Аналитическая записка 2009/06
Высшее образование в Узбекистане:
факторы, сдерживающие потенциал
инновационного развития
Ташкент 2009
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2009
Все права принадлежат Центру экономических исследований. <...> По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. <...> Варианты позиционирования бакалавров и магистров на рынке труда
28 <...> ПКМ 293 – Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от
24.06.2004 г. № 293 «О совершенствовании деятельности Государственного
центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» <...> ПКМ 341 – Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан
от 20.07.2004 г. № 341 «О совершенствовании деятельности Министерства
высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан» <...> Факторы, сдерживающие
потенциал инновационного развития
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных условий поддержания непрерывности инновационного процесса в экономике является, является способность системы
высшего образования работать на опережение требований экономики и
общества к квалификации специалистов. <...> Администрация ВУЗов должна
отдавать себе отчет, что поступивший сегодня абитуриент должен быть
способен трудоустроиться через 4–5 лет, поскольку этот показатель прямо характеризует качество обучения в ВУЗе и отражает его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. <...> При этом администрация ВУЗов должна обеспечивать качество и результативность образовательного процесса, учитывая
интересы и запросы студентов в отношении того, чему и каким образом
ВУЗы должны их обучать. <...> Высшая школа в Узбекистане далека от рассмотренных выше требований. <...> В целях устранения
выявленных проблем <...>
Аналитические_записки_и_брифы_ЦЭИ_(на_русском_языке)_№9_2009.pdf
Аналитическая записка 2009/06
Высшее образование в Узбекистане:
факторы, сдерживающие потенциал
инновационного развития
Ташкент 2009
Стр.1
Точка зрения, выраженная в данной аналитической записке принадлежит членам
рабочей группы и может не совпадать с официальной точкой зрения ЦЭИ
© Центр экономических исследований, 2009
Все права принадлежат Центру экономических исследований. Любое воспроизведение
доклада или использование выдержек из данной публикации могут быть произведены
только с письменного согласия, ссылка на источник обязательна. По всем вопросам,
касающимся перепечатки, перевода и приобретения печатных версий обращаться по
следующему адресу: Центр экономических исследований, Узбекистан, Ташкент, 100070,
ул. Усмана Носира, 1-й тупик, дом 5
Стр.2
Координатор исследований: Ирманов Азат Жолдасович
Быстров Дмитрий Викторович
кандидат технических наук
доцент Государственного Технического
Университета
Вставки
1.
2.
Связь между долгосрочными целями промышленной политики и целями
высшего образования
Варианты позиционирования бакалавров и магистров на рынке труда
3. Цели уровней образования
4.
Индикативное управление
стр.
26
28
29
30
Список используемых сокращений
1.
ЗРУ – Закон Республики Узбекистан «Об образовании»
2. ПКМ 293 – Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от
24.06.2004 г. № 293 «О совершенствовании деятельности Государственного
центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан»
3. ПКМ 341 – Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан
от 20.07.2004 г. № 341 «О совершенствовании деятельности Министерства
высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан»
4. МЮ 1222 – Положение «О высшем образовании», утверждено Министерством
высшего и среднего специального образования РУз (приказ
от 09.02.2003 № 9), зарегистрировано Министерством юстиции РУз от
25.02.2003 г. № 1222
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................................................................7
I. УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ...........................................................................................................9
1.1. Формулирование государственной политики в сфере
высшего образования и ее реализация ......................................................................................9
1.2. Реализация государственной политики в сфере высшего образования ................ 13
1.3. Мониторинг и оценка в сфере высшего образования ..................................................... 15
II. УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ ................................................................... 17
2.1. Вмешательство государственных органов в деятельность высших учебных
заведений ............................................................................................................................................... 17
2.2. Институты управления высшим учебным заведением .................................................... 23
2.2.1. Концентрация полномочий в исполнительном органе .......................................... 23
2.2.2. Планирование деятельности и развития высших учебных заведений ........... 24
2.2.3. Информационное пространство ....................................................................................... 24
III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ........................................................................... 26
3.1. Совершенствование механизмов государственого регулирования
высшей школы ..................................................................................................................................... 27
3.1.1. Совершенствование механизмов определения целей развития высшей
школы ........................................................................................................................................................ 28
3.1.2. Совершенствование механизмов реализации государственной политики . 29
3.1.3. Информационное обеспечение о состоянии высшей школы ............................. 31
3.2. Повышение самостоятельности высших учебных заведений ....................................... 32
3.2.1. Стимулы эффективной образовательной деятельности ........................................ 32
3.2.2. Обеспечение прозрачности механизмов управления ВУЗом ............................. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................................................................... 36
Приложения ......................................................................................................................................................... 37
Приложение №1 логическая матрица «Анализ проблем функционирования
и развития высшей школы в Узбекистане» ........................................................................................... 37
Приложение №2 логическая матрица «Основные цели совершенствования
высшей школы в Узбекистане» ................................................................................................................... 42
Приложение №3 План мероприятий по основным направления дальнейшего
совершенствования и развития высшего образования в Республике Узбекистан ............ 48
6 6
Стр.4