Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Культура Кубани: генезис и структурообразующие элементы. Материалы к лекциям (290,00 руб.)

0   0
АвторыЛях Валентина Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц774
ID196275
АннотацияПредлагаемая книга представляет собой материалы к лекциям по дисциплине «Теория и история региональной культуры», прочитанный профессором В.И.Лях в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Данная работа является результатом многолетнего труда автора и стала возможной благодаря его сотрудничеству со многими исследователями истории и культуры Кубани. Опубликованный материал адресован студентам, аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется культурой и искусством региона.
УДК394
ББК71.4
Культура Кубани: генезис и структурообразующие элементы. Материалы к лекциям / В.И. Лях .— : [Б.и.], 2009 .— 774 с. — URL: https://rucont.ru/efd/196275 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Региональная культурология и основные подходы ее исследования 12 Лекция 2. <...> В 1791 году была разгромлена турецкая крепость Анапа, и кубанские степи оказались открытыми для многочисленных переселенцев, основным ядром которых стали черноморские казаки. <...> Заселение Кубани велось по четырем направлениям: по правому течению реки Кубань были образованы Черномория и Старая линия, а с левой — Новая или Лабинская линия и Закубанье. <...> Черноморское казачье войско имело свою демократическую организацию управления и хозяйствования, кошевых атаманов, судей и писарей, свое вооружение - конницу, артиллерию, гребной флот, пехоту пластунов, а также регалии запорожского уклада - клейноды в виде знамен, булав, перначей и литавр. <...> Земля, на которой было расселено Черноморское казачье войско, стала называться Черноморией. <...> Столица Кубани - войсковой город Екатеринодар – основан в 1793 году. <...> Все сорок куреней объединялись в пять округов: Екатеринодарский, Фанагорийский, Бейсугский, Ейский и Григорьевский, статус которых предусматривал свои гербовые печати. <...> Так, Екатеринодарский округ с центром в курене Васюринском получил печать с изображением казака, приготовившегося к стрельбе; Фанагорийский с центром в городке Тамань — с рисунком лодки; Бейсугский с центром в курене Батуринский — плывущей рыбы; Ейский с центром в курене Щербиновский — казака с ружьем на карауле, Григорьевский с центром в курене Калниболотский — казачьего всадника на коне. <...> Кубань, являясь казачьей областью, разделилась на семь военноадминистративных отделов: Баталпашинский, Ейский, Екатеринодарский, Кавказский, Лабинский, Майкопский и Темрюкский. <...> Кубанская область представляла собой аграрную окраину Российской 8 империи, специализировавшуюся на производстве товарного зерна, преимущественно озимой пшеницы, на внутренний и внешний рынок. <...> В своем развитии Кубанская область достигла небывалых успехов. <...> Кроме того, Кубанская область стояла на одном <...>
Культура_Кубани_генезис_и_структурообразующие_элементы._Материалы_к_лекциям.pdf
1 Краснодарский государственный университет культуры и искусств В.И. Лях Культура Кубани: генезис и структурообразующие элементы Краснодар 2009
Стр.1
2 УДК 947(471.62) ББК 63.3(2Рос 235.7)-7 Рекомендовано к изданию учебно-методическим объединение по образованию в области народного творчества, соцуиально-культурной деятельности и информационных ресурсов МГУКИ Рецензент: Б.А. Трехбратов – доктор исторических наук, профессор Л.98 В.И. Лях Культура Кубани: генезис и структурообразующие элементы. Материалы к лекциям. Краснодар. – 2009. – 381 с. Предлагаемая книга представляет собой материалы к лекциям по дисциплине «Теория и история региональной культуры», прочитанный профессором В.И.Лях в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Данная работа является результатом многолетнего труда автора и стала возможной благодаря его сотрудничеству со многими исследователями истории и культуры Кубани. Опубликованный материал адресован студентам, аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется культурой и искусством региона. Работа выполнена при поддержке РГНФ и Администрации Краснодарского края. Проект № 07-03-38305а/Ю ISBN 978-5-94825-036-6 УДК 947(471.62) ББК 63.3(2Рос 235.7)-7 © Лях В.И.
