Шульга В.И.,
доцент кафедры публичного права
Института права и управления ВГУЭС,
кандидат юридических наук,
доцент, старший научный сотрудник
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-КРИМИНОЛОГОВ КАК
ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В последние десятилетия все чаще звучат высказывания о недостоверности статистической информации о состоянии преступности. <...> При этом предается
забвению то обстоятельство, что уголовная статистика отражает не только и не
столько состояние преступности, сколько результаты деятельности законодательных и правоохранительных органов по законодательному установлению
конкретных составов преступления, а также по выявлению, регистрации, раскрытию фактов совершения преступлений и расследованию по ним уголовных
дел. <...> От показателей уголовной статистики, правильной их интерпретации,
определения ее места в оценке состояния преступности зависит организация
борьбы с преступными проявлениями. <...> Так, считается, что борьба с преступностью правоохранительной системой является «успешной», если в уголовной статистике числовые значения показателей фактов выявления и регистрации совершенных преступлений ниже,
чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). <...> Подобная «оценка» с остояния преступности не позволяет уже долгие годы выработать взвешенную и ре-
2
алистичную уголовную, в том числе уголовно-правовую, криминологическую,
пенитенциарную и т.п. политику. <...> К этим разновидностям уголовной политики
следует добавить и учетно-регистрационную политику в соответствии с целями
и задачами борьбы с преступностью. <...> В такой политике четко бы обозначились
роль и место уголовной статистики. <...> В настоящее время в соответствии с федеральным законом о государственном учете и отчетности статистический учет направлен на удовлетворение
информационных потребностей государства и общества, как сводной агрегированной (суммированной), документированной информации о количественной <...>
ПОДГОТОВКА_СПЕЦИАЛИСТОВ-КРИМИНОЛОГОВ_КАК_ВАЖНЕЙШАЯ_ЧАСТЬ_ОРГАНИЗАЦИИ_БОРЬБЫ_С_ПРЕСТУПНОСТЬЮ.pdf
Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей. Проблемы. Мнения.
Дискуссии. События.— 2010. — №№ 1 (5).— С.132-137.
Шульга В.И.,
доцент кафедры публичного права
Института права и управления ВГУЭС,
кандидат юридических наук,
доцент, старший научный сотрудник
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-КРИМИНОЛОГОВ КАК
ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В последние десятилетия все чаще звучат высказывания о недостоверности
статистической информации о состоянии преступности. При этом предается
забвению то обстоятельство, что уголовная статистика отражает не только и не
столько состояние преступности, сколько результаты деятельности законодательных
и правоохранительных органов по законодательному установлению
конкретных составов преступления, а также по выявлению, регистрации, раскрытию
фактов совершения преступлений и расследованию по ним уголовных
дел. От показателей уголовной статистики, правильной их интерпретации,
определения ее места в оценке состояния преступности зависит организация
борьбы с преступными проявлениями. В связи с этим уголовной статистике
следует придавать несколько иное значение, чем это делалось и делается до
настоящего времени.
Так, считается, что борьба с преступностью правоохранительной системой
является «успешной», если в уголовной статистике числовые значения показателей
фактов выявления и регистрации совершенных преступлений ниже,
чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). Подобная «оценка» состояния
преступности не позволяет уже долгие годы выработать взвешенную и ре
Стр.1
2
алистичную уголовную, в том числе уголовно-правовую, криминологическую,
пенитенциарную и т.п. политику. К этим разновидностям уголовной политики
следует добавить и учетно-регистрационную политику в соответствии с целями
и задачами борьбы с преступностью. В такой политике четко бы обозначились
роль и место уголовной статистики.
В настоящее время в соответствии с федеральным законом о государственном
учете и отчетности статистический учет направлен на удовлетворение
информационных потребностей государства и общества, как сводной агрегированной
(суммированной), документированной информации о количественной
стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других
общественных процессов1, в том числе явлений и процессов криминального
типа. Уголовная статистика, как часть юридической (правовой) статистики,
представляет собой совокупность сведений о первичном учете фактов выявления
и регистрации совершенных преступлений и лиц, их совершивших.
Формированием уголовной статистики занимаются информационные
центры МВД-УВД. Они анализируют и описывают первичные количественные
и качественные обобщенные показатели уголовной статистики за определенный
отчетный период в сравнении с другим отчетным периодом по установленным
формам учета и отчетности. В результате получаемой такой информации
дается оценка не состоянию фактической преступности в стране (регионе),
а состоянию учетно-регистрационной и правоохранительной деятельности по
выявлению, регистрации, раскрытию и расследованию, причем, незначительной
части совершенных преступлений. Подобная информация имеет несколько отдаленное
отношение к криминологической характеристике состояния фактической
преступности, чем это следует из утверждений официальных органов власти,
а также устоявшегося мнения широкой общественности.
Такому некорректному с научной точки зрения восприятию уголовной
статистики для оценки преступности способствует то обстоятельство, что до
1 Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистике в Российской
Федерации от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ / http://www.gks.ru/wps/portal.
Стр.2