Вопросы гуманитарных наук, № 4, 2011
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Отечественная история
Васькин А.А.,1 член Союза писателей
Москвы
МОСКОВСКИЕ АДРЕСА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА.
«В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я...»
(БОЛЬШОЙ ХАРИТОНЬЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК, ДОМ 21)
«Они жили теперь в порядочном деревянном доме,
Юсуповском, рядом с домом самого князя, большого
туза. Сергей Львович был доволен этим соседством.
Князь, впрочем, редко показывался в Москве.
Раз только летом видел Сергей Львович его приезд,
видел, как суетился камердинер, открывали окна, несли
вещи, и вслед за тем грузный человек с толстыми
губами и печальными нерусскими глазами, не глядя по
сторонам, прошел в свой дом. Потом князь как-то
раз заметил Надежду Осиповну и поклонился ей широко,
не то на азиатский, не то на самый европейский
манер. Вслед за тем он прислал своего управителя
сказать Пушкиным, что дети могут гулять в
саду, когда захотят. Князь был известный женский
любитель, и Надежде Осиповне было приятно его
внимание. Вскоре он уехал».
Юрий Тынянов. «Пушкин»
Дворец Юсуповых – старейшее на сегодняшний день московское здание, связанное
с жизнью Пушкина. Воснове дворца – палаты XVI–XVII вв. Существующее ныне строение
сформировалось в результате неоднократных реконструкций и перестроек из двух первоначально
самостоятельных корпусов – восточного со столовой палатой и западного.
Композиция этого интереснейшего памятника московского гражданского зодчества связана
с «хоромным» принципом построения. Обращает на себя внимание живописная группировка
отдельных разновеликих объемов, крытых порознь кровлями различной высоты
и формы, то заслоняющих друг друга, то открывающих новые завораживающие виды.
На второй этаж дворца ведет наружная лестница, что было характерным архитектурным
приемом XVI–XVIIвв. Это относится и к столовой палате – обязательному для подобных
зданий парадному помещению. Нетрудно уловить в ней элементы, восходящие к Грановитой
палате Московского Кремля. Высокий свод, освещенный с обеих сторон многочисленными
окнами, напоминает гигантский купол.
Реконструкция 1892 г. (арх. Н.В. Султанов) в дань существовавшей тогда моде стилизовала
здание «под старину», что заметно проявилось в пышном декоре, обильно покрывшем
1 Васькин Александр Анатольевич – историк Москвы, писатель, журналист, лауреат Горьковской литературной
премии 2008 г. в номинации «По Руси» (краеведение). Автор книг «Спасти Пушкинскую
площадь», «Я не люблю московской жизни», или Что осталось от пушкинской Москвы»,
«ОтВолхонки до Знаменки», «От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа», «Монастыри Москвы»,
«Московский университет на Моховой» и других, а также более ста публикаций, исследований,
очерков на тему исторического прошлого российской столицы. Эта статья является началом серии
публикаций о пушкинской Москве.
9
Стр.1