2
А. Волин
Велико значение э11их слов и сегодня.
В речи на первой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва
товарищ Г. М. Маленков сказал: «Центральный Комитет партии
и Правительство требуют, чтобы все звенья советского государствеиного
апnарата, все должностные лица осуш,ествляли свою деяте.'Iьность на
основе строжайшего соблюдения законности, оберегали права советских
людей. А те должностные лиuа, которые будут допускать произвол
и беззакония в отношении советских граждан, и впредь будут строго
наказываться, не взирая на лица и чины»
.. В связи с упрочением советского общества и государственного строя,
nовышением материалыюга благосостояния и J{улыурного уровня населения,
роста его сознательности значительно укрешiлисu соuиалистическая
законность и социалистический правопорядок в стране .
.
.Престушюстu в нашей стране последовательно из года в год сокращалась
и сокращается в настоящее время, как чуждая по своей природе
социалистическому обществу и выступающая лишь как наследие
старого строя, как пережиток буржуазной идеологии в сознании
людей, постоянно подогреваемый капиталистическим окружением.
Теперь в нашем .государстве создаются возможности для еще более
успешной борьбы за дальнейшее укрепление закоiНюсти и социалистического
правопорядка,
В Советском государстве создан социалистнческий базис. Ему соответствует
и господствующая в нашем обществе социалистическая идеоло·
гия, нерушимую основу которой составляет марксизм-ленинизм. Но
у нас еще сохранил.ись остатки буржуазной идеологии, пережитки частнособственнической
психологии и морали. Эти пережитки не отмирают
сами собою, они очень живучи, могут расти, и nротив них надо вести
решительную бор~.>бу.
Носители буржуазной идеологии и морали, раз.rшчного рода отщепенцы
и перерожденцы являются тем элементом, среди которого разведки
империалистических государств вербуют себе агентов - вредителей,
диверсантов, шпионов-и засылают их в Советский Союз для подрывной
работы.
Пережитки буржуазной идеологии являются также источником нару·
шений социа.rrистическоi'О правопорядка, в частности источником хищений
социалистической собственности и личной собственности граждан,
спекуляции, обмана потребителей и государства, источником нарушений
государственной и трудовой дисциплины, нарушений прав граждан.
В бор,ьбе с буржуазными пережитками Советское государство
всегда исr.ользовало убеждение как основное и важнейшее средство
воспитания граждан в духе социалистической дисциплины и советской
морали. Но в борьбе с носителями опасных пережиткав необходимо
и применяемое по суду принуждение к дисциплине и правопорядку.
Это принуждевне и свнзанное с ним наказание должны применяться
к преступникам, и прежде всего к представляющим особую или повышен·
ную опасность для общества.
Вместе с тем на протяжении всей истории Советского государства,
как неоднократно подчеркивали Ленин и Сталин, принуждешrе к дис~
циплине никогда не играло скош,ко-нибудь решающего значения, -оно
всегда являлось лишь второстепенным элементом в управлении государством,
и применение этого принуждения в связи с упро
Стр.2
-------------·
За дальнейшее укрепление законности в судебиой деятельности
а
ступки, лишь формально подпадающие под nре~тупление, не доЛЖiЮ
иметь места в нашей судебной практике.
В Советском государстве суд не только карает за преступления, он
вместе с тем и .орг~ш воспитания. Воздействуя на расхитителей, воров,
спекулянтов, хулиганов и других опасных нарушителей социалистиче·
ской законности и nравопорядка, советское правосудие имеет своей
целью также их исправление и перевос.питаиие.
Но воспитательное значен:ие советского суда этим не исчерпывается.
Публичный разбор дела, выяснение всех отрицательных сторон в по1
ведении
нарушителя закона ишt в поведениu неправой стороны в гражданском
споре, выяснение антиобщественных мотивов, которыми руководствовался
под<:удимый при <:овершении общественно-опасного деяния,
оказывают огромное воспитательное воздействие и на многих
других граждан.
Эта сторона деятельности судебных органов еще не находится на
должном идейно-политическом уровне. Иногда разбор дела не достигает
задачи восnитания. Бывает нередко и так, что судебное рассмотрение
того или иного дела оставляет лишь отрицательное впечатление
у nрисутствующих на суде граждан.
Необходимо, что~ы рассмотрение де.'! происхощrло на высоком культурном
и политическом уровне, в точном соответствии с nринцилами
советской законности, строго объективно; со знанием дела, чтобы вскрывались
конкретные причйны, способствовавшие совершению преступдения,
из которых делались бы соответствующие выводы для улучшения
деятельности по nредупреждению nреступлений.
На воспитательную сторону советского суда, как на одну из ero
основных задач, обратил внимание М. И. Калини:н в своей речи,
посвященной десятилетию Верховного суда СССР: « ... Судья дол·
жен не то.r~ько уметь правильно поли11ически разобраться в данном конк~·етном
деле, в обстановке, в которой это дело произошло, правильно
оценить, распознать людей, участвова·вших в этом деле, выявить все пружины
iКаждого данного дела, его классовую подоплеку, сущность, но он
доJiжен еще кроме того суметь это сделать т а к у б е д и т е .'1 ь н о, т а к
п о к аз а т е .'1 ь н о, чтобы не только он сам и народные заседатели, но
и все присутствующие на суде разобрались бы в этом деле и поняли бы
nравильиость вынесенного судом решения».
Конституция СССР и уrоловно-nроцессуальный закон наделяют
судью, прокурора, следователя большими правами в их деятельности по
обнаружению преступлений. и наказанию виновных.
Возбуждение nротив того или И•иого лица уголовного дела во многих
случаях связано с применением к нему различного рода серьезных
ограничений: предварительный арест, nодписка о невыезде, арест имущества,
'В случае nризнания виновным по суду наказание. Учитывая это,
КонсТ1итуцня СССР и закон устанавливают такие формы nроцессуальной
деятельности следственных, nрокурорских и судебных органов,
а также наделяет обвиняемых такими правами, точное соблюдение
которых охраняет подследственного от необоснованного nрименения
к нему мер пресечения или других ограничений и вместе с тем создает
усJювия, необходимые для установления истины no делу.
Строгое соблюдение процессуальноrо закона является необходимым
условием правильного отправления правосудия. Ни один рабо-тник
следствия, прокуратуры и суда, каксе бы должноспюе положение
он ни занимал, не может иметь прав больше, чем ему подожена по
закону. Поэтому всякое превышени.е ими своих процессуальщ,Iх прав
является злоуnотреблением своим служебным nоло·жением и может
1*
Стр.3