Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567260)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторАлефиренко Н. Ф.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц288
ID244031
АннотацияВ учебном пособии представлена системная панорама становления лингвокультурологической теории слова в рамках взаимодействия новых парадигм когнитивной семантики, семиологии и лингвосинергетики. В соответствии с принципами двухуровневого обучения в высшей школе авторское видение ее методологических принципов и категорий дано в сопряжении с устоявшимися в лингвокультурологии традициями. Раскрываются истоки синергетического кодирования культурно-исторического опыта системой языка и системой мышления.
Кому рекомендованоДля магистрантов направления «Языковое образование». Пособие может быть использовано в общеобразовательном курсе «Культурология», изучающемся во всех высших учебных заведениях. Оно также обращено к лингвистам-исследователям, преподавателям, аспирантам и всем, кто интересуется ценностно-смысловым пространством слова.
ISBN978-5-9765-0813-2
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-923
Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка : учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 288 с. — ISBN 978-5-9765-0813-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/244031 (дата обращения: 30.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ценностносмысловое пространство языка Н.Ф. Алефиренко ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА Учебное пособие Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2010 УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 А48 Работа выполнена в рамках госконтракта № 02.740.11.5003 Рецензенты: Д-р филол. наук, проф. <...> Место лингвокультурологии в системе других наук . <...> Культура и лингвокультура: их категориальные признаки и единицы . <...> «Языковая картина мира» и этнокультурная специфика слова . <...> Предметно-изобразительный код и внутренняя форма культурно маркированного языкового знака . <...> Объектом лингвокультурологии, в частности, являются продукты ценностно-смыслового познания, мир субъективных образов, смыслов и ценностей, порождаемых языковыми личностями, точнее, их смысловыми установками. <...> По каким параметрам определяется ценностно-смысловое пространство языка? <...> Как соотносятся в когнитивной лингвокультурологии «сознательное» и эмоциональные аффекты, сопровождающие познание? <...> Лингвокультурология изучает также разноаспектные проблемы, связанные с пониманием этноязыковой картины мира, образа мира, языкового сознания, особенностей культурно-познавательного пространства языка. <...> Итак, лингвокультурология – научная дисциплина, предметом изучения которой является репрезентация в языке фактов культуры, своеобразным продуктом которой является так называемая лингвокультура (см. <...> В настоящее время объектом лингвокультурологии является языковая / дискурсивная деятельность, рассматриваемая с ценностносмысловой точки зрения. <...> Такое определение объекта лингвокультурологии восходит к гумбольдтовской концепции, согласно которой язык активно участвует во всех важнейших сферах культурно-дискурсивной жизни: в восприятии и понимании действительности. <...> Взаимосвязь лингвокультурологии и когнитивной лингвистики позволяет проникнуть в одну из самых сокровенных областей культуры – языковое сознание. <...> В когнитивной <...>
Лингвокультурология_ценностно-смысловое_пространство_языка.pdf
Н.Ф. Алефиренко ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА Учебное пособие 5-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 А48 Рецензенты: д-р филол. наук, проф. В.М. Шаклеин; проф. Л.И. Степанова (Университет г. Оломоуц, Чехия) Алефиренко Н.Ф. А48 Лингвокультурология : ценностно-смысловое пространство языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 288 с. ISBN 978-5-9765-0813-2 В учебном пособии представлена системная панорама становления лингвокультурологической теории слова в рамках взаимодействия новых парадигм когнитивной семантики, семиологии и лингвосинергети-ки. В соответствии с принципами двухуровневого обучения в высшей школе авторское видение ее методологических принципов и категорий дано в сопряжении с устоявшимися в лингвокультурологии традициями. Раскрываются истоки синергетического кодирования культурноисторического опыта системой языка и системой мышления. Для магистрантов направления «Языковое образование». Пособие может быть использовано в общеобразовательном курсе «Культурология», изучающемся во всех высших учебных заведениях. Оно также обращено к лингвистам-исследователям, преподавателям, аспирантам и всем, кто интересуется ценностно-смысловым пространством слова. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 ISBN 978-5-9765-0813-2 © Алефиренко Н.Ф., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................................6 Вопросы для самопроверки ...............................................................................13 Глава 1. Лингвокультурология как научная и учебная дисциплина ......14 1.1. Лингвокультурология как наука ....................................................................14 1.2. Лингвокультурология как учебная дисциплина ........................................30 1.3. Место лингвокультурологии в системе других наук ...............................35 1.4. Методология и методы лингвокультурологии ..........................................37 Вопросы для самопроверки ...............................................................................41 Проблемные задания ...........................................................................................41 Глава 2. Культура и лингвокультура: их категориальные признаки и единицы .......................................................................................................................42 2.1. Понятие культуры и лингвокультуры ...........................................................42 2.2. Единицы культуры и лингвокультуры .........................................................56 Вопросы для самопроверки ...............................................................................58 Проблемные задания ...........................................................................................59 Глава 3. Функциональное пространство лингвокультуры .........................60 3.1. Функции культуры как формы деятельности ............................................60 3.2. Лингвофилософия культуры и ее функциональная сущность .............65 3.3. Гипотеза лингвистической относительности ..............................................81 Вопросы для самопроверки ...............................................................................90 Проблемные задания ...........................................................................................90 Глава 4. Основные категории лингвокультурологии ...................................91 4.1. Лингвокультурология и лингвострановедение ..........................................91 4.2. Когнитивные основания лингвокультурологии ........................................94 4.3. Лингвокультурные параметры ценностно-смыслового восприятия мира ...........................................................................................................99 Вопросы для самопроверки .............................................................................104 Проблемные задания .........................................................................................104 Глава 5. Язык – культура – ментальность ......................................................105 5.1. Взаимодействие языка и культуры ...............................................................105 5.2. Ментальность: сопряжение языка, сознания и культуры ....................108 Вопросы для самопроверки .............................................................................119 Проблемные задания .........................................................................................119 Глава 6. «Языковая картина мира» и этноязыковое сознание ..............120 6.1. Смыслообразование на разных уровнях культурного сознания ........120 3
