Региональная культурология и основные
подходы ее исследования
12
Лекция 2. <...> В 1791 году была разгромлена турецкая крепость
Анапа, и кубанские степи оказались открытыми для многочисленных
переселенцев, основным ядром которых стали черноморские казаки. <...> Заселение Кубани велось по четырем направлениям: по
правому течению реки Кубань были образованы Черномория и Старая линия,
а с левой — Новая или Лабинская линия и Закубанье. <...> Черноморское казачье войско имело свою демократическую
организацию управления и хозяйствования, кошевых атаманов, судей и
писарей, свое вооружение - конницу, артиллерию, гребной флот, пехоту пластунов, а также регалии запорожского уклада - клейноды в виде знамен,
булав, перначей и литавр. <...> Земля,
на которой было расселено Черноморское казачье войско, стала называться
Черноморией. <...> Столица Кубани - войсковой город Екатеринодар – основан в 1793
году. <...> Все сорок куреней объединялись в пять округов: Екатеринодарский,
Фанагорийский, Бейсугский, Ейский и Григорьевский, статус которых
предусматривал свои гербовые печати. <...> Так, Екатеринодарский округ с
центром в курене Васюринском получил печать с изображением казака,
приготовившегося к стрельбе; Фанагорийский с центром в городке Тамань —
с рисунком лодки; Бейсугский с центром в курене Батуринский — плывущей
рыбы; Ейский с центром в курене Щербиновский — казака с ружьем на
карауле, Григорьевский с центром в курене Калниболотский — казачьего
всадника на коне. <...> Кубань, являясь казачьей областью, разделилась на семь военноадминистративных отделов: Баталпашинский, Ейский, Екатеринодарский,
Кавказский, Лабинский, Майкопский и Темрюкский. <...> Кубанская область представляла собой аграрную окраину Российской
8
империи, специализировавшуюся на производстве товарного зерна,
преимущественно озимой пшеницы, на внутренний и внешний рынок. <...> В своем развитии Кубанская область достигла небывалых успехов. <...> Кроме того, Кубанская область стояла на одном <...>
Культура_Кубани_генезис_и_структурообразующие_элементы._Материалы_к_лекциям.pdf
1
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
В.И. Лях
Культура Кубани:
генезис и структурообразующие элементы
Краснодар 2009
Стр.1
2
УДК 947(471.62)
ББК 63.3(2Рос 235.7)-7
Рекомендовано к изданию учебно-методическим объединение по
образованию в области народного творчества, соцуиально-культурной
деятельности и информационных ресурсов МГУКИ
Рецензент:
Б.А. Трехбратов – доктор исторических наук, профессор
Л.98
В.И. Лях Культура Кубани: генезис и структурообразующие
элементы. Материалы к лекциям. Краснодар. – 2009. – 381 с.
Предлагаемая книга представляет собой материалы к лекциям по
дисциплине «Теория и история региональной культуры», прочитанный
профессором В.И.Лях в Краснодарском государственном университете
культуры и искусств. Данная работа является результатом многолетнего
труда автора и стала возможной благодаря его сотрудничеству со многими
исследователями истории и культуры Кубани. Опубликованный материал
адресован студентам, аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется
культурой и искусством региона.
Работа выполнена при поддержке РГНФ и Администрации
Краснодарского края. Проект № 07-03-38305а/Ю
ISBN 978-5-94825-036-6
УДК 947(471.62)
ББК 63.3(2Рос 235.7)-7
© Лях В.И.
Стр.2
3
Содержание
Введение
5
Раздел 1. Теоретические основания региональной культуры
Лекция 1. Региональная культурология и основные
подходы ее исследования
12
Лекция 2. Пространственно-временная панорама
культурогенеза как константы теории региональной культуры 24
Раздел 2. Ценностно-смысловые конструкты культуры
древнекубанского региона в процессе смены культурных парадигм
Лекция 3. Структурообразующие ценности культуры
древнекубанского региона
43
Лекция 4. Кочевые племена и их межкультурные контакты 60
Лекция 5. Северное Причерноморье в эпоху античного мира 70
Лекция 6. Миф как форма трансляции культуры
84
Лекция 7. «Скифский звериный стиль» как метаязык культуры97
Лекция 8. Казак: размышления о генезисе концепта
Лекция 9. «Зачатки» просвещения в поликультурной
среде региона
Лекция 10. Школа как универсалий культуры
в пореформенный период
Лекция 11. Народное образование в первые десятилетия
XX века
Лекция 12. Библиотеки в структуре книжной культуры
Лекция 14. Декабристы в поликультурном пространстве
региона
Лекция 15. Изобразительное искусство в культурном
пространстве региона
Лекция 16. Музыкальное искусство в межкультурном
диалоге
Лекция 17. Культурно-исторический смысл гимна
Кубанского казачества «Ты Кубань, ты наша Родина»
Лекция 18. Кубанский войсковой певческий хор
Лекция 19. Кубанский войсковой музыкантский хор
в инфраструктуре региона
Лекция 20. Мозаика художественной жизни
Екатеринодара в конструировании культуры региона
Список источников и литературы
109
126
138
154
Лекция 13. Просветительные общества и культурно-досуговые
учреждения и их коммуникативная функция
161
173
185
197
213
232
245
264
286
311
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
У каждого древа есть свои корни. И чем они глубже уходят в землю,
тем крепче и мощнее его ствол. На нынешнем этапе развития общества
важно обратиться к своим корням. Академик Д. Лихачев писал, что каждый
культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к
прошлому. Обращение к старому, возрождение и сохранение его — это не
отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение
себя в истории.
По мнению известного исследователя кубанского казачества Ф.
Щербина, Кубань имеет тройную историю: 1) предысторию, 2) историю
народов, временно оседавших на Кубани и 3) историю кубанских казаков. По
письменным источникам древнейших писателей эта тройная история тянется
не менее 2500 лет, а по данным исторической археологии она восходит до
самой глубокой древности существования первобытного человека.
Культура этого региона сложилась из смены целого ряда народов и
смешения их культур. Возможно, ее первыми зодчими были арийцы, а их
непосредственными наследниками — аборигены-киммерийцы. Кочевые и
автохтонные народы оставили в городищах, курганах и могильниках
многочисленные следы своего творчества. Здесь находят предметы искусства
греков и итальянцев. В конце XVIII столетия на Кубань переселяется
казачество, а с ним - представители самых разных наций и народностей.
Этот «лакомый кусочек» всегда привлекал внимание русских
государей: Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Темрюковне;
Петр I мечтал о походе в Индию через Кубань и Прикаспийские степи, а
Екатерина II по Кучук-Кайнарджийскому миру получила Предкавказье и
Кубань.
Русский полководец А. Суворов, назначенный в 1774 году
командовать войсками на Кавказе, положил конец столкновениям черкесов с
калмыками и татарами. В 1791 году была разгромлена турецкая крепость
Анапа, и кубанские степи оказались открытыми для многочисленных
переселенцев, основным ядром которых стали черноморские казаки. Князь
Потемкин, организатор разгрома Запорожской Сечи, поручил бывшим
запорожским старшинам Сидору Белому, Антону Головатому и Захарию
Чепиге собрать «волонтерские команды» по охране границы российского
государства, представлявшие довольно внушительную силу. По его приказу
«волонтерские полки» получили название «казачье войско», которое затем
было переименовано в «войско черноморских верных казаков». Позднее,
казаки-запорожцы стали называться черноморцами, а весь кош -
Черноморским казачьим войском.
Наученные горьким опытом «разгрома» Запорожской Сечи,
Стр.4