Э.Ю. Паниткова
«Я» И ДРУГИЕ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Каждый человек – это особый мир, микрокосм, воспринимающий мир,
исходя из своей перспективы, исходя из тех обстоятельств, в которых
находится – данная идея особенно ярко зазвучала в рамках феноменологии и
феноменологической социологии. <...> Гуссерлю, конституция любого
мира, в том числе мира собственного потока переживаний, имеет структуру,
ориентированную по отношению к некоторой «нулевой точке» (Nullglied), а
именно – личности. <...> Шутц, продолжая исследование гуссерлевской
категории «жизненный мир», вводит понятие «биографическая ситуация». <...> Шутц, вслед за Гуссерлем, признает, что изначально индивид определяет мир,
исходя из своей собственной перспективы, исходя из позиции «Здесь», с
помощью которой он организует жизненный мир в зоны реальной и
потенциальной досягаемости, каждая из которых несет в себе открытый
горизонт неопределенной определимости. <...> (Следует
оговориться, что в данном случае речь идет о западной традиции осознания,
понимания себя в мире, и данная позиция не претендует на культурную
универсальность. <...> «Я» – это тождественность самому себе, целостность моей
физической оболочки и моей психики, и я обречен на одиночество, поскольку
никогда не смогу выйти ни за пределы своего сознания, ни за пределы своего
тела. <...> Однако «Я» не существует в мире изолированно: оно рождается в мир,
наполненный другими «Я», мир, который оказывается для него полем
1
возможных действий, которые так или иначе подразумевают взаимодействия с
другими. <...> «Заключенность» человека в мире собственных фантазий и переживаний
делает невозможным эффективное взаимодействие с другими, а подобное
взаимодействие необходимо (исходя из различных причин, в том числе и
биологических). <...> Это вызывает
потребность во взаимопонимании, в социальном конструировании реальности. <...> Взаимодействие
оказывается
конструктивнее <...>
«Я»_И_ДРУГИЕ_ПРОБЛЕМА_ВЗАИМОПОНИМАНИЯ_И_ОБОСНОВАНИЕ_НЕОБХОДИМОСТИ_СОЦИАЛЬНОГО_КОНСТРУИРОВАНИЯ_РЕАЛЬНОСТИ.pdf
УДК 165.2
Э.Ю. Паниткова
«Я» И ДРУГИЕ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Каждый человек – это особый мир, микрокосм, воспринимающий мир,
исходя из своей перспективы, исходя из тех обстоятельств, в которых
находится – данная идея особенно ярко зазвучала в рамках феноменологии и
феноменологической социологии. Согласно Э. Гуссерлю, конституция любого
мира, в том числе мира собственного потока переживаний, имеет структуру,
ориентированную по отношению к некоторой «нулевой точке» (Nullglied), а
именно – личности. А. Шутц, продолжая исследование гуссерлевской
категории «жизненный мир», вводит понятие «биографическая ситуация».
Шутц, вслед за Гуссерлем, признает, что изначально индивид определяет мир,
исходя из своей собственной перспективы, исходя из позиции «Здесь», с
помощью которой он организует жизненный мир в зоны реальной и
потенциальной досягаемости, каждая из которых несет в себе открытый
горизонт неопределенной определимости.
Каждый из нас осознает себя как «я», как самость, «одноличие», т.е.
каждый из нас, будучи в здравом уме, полагает, что он заключен в
определенное биологическое тело и обладает собственным сознанием. (Следует
оговориться, что в данном случае речь идет о западной традиции осознания,
понимания себя в мире, и данная позиция не претендует на культурную
универсальность.) «Я» – это осознание того, что я существую, мыслю,
чувствую. «Я» – это тождественность самому себе, целостность моей
физической оболочки и моей психики, и я обречен на одиночество, поскольку
никогда не смогу выйти ни за пределы своего сознания, ни за пределы своего
тела. Однако «Я» не существует в мире изолированно: оно рождается в мир,
наполненный другими «Я», мир, который оказывается для него полем
1
Стр.1