ОАО «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ»,
Москва, Россия
Панкова А. Н.
Alevtina N. Pankova
OAO «Central Collector of Libraries «BIBCOM», Moscow, Russia
БИБЛИОТЕЧНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО: ОРИЕНТИР ИЛИ ТОРМОЗ?
Интервью с директором центра издательских программ ЦКБ «БИБКОМ», председателем секции
издательской и книгораспространительской деятельности РБА Алевтиной Николаевной Панковой.
Books from of Library Publishing Houses: a Guideline or an Obstacle? (Library Publishing House as a Competent
Subject of a Book Market)
1. Расскажите, в чем специфика издательской деятельности библиотек? Какую литературу
они издают: тематика, жанры, кто является автором этих книг? Может ли опыт библиотек как
издателей в чем-то помочь обычным издателям? Что полезного в этом опыте? Какие здесь
возможности для совместных изданий?
Сегодня крупные библиотеки, как российские, так и зарубежные, являются одновременно и
издающими организациями. Публикаторская деятельность библиотеки - это одна из ее основных
функций. Конечно, основные «библиотечные» жанры – это библиографические указатели, каталоги,
научно-методические разработки. Однако библиотечные издатели, основываясь на тех документах,
которые хранит библиотека, могут предложить читателю и немало оригинальных проектов, редких
изданий.
Почему, спросите вы? Да потому, что библиотека, прежде всего, - хранитель истинных
сокровищ, прекрасно знающий свои фонды. Приведу примеры.
Российская государственная библиотека совместно с одним из благотворительных фондов
несколько лет работает по совместному проекту: серией книг «Культурное наследие». Уже вышли в
свет «Москва на старых картах», «Российская провинция», «Книга в семье Романовых», «Н.П.
Румянцев». Это богато иллюстрированные подарочные книги-альбомы, в подготовке которых приняли
участие многие отделы-фондодержатели, научные отделы РГБ. Работа библиотекарей над изданием
сводится к подбору документов, иллюстративного материала, но не только. Даже если текст нового
издания создан автором «со стороны», его просматривают библиотекари: устраняют фактические, а
нередко и концептуальные ошибки.
Другой интересный проект РГБ - серия альбомов «Русский плакат», а также выпуск
уникального альбома акварелей Августа Петцольта (1861 г.), ранее не публиковавшихся. В основе
этих изданий – редкие, подчас сохранившиеся в единственном экземпляре документы, сохраненные
библиотекой.
Можно говорить об изданиях другого типа: тематических сборниках. Так, на отборе и анализе
огромного пласта литературы по Кавказу, собранной библиотекой более чем за два века, выпущен в
свет сборник «Кавказ в сердце России».
Подобные шедевры становятся доступны читателям, благодаря издательских структурам других
крупнейших библиотек: факсимильные издания рукописных памятников (Российская национальная
библиотека, С.-Петербург), «Экслибрисы и штемпели частных коллекций» и др. (Государственная
публичная историческая библиотека).
Какой вывод следует из этого? Библиотечные издательства выступают создателями
новых типов изданий и могут эти проекты разрабатывать и осуществлять.
Одновременно библиотечное издательство - это база, обслуживающая научные отделы
Библиотеки, которая популяризирует и распространяет научный опыт ее сотрудников. И здесь тоже
масса интересных открытий.
Особенно хотелось бы остановиться на монографиях указателях, подготовленных
библиотеками. Просто приведу названия: «Чистка массовых библиотек» - РГБ, «Цензура в России
в 1905 – 1917 гг.» - РНБ, «Ложные и отреченные книги славянской и русской старины» - ГПИБ и
многое другое.
Другой пример такого типа изданий – «Сводный каталог листовок первых лет Советской
власти», «Несоветские газеты 1918 – 1922 гг.» - РНБ, «Полный сборник платформ всех русских
политических партий» - ГПИБ. Да и «обычные» библиографические указатели – «Н.П. Румянцев»
(РГБ), «М.Д.Скобелев» (Рязанская ОУНБ), «Библиотека и краеведение» (РНБ), «Списки
Стр.1