Стр.2
3 Содержание Введение 5 Раздел 1. Теоретические основания региональной культуры Лекция 1. Региональная культурология и основные подходы ее исследования 12 Лекция 2. Пространственно-временная панорама культурогенеза как константы теории региональной культуры 24 Раздел 2. Ценностно-смысловые конструкты культуры древнекубанского региона в процессе смены культурных парадигм Лекция 3. Структурообразующие ценности культуры древнекубанского региона 43 Лекция 4. Кочевые племена и их межкультурные контакты 60 Лекция 5. Северное Причерноморье в эпоху античного мира 70 Лекция 6. Миф как форма трансляции культуры 84 Лекция 7. «Скифский звериный стиль» как метаязык культуры97 Лекция 8. Казак: размышления о генезисе концепта Лекция 9. «Зачатки» просвещения в поликультурной среде региона Лекция 10. Школа как универсалий культуры в пореформенный период Лекция 11. Народное образование в первые десятилетия XX века Лекция 12. Библиотеки в структуре книжной культуры Лекция 14. Декабристы в поликультурном пространстве региона Лекция 15. Изобразительное искусство в культурном пространстве региона Лекция 16. Музыкальное искусство в межкультурном диалоге Лекция 17. Культурно-исторический смысл гимна Кубанского казачества «Ты Кубань, ты наша Родина» Лекция 18. Кубанский войсковой певческий хор Лекция 19. Кубанский войсковой музыкантский хор в инфраструктуре региона Лекция 20. Мозаика художественной жизни Екатеринодара в конструировании культуры региона Список источников и литературы 109 126 138 154 Лекция 13. Просветительные общества и культурно-досуговые учреждения и их коммуникативная функция 161 173 185 197 213 232 245 264 286 311
Стр.3
4 ВВЕДЕНИЕ У каждого древа есть свои корни. И чем они глубже уходят в землю, тем крепче и мощнее его ствол. На нынешнем этапе развития общества важно обратиться к своим корням. Академик Д. Лихачев писал, что каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому. Обращение к старому, возрождение и сохранение его — это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. По мнению известного исследователя кубанского казачества Ф. Щербина, Кубань имеет тройную историю: 1) предысторию, 2) историю народов, временно оседавших на Кубани и 3) историю кубанских казаков. По письменным источникам древнейших писателей эта тройная история тянется не менее 2500 лет, а по данным исторической археологии она восходит до самой глубокой древности существования первобытного человека. Культура этого региона сложилась из смены целого ряда народов и смешения их культур. Возможно, ее первыми зодчими были арийцы, а их непосредственными наследниками — аборигены-киммерийцы. Кочевые и автохтонные народы оставили в городищах, курганах и могильниках многочисленные следы своего творчества. Здесь находят предметы искусства греков и итальянцев. В конце XVIII столетия на Кубань переселяется казачество, а с ним - представители самых разных наций и народностей. Этот «лакомый кусочек» всегда привлекал внимание русских государей: Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Темрюковне; Петр I мечтал о походе в Индию через Кубань и Прикаспийские степи, а Екатерина II по Кучук-Кайнарджийскому миру получила Предкавказье и Кубань. Русский полководец А. Суворов, назначенный в 1774 году командовать войсками на Кавказе, положил конец столкновениям черкесов с калмыками и татарами. В 1791 году была разгромлена турецкая крепость Анапа, и кубанские степи оказались открытыми для многочисленных переселенцев, основным ядром которых стали черноморские казаки. Князь Потемкин, организатор разгрома Запорожской Сечи, поручил бывшим запорожским старшинам Сидору Белому, Антону Головатому и Захарию Чепиге собрать «волонтерские команды» по охране границы российского государства, представлявшие довольно внушительную силу. По его приказу «волонтерские полки» получили название «казачье войско», которое затем было переименовано в «войско черноморских верных казаков». Позднее, казаки-запорожцы стали называться черноморцами, а весь кош - Черноморским казачьим войском. Наученные горьким опытом «разгрома» Запорожской Сечи,
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.