Стр.3
6.2. Лингвокогнитивное моделирование картины мира. Лингвокультурема .....................................................................................................123 6.3. «Языковая картина мира» и этнокультурная специфика слова .........133 Вопросы для самопроверки .............................................................................137 Проблемные задания .........................................................................................137 Глава 7. Когнитивно-культурологическая сущность внутренней формы языкового знака ........................................................................................138 7.1. Предметно-изобразительный код и внутренняя форма культурно маркированного языкового знака .........................................................................138 7.2. Культурно-дискурсивная интерпретация внутренней формы языкового знака ...........................................................................................................142 Вопросы для самопроверки .............................................................................149 Проблемные задания .........................................................................................149 Глава 8. Этноязыковое сознание и культура ................................................150 8.1. Этноязыковое сознание: миф или реальность? .......................................150 8.2. Этнокультурная сущность языкового сознания ........................................159 8.3. Этнокультурные константы языкового сознания ..................................164 Вопросы для самопроверки .............................................................................170 Проблемные задания .........................................................................................170 Глава 9. Лингвокультура и познание ................................................................171 9.1. Лингвокультурологические аспекты взаимоотношения языка и познания ........................................................................................................171 9.2. Этнокультурное своеобразие слова ..............................................................177 Вопросы для самопроверки .............................................................................180 Проблемные задания .........................................................................................180 Глава 10. Этноязыковая семантика как культурно-когнитивная категория ......................................................................................................................181 10.1. Этноязыковое пространство культуры ....................................................181 10.2. Языковое сознание как проблема лингвокультурологии ...................182 10.3. Принципы структурной стратификации этноязыкового сознания ...186 10.4. Этнокультурное сознание и языковое значение ....................................188 10.5. Значение – культурный концепт – понятие............................................191 Вопросы для самопроверки .............................................................................201 Проблемные задания .........................................................................................201 Глава 11. Синергетика языка и культуры ..................................................202 11.1. Синергетика лингвокультуры .....................................................................202 11.2. Синергетика культурного концепта и знака .......................................207 Вопросы для самопроверки .............................................................................214 Проблемные задания .........................................................................................214 4
Стр.4
Глава 12. Концепты культуры и языковая семантика ...............................215 12.1. Культурный концепт как феномен лингвокультуры ...........................215 12.1.1. Становление понятия «культурный концепт» ............................215 12.1.2. Культурный концепт: его природа и сущность ...........................219 12.2. Культурный концепт и языковая семантика ...........................................220 12.2.1. Культурный концепт и смысл ...........................................................220 12.2.2. Культурный концепт и языковое значение ..................................223 Вопросы для самопроверки .............................................................................233 Проблемные задания .........................................................................................233 Глава 13. Символизация языка культуры .......................................................234 13.1. Символизация этнокультурного пространства .............................................234 13.2. Символ как язык лингвокультуры ..................................................... 238 13.3. Языковые символы и речевые образы ........................................................241 13.4. Этноязыковая природа культурного концепта ......................................245 Вопросы для самопроверки .............................................................................250 Проблемные задания .........................................................................................250 Глава 14. Культурно-прагматический потенциал лингвокультурологии .................................................................................................... 251 14.1. Культурно-прагматические грани слова .................................................251 14.2. Культурно-прагматические коннотации слова .....................................262 14.3. Социокультурные стереотипы и коннотации слова ............................267 Вопросы для самопроверки .............................................................................272 Проблемные задания .........................................................................................272 Заключение ...................................................................................................................273 Рекомендуемая литература .....................................................................................275 Литература для самостоятельного углубленного изучения ........................275
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически