Вопросы филологических наук, № 2, 2012
Литературоведение
Русская литература
Дмитриева Е.В., аспирант Приамурского
государственного университета
им. Шолом-Алейхема
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ В ПОЭЗИИ И.А. ФАЙНФЕЛЬДА
Статья посвящена метафизической поэзии, составной частью которой является трансперсональный
опыт. В качестве образцов русской метафизической поэзии цитируются Ф.И. Тютчев, А.А. Блок,
О.Э. Мандельштам. Основой этой поэзии выступает признание и художественное воплощение идеи существования
иррационального начала, превосходящего человеческое «я» и, вместе с тем, тождественного
ему. По мнению автора статьи, творчество известного дальневосточного поэта И.А. Файнфельда
продолжает традиции метафизической поэзии.
Ключевые слова: метафизическое, метафизическая поэзия, трансперсональное, трансперсональный
опыт, русская поэзия, сознание, образ, мотив, традиция.
Трансперсональное – (англ. transpersonal) – термин, применяемый в трансперсональной
психологии для описания явлений, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной
души». Понятие употребляется для обозначения экспансии или расширения сознания
за пределы привычного «я» и за границы времени и пространства [12, с. 925].
Отметим, что трансперсональная психология ориентирована на «новое видение природы
человека» [11, с. 130]. Ее представители рассматривают данную область знания как новый
(для западной психологии) подход в решении проблемы человека, «в ракурсе которого возможно
осознание его природы во всей полноте, выходящей за пределы доминирующих и сегодня
механистических представлений» [11, с. 130]. Основная идея данного подхода заключается
в признании трансличностной природы человека, открытой космическому началу.
Суть и цель трансперсональной психологии оказываются близки цели «истинной философии»,
которая, по мысли В.С. Соловьева, заключается «в содействии <…> перемещению
центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный, трансцендентный мир,
другими словами – внутреннему соединению его с истинно-сущим» [15, с. 198–199].
В.С. Соловьев задолго до того как трансперсональная психология выделилась в отдельное
научное направление в работе «Философские начала цельного знания» разграничил в совокупности
состояний сознания три категории. Из них нас интересует именно третья категория состояний,
«в которых мы чувствуем себя определяемыми существенностью иною, чем мы, но
не внешнею нам, а, так сказать, еще более внутреннею, более глубокою и центральною, нежели
мы сами, – явления, в которых мы чувствуем себя не подчиненными, не стесненными,
а, напротив, возвышаемся над собой и получаем внутреннюю свободу» [15, с. 199–200]. Такие
явления – «суть явления мистические».
Под трансперсональным опытом можно понимать «чувство непосредственно воспринимаемой
связи с Богом, прямое и внутреннее сознание Божественного присутствия» [28, с. 22],
«познание Бога посредством опыта» [28, 23] или «перемещение в средоточие вещей и соединение
с самим божеством» [27, с. 576].
Таким образом, речь идет о слиянии с онтологической первоосновой мира и всякого бытия
вообще (Бог, Абсолют, Космическое сознание и т. д.). Иначе говоря, об опыте как особой
форме познания, выходящего за пределы индивидуальности, то есть трансцендирующегосубъект-объектную
дихотомию.
Подчеркнем, что трансперсональный опыт не отрицает дискурсивное мышление, однако
только в пределах его компетенции, то есть рационализации. Здесь под рационализацией мы
6
Стр.1