и тридцатью тысячами крепостных душ в двадцати трех губерниях. Годовой
доход его редко опускался ниже миллиона рублей. Имея такие барыши, Юсупов, тем не
9
Стр.2
Современные гуманитарные исследования, № 3, 2011
менее, сдавал свою недвижимость внаем. Просвещенность на равных уживалась в нем
с жадностью до денег. Сдавал он и дом в Большом Харитоньевском переулке.
Среди нанимателей была и семья Пушкиных, живших здесь с 24 ноября 1801 г. по
1 июня 1803 г. В то время здешнюю местность называли Огородной слободой, а эта часть
Большого Харитоньевского переулка была известна как Большая Хомутовка. Название слободе
дали дворцовые огороды и поселения живших при них в XVII в. огородников. Со второй
половины XVII в. на территории Огородной слободы селились по большей части купцы,
представители высшего духовенства, московской знати.
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали теперь.
Пушкин не раз мысленно обращался к детским годам, проведенным в Большом Харитоньевском
переулке. Ипроцитированные строки из седьмой главы «Евгения Онегина» –
яркое тому подтверждение. Татьяна Ларина была поселена автором именно «у Харитонья в
переулке», т.е. рядом с церковью св. Харитония, что и дала название переулку (построена
в 1654 г., снесена в 1935 г.).
Семья Пушкиных, поселившись здесь, состояла из пяти человек: глава семьи Сергей
Львович Пушкин (1770–1848), московский чиновник средней руки; его жена (с 1796 г.) Надежда
Осиповна, урожденная Ганнибал (1775–1836); дети – Ольга (1797–1868), Александр и
Николай (1801–1807).
Позже у Сергея и Надежды Пушкиных родилось еще пятеро детей. Из них выжил только
Лев (1805–1852), остальные же – сыновья Михаил (1811), Павел (1810), Платон (1817–1819)
и дочь Софья (1809) умерли в раннем возрасте.
В усадьбе Юсупова в начале XIX в. стояло три каменных дома, один из которых – средний
– и был арендован Сергеем Львовичем Пушкиным. В результате более поздних перестроек
дом стал частью одного большого здания. Сегодня это левое крыло дома № 21
(по другому мнению, Пушкины обретались в несохранившемся деревянном флигеле).
Юсуповский сад славился на всю Москву, усадебное садоводство на иноземный манер –
английский или французский – было в ту пору в большой моде. Маленький Саша Пушкин
проводил в саду князя большую часть времени.
«Сад был великолепный. У Юсупова была татарская страсть к плющу, прохладе и фонтанам
и любовь парижского жителя к правильным дорожкам, просекам и прудам. Из Венеции
и Неаполя, где он долго был посланником, он привез старые статуи с обвислыми задами
и почерневшими коленями. Будучи по-восточному скуп, он ничего не жалел для воображения.
Так в Москве, у Харитонья в Огородниках, возник этот сад, пространством более чем на
десятину.
Князь разрешал ходить по саду знакомым и людям, которым хотел выказать ласковость;
неохотно и редко допускал детей. Конечно, без людей сад был бы в большей сохранности, но
нет ничего печальнее для суеверного человека, чем пустынный сад. Знакомые князя, сами
того не зная, оживляли пейзаж. Пораженный Западом москвич шел по версальской лестнице,
о которой читал или слышал, и его московская походка менялась. Сторожевые статуи встречали
его. Он шел вперед и начинал, увлекаемый мерными аллеями, кружить особою стройною
походкой вокруг круглого пруда, настолько круглого, что даже самая вода казалась в
ней выпуклой, и, опустясь через час все той же походкой к себе в Огородники, он некоторое
время воображал себя прекрасным и только потом, заслышав: «Пироги! Пироги!» или по10
Стр.3